В стране работает один частный детский сад. Зачем государство закрыло остальные?

Дети в детском саду / polsha24.com
После принятия закона о лицензировании дошкольного образования количество частных детских садов в Беларуси стремительно сократилось до буквально одного — учреждения "Елисеевы поля", которое работает в агрогородке Сеница под Минском.
Крестовый поход против "непристойных субъектов хозяйствования" министр образования Владимир Иванец объясняет желанием государства спасти детей от угроз их здоровью, а их родителей — "от зарабатывания денег на их детях".
Но действительно ли частные детские сады были плохими и только тянули из белорусов деньги? Еврорадио разобралось в ситуации.
Учат английский, вкусно кормят
До изменения законодательства в Беларуси работало 17 частных детских садов, судя по каталогу сервиса Relax.
Действительно ли качество обучения и пребывания детей там было настолько плохим, что эти учреждения были достойны закрытия? Мы поискали отзывы от родителей на просторах байнета на разных платформах.
Вот что про столичный садик-клуб "Ромашка Кидс" в июле 2022 года писала пользовательница Анастасия.
"С начала посещения садика наблюдается большой прогресс в словарном запасе. С детками постоянно учат что-то новое, устраивают тематические дни/недели, после чего слышим много новой лексики и наблюдаем новые навыки".
Пользовательница Дарья в феврале 2019 года в садике "KSV" ("Кэй-Эс-Ви") отмечала качество обучения и питания своего ребенка.
"Прекрасный садик! Долго и требовательно искала садик, где ребенка не просто "сохранят целым", а будут развивать, закладывать современные знания и навыки для успешного жизненного пути. Качественное домашнее питание под строгим контролем и с учетом аллергенов (для нас это было решающим фактором). За три года с уверенностью могу сказать, что рада своему выбору", — утверждает женщина.
В отзывах родителей встречается и неодобрение качества воспитания в государственных садах. Вот что пишет анонимный мужчина в посте про садик "Папа Лис".
"В государственный детский сад желания отдавать ребенка не было, так как очереди и качество в таких учреждениях оставляют желать лучшего. Детский сад нашли по рекомендациям. Хвалили опытных педагогов и методы развития и воспитания детей. <...> С детьми постоянно играют, с ними занимаются психологи. Деток учат английскому языку, даже учат играть в шахматы", — говорится в отзыве.
При этом далеко не все мнения хорошие и позитивные, встречается и довольно жесткая критика учреждений. Вот что анонимный пользователь в октябре 2021 года написал о садике-клубе "Гнездо", который работал в деревне Валерьяново (Минск).
"Руководство совершенно не заинтересовано в оказании качественных услуг. <...> Детей не встречают, а вечером выводят под забор и ждут, чтобы родители как можно быстрее их забрали, независимо от погоды. Покрасили игровую площадку и не сообщили — несколько дней забирала ребенка в краске. Любые просьбы руководства просто игнорирует. Занятия скучные и неинтересные, больше подходят для совсем маленьких детей", — сердится одна из родителей.
Не хуже, чем в государственных
Мнение родителей — это хорошо, но соответствует ли качество образования и воспитания в частных садах белорусскому законодательству?
Тут стоит разобраться. В Беларуси действует ряд нормативных актов, регламентирующих систему дошкольного образования. Они определяют основные требования к учебному процессу, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста
Вот главные из них:
- Образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Министерством образования Республики Беларусь 4 августа 2022 года (постановление № 228).
- Учебная программа дошкольного образования, принятая в тот же день постановлением № 229.
- Типовой учебный план дошкольного образования, который был утвержден в 2019 году (постановление № 139) и обновлен в 2022-2023 годах.
- Положение об учреждении дошкольного образования, принятое 4 августа 2022 года (постановление № 230).
Если говорить более детально, то образовательный стандарт определяет требования к организации учебного процесса, его продолжительности и результатам развития детей.
Воспитательный процесс включает идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное и эстетическое развитие, формирование здорового образа жизни, культуру быта и отдыха, а также поликультурное и экономическое воспитание.
Согласно государственным стандартам, к семи годам ребенок должен иметь определенный набор навыков и знаний. Он должен уметь пересказывать короткие сказки и рассказы, четко читать стихи, считать до 20 и решать простые арифметические задачи, различать геометрические фигуры, знать сезонные изменения в природе и труде людей, а также основы безопасности и правила поведения в коллективе.
Учреждения дошкольного образования обязаны обеспечивать безопасность и здоровье воспитанников, соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы, создавать условия для развития творческого потенциала детей, а также оказывать социально-педагогическую и психологическую поддержку. Отдельное внимание уделяется детям с особенностями развития, для которых разрабатываются адаптированные образовательные программы.
Есть ли разница в программах на бумаге?
Если сравнить эти требования с теми нормами, которые помещали на своих сайтах закрытые частные садики, можно понять, что они фактически полностью совпадают.
В качестве эксперимента мы взяли программу, размещенную на сайте садика "Ромашка Кидс", который уже закрыт.
Учреждение предлагало систему всестороннего и гармоничного развития ребенка "ФИТ" (физическое, интеллектуальное, творческое), включающую занятия по подготовке к школе, ментальной арифметике, английскому языку, логопедическому развитию речи, этикету, а также спортивные и творческие активности.
Среди важных аспектов, соответствующих государственным требованиям, указаны квалифицированный персонал (опытные и квалифицированные педагоги), небольшие учебные группы, здоровьесберегающие условия (пятиразовое сбалансированное питание, спортивные кружки и прогулки на свежем воздухе).
Без независимой оценки образовательной программы и условий "Ромашки Кидс" нельзя уверенно сказать, что садик полностью соответствует государственным стандартам. Однако можно предположить, что этот частный детский сад стремился создать хорошие условия для обучения и всестороннего развития детей.
Путь к неототалитаризму
Если дела с образованием в частных садах были такие, как в учреждении "Ромашка Кидс", тогда зачем государство их принудительно закрывало?
Доктор философских наук и профессор департамента социальных наук Европейского гуманитарного университета Татьяна Щитцова считает, что главный мотив властей — это тотальный контроль.
"Государство стремится контролировать все социальные институты, даже детские сады. Частное учреждение не способствует такому контролю. Поэтому они, как и частные школы, не должны существовать. А если существуют, то только такие, которые полностью подконтрольны. Это, кстати, явный признак, что страна движется в направлении неототалитаризма", — говорит экспертка.
Тезисы Щитцовой поддерживает Светлана Мацкевич, экспертка в сфере образования, кандидат педагогических наук. По ее мнению, ситуация с образованием обострилась сразу после 2020 года.
"Тогда была фактически провозглашена полная идеологизация системы, и этот небольшой частный сегмент [дошкольного] образования уже не составлял значительной конкуренции — ни с экономической, ни с идеологической точки зрения. Однако он все же оставался сферой, где граждане могли выбрать альтернативу государственной системе для своих детей".
В рамках политики полной идеологизации предусматривается полный контроль и учет всех аспектов жизни, а значит, альтернативные образовательные учреждения рассматриваются как нежелательная "зона утечки".
"Государственная система должна быть единой, все образовательные учреждения должны быть под ее полным контролем. Любая независимая структура, будь то частные детские сады или школы, должна быть ликвидирована.
Конечно, некоторые частные учебные заведения все же остаются, но в большинстве случаев они предназначены для "своих" — детей высокопоставленных чиновников и лиц, приближенных к власти. В таких учреждениях действует партийно-корпоративный принцип, как и в других сферах — например, в медицине. Управление этими учреждениями остается в руках проверенных людей, которые полностью зависимы от власти, на них есть компромат и они легко контролируются.
Поэтому частные учебные заведения выполняют двойную функцию: с одной стороны, они создают иллюзию наличия альтернативы, а с другой — используются властью в своих интересах. Здесь нет экономических причин — только контроль, управление и идеология", — подчеркивает Мацкевич.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.