"Белорусские группы есть, но конкуренции никакой от нас не идёт"
Литвинский, Апанович и Таболич рассуждают о качестве белорусского метала, его востребованности и о вероятности появления крупного металл-оупен-эйра.
20 марта в клубе Re:Public состоится концерт групп Gods Tower, Znich и Litvintroll, который позиционируется, как выступление тёх поколений белорусского метала. В преддверии события, Еврорадио решило узнать, какое место занимают наши металлисты в мире, чего не хватает группам для расширения аудитории, ожидать ли появления большого металлического оупен-эйра и почему металл перестал быть "на слуху". Отвечают на эти вопросы лидер Znich Алесь Таболич и лидер Litvintroll Андрей Апанович. Место эксперта занимает основатель культовой радиопрограммы "Massa Brutto" Александр Литвинский.
Еврорадио: Востребована ли метал-музыка на сегодняшний день в нашей стране и вообще в мире?
Алесь Таболич: Сразу хочу объяснить, почему концерт позиционируется, как три столпа белорусского металла на одной сцене. Каждая из трёх групп имела определенную сильную позицию в металлическом движении в определенный период. Я не говорю, что эти группы — основная металлическая тусня у нас, но, если говорить про фолк-метал, то они точно одни из лидеров.
А что касается востребованности, то в мире метал всегда был востребован, а вот в Беларуси — периодами. Хотя сейчас интерес к этой музыке снижается везде, мне кажется. Думаю, что именно это и стало причиной приездов всемирно известных металлистов в Беларусь — там они уже не так нужны... Но наш эксперт, наверное, более обоснованно расскажет (улыбается).
Александр Литвинский: Началось!) Метал-музыка — часть шоу-бизнеса. Естественно, есть и взлёты, есть и падения, но не в этом ли и есть развитие?! Другое дело, что сейчас сама музыкальная индустрия переживает упадок. И это всем известно. Диски не продаются, потому что проще скачать пластинку в интернете. Другое дело — качество, но об этом можно очень долго и нудно говорить. Поэтому группы вынуждены выходить на сцену, даже те, которые никогда до этого на сцену не выходили. Просто, чтобы заработать деньги. Но не на очередной "Феррари", а чтобы банально отбить альбом. Ведь если группы не подписаны на каких-то лейблах, то они вкладывают собственные деньги. Да и у тех же лейблов не сказать, что всё хорошо.
Поэтому в течение последних нескольких лет наблюдается очень активное фестивальное движение. И мне кажется, что сейчас происходит такое слияние. Те группы, которые ранее не представляли себе совместное выступление на одной сцене, сейчас абсолютно нормально выступают. Я говорю о том, что после выступления блэк-металлической банды могут выйти панки, и это будет норма. Просто потому, что нужен какой-то вал, нужен зритель, нужно продавать мерчэндайз, те же диски, те же винилы, которые снова входят в моду... Каждая культура и метал-культура, в том числе, выживает так, как это получается. А популярна она или нет, мне сложно ответить, для меня популярна, а для кого-то — нет.
Андрей Апанович: Кому-то и Макс Корж не популярен, и Солодуха, а Минск-Арену собирают.
Александр Литвинский: К сожалению, количество любителей не велико. Естественно, Znich, Litvintroll i Gods Tower не соберут Минск-Арену, но... Мы берём не количеством, а качеством!
Еврорадио: Занимают ли белорусские группы свою нишу за рубежом, знают ли их там?
Александр Литвинский: Знаешь, люди, которые интересуются, знают. А среднестатистическим слушателям метала отчасти всё равно. Большинство людей поддаются рекламе. Если лейбл или группа вкладывают много денег в рекламу, и люди видят на обложках практически всех знаменитых специализированных журналов лицо Нергала из Behemoth, то понятно, ими будут интересоваться и приобретать их диски. Если бы Алесю Таболичу, например, хватило денег на то, чтобы группа появилась на всех обложках, то и группой Znich очень бы заинтересовались повсюду. Поэтому, когда человек копает, то он нароет.
Но определенный интерес к Беларуси и белорусской сцене присутствует. Другое дело, чем эта заинтересованность вызвана. Если человек интересуется политической, экономической и т.д. жизнью Беларуси, то он может заинтересоваться и музыкой, которая здесь есть. Тем более, рок и метал-музыка всегда были музыкой протеста, наверное, такими и остаются. К тому же, как не крути, но белорусская музыка в чём-то уникальна и интересна.
Если бы изначально Znich планировал зарабатывать деньги, то они бы играли что-нибудь вроде 30 Seconds to Mars
Алесь Таболич (Znich)
Еврорадио: А по уровню мы дотягиваем до всемирно известных групп?
Андрей Апанович: Не всегда. Во-первых, инструменты. У нас очень мало ансамблей, играющих на нормальных инструментах. Взяли какое-нибудь китайское говно и давай лабать.
Александр Литвинский: Китайскую музыку (смеются).
Андрей Апанович: К тому же, где-то 90 процентов наших групп не имеют индивидуальности. Услышали Metallica, понравилось и давай валить, как и они. Не хотят думать, создавать что-то своё, быть оригинальными.
Алесь Таболич: Ещё очень влияет то, что у нас музыкой не зарабатывают. У нас и лейбла то нет. А то, что у нас талантливые музыканты — факт, просто этот талант заметен только на репетициях. Как когда-то сказал Лесли (лидер Gods Tower — прим. Еврорадио), все музыканты работают на заводах, а вечером, если останется время, репетируют. И тут китайские инструменты, может, не такая большая проблема. Более важно то, что сами белорусы не знают белорусские группы. А донести что-то до нашего слушателя очень сложно. Например, в Гомеле дэз-метал-группа Vein of Hate сняла такой клип, который наверняка никто в Беларуси не снимает. Но знает ли кто-нибудь об этом?
Александр Литвинский: Ну, так есть же группа из Речицы Homoferus, которая сейчас живет в Бергене, но продолжает себя позиционировать, как белорусская группа. У них начинается тур с Vital Remains и Gorgoroth, но кто об этом знает?
Белорусские группы есть, но конкуренции никакой от нас не идёт. На белорусскую сцену, к сожалению, никто не равняется и неизвестно, сколько лет должно пройти, чтобы начали. Связано это с множеством факторов. У нас музыка — хобби, а соответственно, и отношение к ней такое же — как к хобби. У большинства западных музыкантов есть определённые цели и задачи. Если группа собирается зарабатывать деньги, то она планомерно к этому идёт. Отслеживаются тенденции, и группа — уже не хобби, а работа. Вкладываются деньги в оборудование, в инструменты, в студию, звук, качество, потом вкладываются деньги в распространение этой записи и т.д. Причём, не важно, чьи это деньги: собственные, родительские или спонсорские.
А у нас почему-то думают, что если ты сегодня выложил песню в "Вконтакте", то завтра проснулся популярным. Такого не было и, наверное, никогда уже не будет. И всё равно хватает таких умных. Поэтому всё зависит от целей и задач. Думаю, если бы в начале карьеры группа Znich поставила цель зарабатывать деньги, то они вряд ли играли бы ту музыку, которую играют сейчас. Они бы следили за тенденциями и исполняли бы что-то вроде 30 Seconds to Mars, а в лучшем случае Caliban. А они играют то, что хотят, то, что умеют, то, что, наконец, получается. А вот хорошо это или плохо, решать уже слушателям.
Может быть, я кого-то сейчас обижу, но я наблюдал за некоторыми белорусскими группами на европейских больших и не очень фестивалях. И эти группы выглядели так, будто они играют на репетиции. Это проблема, и я не знаю, как это изменить. Что нужно сказать этим группам, чтобы они выглядели так, как предыдущие выступающие, которые выкладывались даже не на 100, а на все 200 процентов. А наши группы как-будто закомплексованы, у них нет чего-то такого, что хочется майку на себе порвать. Может быть, не хватает сценической практики, а может, группа тупо наелась местечковой популярности. То есть, они знают, что на концертах собирают 300 человек, которые знают их песни, и им достаточно. Они думают, что то же количество людей будет их так же поддерживать и на концертах в Чехии, Польше, Германии... Нет! Они будут тупо стоять и смотреть, а не понравится, пойдут пить пиво.
Есть ещё один очень важный фактор, который уже много лет подряд не меняется. Это отношение белоруса к тому, что создано в Беларуси. Я не говорю про колбасу и сметану, я говорю о музыке. И касается это не только метал-музыки, а даже поп-культуры. Я пока не видел ни одного упёртого фаната Инны Афанасьевой или Ирины Дорофеевой. Почему-то мы, как потребители, воспринимаем то, что создано в РБ, как рожно по умолчанию. Если немецкая группа, которой только год, выходит на сцену Wacken или какого-нибудь другого фестиваля даже в 11 утра, то это значит, все немцы на фестивале с жутким похмельем вытягивают себя за волосы из палаток и идут поддерживать свою группу. Поэтому, как бы галимо не играла немецкая группа, как бы ужасно не владела инструментами, какое бы старьё не исполняла, но под сценой немецкой группы будет всегда максимальная толпа поддержки. У нас такого нет.
Андрей Апанович: Это как у нас про "Купальскае кола". Делали в Re:Public, все кричали: что вам этот клуб, давайте оупен-эйр. Теперь Таболич заговорил об оупен-эйре, и началось: зачем этот оупен-эйр, давайте в Re:Public, было же классно.
Все же стали офигенными критиками, музыкантами, фотографами и писателями
Александр Литвинский (журналист, эксперт, создатель программы Massa Bruttо)
Еврорадио: Раньше СМИ поддерживали белорусскую металлическую сцену. Но сейчас очень редко появляются какие-то новости. Даже специализированные радийные программы типа Massa Brutto и "Затерянный мир" Влада Бубна закрылись. Почему? Потеряли популярность?
Александр Литвинский: Перестали слушать! Обратите внимание, что все люди, когда вышли в дебри интернета, вдруг стали критиками, все же стали офигенными музыкантами, все же стали выдающимися фотографами (посмотрите, какое количество весенних фотосессий проходит сейчас: одна девушка другую фотографирует, чтобы аватарку изменить). И открыв свои там Твиттеры, все же стали писателями. Как в том анекдоте о туалете и писателях. И все подумали: а нафиг я буду читать что-то кем-то написанное, еще и приобретать где-то, когда я сам могу написать.
А закрыл я "Massa Brutto" именно потому, что очень сложно угнаться за интернетом. Если ты делаешь какую-то презентацию альбома, выясняется, что 80% твоих слушателей уже его слышали и могут о нём больше рассказать, чем ты сам, ведь они тоже крутые критики. Сложно конкурировать с интернетом. Поэтому "Massa Brutto" была уже такой стагнацией, которая плавно переходит в регресс. Нужно было капитально что-то менять, а на это не было ни средств, ни времени, ни, честно говоря, желания. Не ощущалось фидбэка такого, который был лет 5-10 назад, когда казалось, что ты командир какой-то армии. А сейчас уже каждый сам себе командир, так что мне тогда лезть? Но это я сейчас говорил с преувеличением!
Еврорадио: Чего не хватает белорусскому металу, чтобы набрать силу не только в Беларуси?
Александр Литвинский: Чтобы знали, чего не хватает, то, наверное, всё уже было бы исправлено!
Алесь Таболич: Вот мы втроём когда-то были на литовском металлическом фестивале Kilkim Zaibu. Мне очень понравился организационный подход к этому фестивалю. Организатор — обычный парень, без пальцев веером и разных там связей. Но фестиваль имеет большую поддержку как государственную, так и различных частных спонсоров. Там большие деньги вкладываются в фестиваль, один только сценический аппарат на все дни стоит 100 тысяч евро. При этом не скажешь, что там много людей собирается: 3-5 тысяч.
Александр Литвинский: Но! Прости, что перебиваю! Он уже много лет не окупается. В этом году будет уже 15 фестиваль, юбилейный, куда приглашаются достаточно серьёзные группы. Естественно, никакого заработка и финансовой отдачи уже никто не ждет. После его проведения организаторы будут думать, стоит ли продолжать. А жаль! Хотя с другой стороны, подобных фестивалей много по миру, но окупаемые можно пересчитать по пальцам двух рук.
А что нужно сделать, чтобы вдруг с белорусской музыкой всё стало хорошо? Ну, сотня Таболичей, сотня Супрановичей...
Андрей Апанович:... в парламенте (смеются). Очень сложный вопрос, поэтому вряд ли от нас будет какой-то ответ.
Еврорадио: У самых узнаваемых метал-групп Беларуси, если ты не погружаешься в тему, так или иначе присутствуют элементы язычества. Почему именно это ответвление у нас наиболее развито?
Алесь Таболич: Мне кажется, тут есть определённая религиозная база. Если брать тех же украинцев, поляков или россиян, то у них гораздо меньше сохранилось отпечатков язычества. А у нас народная культура осталась, и даже языческие праздники отмечаются на государственном уровне: Купалье, Коляды, Гуканне весны и т.д. А у наших соседей такого нет, у них влияние церкви явно большее. Если брать поляков, то у них популярен дэз-метал (Begemoth, Vader), потому что это противостояние костёлу. У скандинавов пэган-метал очень развит, потому что и у них тоже хорошо помнят и ценят язычество.
Андрей Апанович: Действительно, людям просто очень интересно всё, что связано с историей. Посмотрите на европейские рыцарские фестивали. Там собирается уйма людей, чтобы просто посмотреть, как оно было, как выглядело оружие... И в музыке их привлекают дудки разные, старинные инструменты.
Александр Литвинский: Ну, и такая музыка более понятна для широкого круга страны. Ведь действительно не каждый может воспринимать, раскладывать по полочкам какой-нибудь сложный технический брутальный дэз-метал. Это просто не каждому дано: кто-то в нём слышит шум, а кто-то всё же музыку. У нас есть армия поклонников, которые с ума сходят от техно-дэз-метал групп, а есть и армия тех, кто любит музыку с элементами фольклора, так как им она более понятна, им так проще.
Тут ещё следует добавить, что какой бы технически сложной не была музыка, сколько бы музыканты не впихивали максимальное количество нот в минимальное количество времени, всё это легко ломается концертным звуком. А под фолк всё же проще вырулить звук на концертах, хотя на эту тему мы можем разговаривать всю ночь за чашкой чая.
Бабушкины пирожки самые вкусные, вот только выглядят они страшно, то же и с нашей музыкой
Андрей Апанович (Litvintroll)
Еврорадио: Какое-то время назад группа Znich заметно влияла на белорусский метал, на молодые группы. Были концерты в том же "Реакторе", куда стояли очереди, и люди даже не помещались. А куда всё пропало?
Алесь Таболич: Так мы ж не Макс Корж! Теперь мы точно не соберем Re:Public. Чтобы собирать, нужно что-то делать. А у нас, честно говоря, так получается, что альбом мы пишем не год и не два. Хуже, чем застой в группе, быть не может. Надо расти, развиваться, создавать что-то новое. Естественно, есть группы, которые играют одно и то же, но мы не Metallica или AC/DC. Причём, делать что-то новое нужно не только в музыкальном плане, но и в звучании, в записях! Когда смотришь концерт, то драйв есть, идёт вал, а когда слушаешь наши альбомы, то этого ничего нет.
Чтобы это изменить, нужно время и большие деньги, потому что записывать альбомы в Беларуси смысла нет. У нас нет достойных звукорежиссеров. А группе Znich, я считаю, сейчас уже нужна очень качественная запись. Как говорил Саша Литвинский, белорусы выглядят на сцене, как на репетиции, так же они выглядят и на записях. Мы сейчас работаем над новым материалом и думаем записывать его в Польше, но пока всё неточно. Нужен качественный продукт, хотя бы для того, чтобы люди начали говорить, что и у нас есть свой Begemoth и Vader...
Александр Литвинский: Потому что действительно мы живем в XXI веке, веке серьёзных технологий! Прости, Алесь, снова перебиваю. Все же понимают, что бабушкины пирожки самые вкусные, вот только выглядят они не очень. Чтобы понять, что они вкусные, нужно заставить себя их съесть, особенно, когда пирожки чужой бабушки. Мало того, эти страшные, но очень вкусные пирожки нужно кому-то продать! Именно из-за этого пирожку нужно придать какую-то форму, как-то упаковать, а соответственно, они будут стоить дороже.
Поэтому реально людям нужно качество. Они готовы платить деньги за качество, а не за то, что "Таболич — классный чувак, я с ним бухал". Или "Апанович — классный чувак, хотя слушать и не буду, но куплю его пластинку". То же самое, что бабушкин пирожок: вроде бы круто, а вроде и нет. Алесь абсолютно правильно заметил, что за время, пока мы варимся в белорусском метале, не появилось ни одного достойного звукорежиссера. Может, и появились, но уехали. Ведь деньги, которые им здесь предлагают — плинтус. Им гораздо выгоднее поехать в Москву, делать то же самое, профессионально и творчески расти. Ни группа Znich, ни группа Litvintroll столько денег, сколько им предлагают в Польше, Германии, Литве предложить не смогут. И это нормально и понятно.
У нас какой-то животный страх перед толпой в несколько тысяч
Еврорадио: Если представить себе фестиваль, например, Metal Shabli, на котором выступают только белорусские музыканты, то соберутся ли люди?
Александр Литвинский: Как человеку, который организовывал концерты, мне кажется, что подобное можно сделать и собрать людей. Другое дело, если это летний фестиваль, то начинать рекламу надо еще в ноябре. И нужно на сайтах, на форумах эту тему непрестанно продвигать. То есть, чтобы, например, в июле собралось 5 тысяч человек, нужно в ноябре рассказывать, какое это будет чудо. Иначе не получится. Потому что у всех уже всё спланировано: отпуска, поездки на другие фестивали. Так что, было бы желание и финансовые возможности.
Если говорить только о белорусских музыкантах, то нужна группа, которая стопроцентно привезёт туда определенное количество населения. В наших реалиях это Gods Tower. Если их менеджмент ещё придумает фишку: презентация новой песни, демонстрация нового клипа и т.д., то вообще замечательно. А если, например, из 15 групп такие фишки придумает 5, и об этом будет рассказываться с ноября, то люди поедут. Потому что это увидеть и услышать они смогут только там. Короче, попытаться сделать такой фестиваль стоило бы! Только вот “попытчиков” таких у нас нет, так что рискуешь своими деньгами.
Алесь Таболич: А вдобавок, у нас еще и государство не очень заинтересовано в таких фестивалях. На государственном уровне у нас нет ни одного, например, просто рок-фестиваля. Всё делают частные компании. Соответственно, и поддержки государственной у них нет. Хотя, может, это и к лучшему.
Александр Литвинский: У нас на каком-то животном уровне существует страх перед толпой в несколько тысяч. Причём, если эта толпа собралась самостоятельно, это гораздо опаснее, чем, когда её привезли на автобусах. Поэтому у нас могут появиться рок-фестивали с участием рок-звезды вроде BeZ bileta, но приедут туда люди на автобусах. Билеты будут распространяться через обкомы, профкомы и студенческие организации. А вот, когда люди сядут на транспорт, собственный или организаторский, но по собственному желанию — уже опасно. Чёрт его знает, что там Таболич будет со сцены говорить (улыбаются). Может, именно поэтому у нас изменились законы, и теперь гораздо сложнее получить гастрольное удостоверение.
Алесь Таболич: Да! Теперь, когда захочешь привезти россиян или украинцев, то с ума сойдёшь с этими бумажками. Но и не это самое страшное! В случае, если мероприятие до тысячи человек, гастрольки стоят полторы тысячи долларов! Это вот так вот просто отдать полторы тысячи кому-то. Ещё и не факт, что получишь это удостоверение. Но деньги уже никто не вернёт.
Александр Литвинский: И снова, Алесь, перебью тебя! Чувствую, что на улице мне Алесь перебьёт позвоночник или ноги. Но. В случае, если ты планируешь собрать тысячу-две-три человек, то должен нанимать ОМОН для обеспечения порядка. А у каждого ОМОНовца оплата почасовая. Даже если ты собрал не две тысячи человек, а только пятьсот, на площадку всё равно приедет, например, по омоновцу на каждые 10-20 человек. Не знаю, сколько там у них по нормам. И получится отличная тусовка: 500 зрителей и 200 ОМОНовцев. И за них тоже нужно платить собственные деньги. Гастрольно-концертный бизнес очень сложно назвать бизнесом.
Когда-то мой знакомый, который очень долго жил за границей, решил устроить вечеринку. Пригласить туда людей, группы и т.д. Пришёл в клуб и рассказал о своей идее. А ему говорят: 700 долларов. Он не понимает за что! Мол, я же приведу людей, группы, сам всё организую, а клуб этих людей будет поить, кормить и заработает на этом. А ему говорят: Ну, вы же в клубе хотите провести! За что 700 долларов? Этот путь от момента рождения идеи до реализации концерта очень... ощущение, короче, что ты в психушке.
В той же Польше, Литве и дальше всё совсем по-другому организовывается. Там дают площадку, и есть примеры, когда организатору мероприятия на этой площадке еще отдают 10% выручки с бара! Когда такое будет у нас, я не знаю. Но, возможно, что вместе с изменениями и концерты у нас пойдут.
Еврорадио: И на прощание расскажите, чего ожидать на концерте 20 марта в клубе Re:Public?
Алесь Таболич: Самая главная идея концерта — выступят три поколения металлических групп Беларуси. Gods Tower, Znich, Litvintroll. Мне кажется, эти группы создают очень сильную и классную атмосферу. Поэтому вот это гарантированно.
К тому же, концерт состоится 20 марта — в день равноденствия. Надеюсь, что посетители обратят внимание на этот праздник и самостоятельно проведут соответствующую белорусскую движуху. Правда, неизвестно, сколько будет людей, и заинтересует ли их вообще этот концерт (улыбается).
Концерт будет сниматься на видео с нескольких камер. Мы планируем сделать фильм, ведь это всё же знаковое событие для металлической тусовки, мне кажется. Может, организуем и он-лайн трансляцию. Добавлю, что от группы Znich будут определённые интересные штучки, но пока раскрывать их не буду.
Андрей Апанович: Не знаю пока. У нас почти готовы две абсолютно новые песни, так что, возможно, мы их там презентуем. Но обещать пока не могу, зависит от того, успеем ли их доделать. Плюс, нам предложили сделать песню, которую исполнят все три группы вместе. Мы тут советовались, и Ножик сказал: давайте "Battery" (улыбаются)! Может, и сделаем.
Алесь Таболич: Может, сделаем что-нибудь из Gods Tower. Но решать, скорее всего, будем в последний момент.