Итоги 2024-го в белорусском кино: "Под серым небом", "Марыля" и Гнёт на свободе

Ищем позитивные моменты в отечественной кинокультуре в конце года

Ищем позитивные моменты в отечественной кинокультуре в конце года / @rubanau_collage

Ситуация с белорусским киноискусством в последние несколько лет выглядит удручающе. "Беларусьфильм" почти полностью превратился в конвейер кинопропаганды, а независимые от государства авторы продолжают терять возможности для творчества из-за нехватки финансирования.

2024 год только закрепил эту невеселую тенденцию. Позитивных изменений в этом году так и не произошло, а празднование столетия кинематографа в Беларуси и эмиграции напоминало скорее веселые поминки, чем настоящий юбилей.

Кинообозреватель Тарас Тарналицкий вспоминает, чем запомнился прошлый год.
 

Лучший игровой фильм — "Под серым небом" (реж. Мара Тамкович)

Недостаток лент и отсутствие конкуренции создало уникальную ситуацию пристального внимания к каждому значимому проекту.

В прошлом году много обсуждали "Родину" Анны Бодяко и Александра Михалковича и сериал “Процессы” Андрея Кашперского и Михаила Зуя — оба проекта рефлексировали условия существования в постреволюционной стране.

В этом году эстафету перехватила психологическая драма "Под серым небом" Мары Тамкович о жизни белорусских политзаключенных и их родственников в условиях репрессивного государства и концентрированной несвободы.

У "Беларусьфильма" из заметных проектов вышел только "Черный замок" по Короткевичу. Но, по большому счету, это просто развлекательное кино, к тому же снятое фактически россиянами, существующее в действительности безопасной и туристически привлекательной Беларуси.

"Под серым небом" в свою очередь рассказывает о нашей травматичной повседневности языком художественных образов, и социальную важность такой ленты невозможно оспорить.

Лучший документальный фильм — "Свадьба сына" (реж. Глеб Староверов)

Независимое кино обычно существует в эмоциональном диапазоне бесконечного минора: грусть, страдания, меланхолия. Выигрышно на этом сером фоне выглядят авторы, которые не боятся иронизировать над собой и героями своих лент.

Кадр з фільма "Вяселле сына" рэжысёра Глеба Стараверава
Кадр из фильма "Свадьба сына" / кинофестиваль "Бульбамуви"

Настоящей жемчужиной последнего фестиваля "Бульбамуви" стала документальная комедия "Свадьба сына" таинственного документалиста под псевдонимом Глеб Староверов. Он снял неожиданно гомерически смешную свадьбу в одной из деревушек Беларуси. Выкуп невесты и пьяные фокусы отца жениха напоминают лучшие примеры деревенской комедии серба Эмира Кустурицы или россиянина Жоры Крыжовникова, только с учетом, что белорусский автор фиксирует действительность, а не пытается ее создать.

Но настоящая ценность "Свадьбы" — скрытый драматический объем героев, которые за бесконечными шутками скрывают собственную тревогу и боль от совсем непростой жизни в белорусской глубинке.

Лучшая анимация — продолжение мультсериала "Марыля. В поисках дивников"

Среди анимационных проектов, которые вышли в этом году, можно выделить полнометражный 3D-мультфильм "Песня Сирин", который Елена Турова с командой несколько лет снимала на "Беларусьфильме", и продолжение мультсериала "Марыля", созданного частной студией Oblako по заказу сервиса Voka.

Они очень похожи друг на друга — оба фэнтезийные, работают с белорусским фольклором и ориентированы исключительно на детскую аудиторию.

Несмотря на всю монструозность "Сирин" (это фактически первый 3D-мультфильм госстудии), более выигрышно выглядит все же "Марыля". Здесь нашлось место не только захватывающей истории, но и белорусскому языку, узнаваемым декорациям Минска, чего в намеренно универсальном беларусьфильмовском мультфильме попросту нет.

Лучший сериал — "Артефакты. Музей Свободной Беларуси”

В сериальном формате в этом году заметными стали два ютуб-проекта: реалити-шоу "Kanaplev+Leidik: Без ретуши" и альманах "Артефакты. Музей Свободной Беларуси".

Первый — документальное закулисье работы семьи фотографов Евгения Капоплева и Юлии Лейдик, разрабатывающих художественные образы публичных лиц перед их съемками, от Светланы Тихановской до музыкантов группы "Би-2".

У "Артефактов" более кинематографичный антураж — это минисериал о пяти экспонатах варшавского Музея Свободной Беларуси. Через них команда авторов под кураторством документалиста Максима Шведа рассказывает о судьбе белорусов-эмигрантов: художницы Руфины Базловой, активистки Инны Зайцевой, журналиста Александра Ивулина и других.

Получился захватывающий проект, который многое говорит о нашем сегодняшнем сложном времени.

Событие года — солидарность киносообщества с политзаключённым Андреем Гнётом

Главным политическим триллером последнего времени стала борьба за освобождение из сербской тюрьмы видеомейкера Андрея Гнёта. Мужчину из-за политического активизма в 2020 году пытались депортировать в Беларусь, но поднятая медийная волна вынудила сербские власти отступить.

Кирпичиком в этих совместных усилиях стало открытое письмо Белорусской независимой киноакадемии в поддержку политзаключенного, которое поддержали Европейская киноакадемия и ряд культурных деятелей из разных европейских стран.

В нем рекламщика Гнёта почему-то называли режиссером, не уточняя, что к киносфере он не имеет никакого отношения. Но на войне все средства хороши — главное, что это имело плоды и белорус вышел на свободу, а в декабре даже поучаствовал в церемонии награждения Европейской киноакадемии.

Получилась голливудская история с действительно кинематографичным хэппи-эндом.

Скандал года — Григорий Азарёнок в штате студии "Летопись"

Дефицит новых кинопроектов компенсировался многочисленными поводами для стыда, которые с завидной регулярностью появлялись в белорусском кинопространстве.

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.

Последние новости

Главное

Выбор редакции