“Белорусы переиграли наших чиновников”: почему протестуют польские дальнобойщики

Забастовка польских дальнобойщиков / radio.lublin.pl
Забастовка польских дальнобойщиков / radio.lublin.pl

Польские дальнобойщики устроили акцию протеста на границе с Беларусью, пишет местное издание “Радио Люблин”. Они говорят, что конкуренты из Беларуси придумали такую хитрую схему обхода санкций, что в проигрыше остались польские водители.

— Они захватывают наш рынок, — говорит в эфире люблинского радио один из протестующих польских дальнобойщиков.

Блокада погранперехода в “Корощине” — с белорусской стороны это “Козловичи” — продлится две недели. Это единственный пункт пропуска на белорусско-польской границе, где всё ещё могут растаможиться большегрузы.

Протестующие обязуются пропускать по одной машине в час, на границе уже скопились очереди. Если за эти две недели дальнобойщики не смогут привлечь внимание своего правительства, они обещают перекрыть ещё один переход.

Мы почитали, что пишут об этом польские медиа.

 

Белорусская компания с офисом в Бяло-Подляске

Сотни транспортных компаний из Беларуси и России регистрируются в Польше, чтобы обходить санкции, пишет издание Wirtualna Polska. Ещё в 2022 году белорусским и российским фурам запретили въезжать в ЕС — но оказалось, что решить эту проблему не так сложно.

“Белорусы переиграли наших чиновников”: почему протестуют польские дальнобойщики
Белорусско-польская граница / logists.by

Журналисты описали, как работают схемы обхода санкций на примере гродненчанки, которая арендовала помещение в Бяла-Подляске и начала регистрировать там транспортные компании.

“Так ей удалось обойти ограничения правительства, которые касались белорусских компаний. Оказалось, что зарегистрировав компанию в Польше, можно обойти запрет”, — писало издание.

Это не единственный пример. Издание пишет, что так сработали около 60 белорусских перевозчиков. И работают на них около 2 тысяч фур.

“Например, в Седльце и Белостоке были созданы десятки белорусских и российских компаний, выдававших себя за польские”, — пишет издание Kresy со ссылкой на Wirtualna Polska.

Журналисты отмечают, что когда о случившемся узнали в пограничной и налоговой службах, то заявили, что препятствовать белорусским перевозчикам не будут.

“Польские перевозчики в изумлении протерли глаза”, — пишут журналисты.

Результатом этого изумления и стала блокировка погранперехода в Корощине. Дальнобойщики говорят: санкции должны были ударить по компаниям из Беларуси, но в итоге белорусы “переиграли наших чиновников”.

 

Как развивалась ситуация на границе в предыдущие месяцы

Вот как начинались взаимные блокировки. Год назад, в апреле 2022 года, вступил в силу пятый пакет санкций против Беларуси и России. И по этим санкциям любому транспорту, зарегистрированному в Беларуси или России, запретили перевозить грузы по территории Европейского Союза.

А потом свои санкции ввела и Беларусь. И разрешила перевозчикам из Европы въезжать на свою территорию только на 50 километров.

“Белорусы переиграли наших чиновников”: почему протестуют польские дальнобойщики
Санкции затронули не все товары — то есть остались разрешённые, которые нужно было как-то возить / pixabay

Санкции затронули не все товары — то есть остались разрешённые, которые нужно было как-то возить. Как это происходит на практике, своим клиентам объяснял юрист фирмы “Юрвест”, которая занимается правовой поддержкой международных перевозчиков.

Итак, перевозчик из ЕС довозит груз из Европы до транспортно-логистического центра в Беларуси. Эти центры работают круглосуточно. Там водитель выгружает товар — или передаёт весь прицеп с грузом перевозчику из страны, на которую запрет не распространяется. А сам уезжает. То есть, по территории Беларуси и России груз может везти тягач с той же белорусской регистрацией.

И к этому часу ситуация сложилась такая: белорусские перевозчики, зарегистрировавшись в Польше, могут возить товары прямиком в Россию. А польские перевозчики не могут проехать дальше логистического центра в Бресте.

При этом белорусские и российские компании после регистрации в Польше могут предложить клиентам ещё и более выгодные тарифы — дешевое белорусское топливо тут играет на их стороне.

— Рынок захлестнуло недобросовестной конкуренцией. Мы требуем честности, мы требуем защиты польских предприятий, — говорит владелец транспортной компании из Бяло-Подляски.

 

“Они едут прямо на Москву, а мы — только до Бреста”

Сложилась любопытная ситуация: тягач с белорусской или российской регистрацией въехать на территорию ЕС не может вот уже год, но полуприцепов это не касается.

— Белорусские предприниматели массово создают компании в Польше, ездят с белорусскими полуприцепами и возят грузы прямо в Москву. А мы напрямую в Москву не поедем. Только в Беларусь — в Брест, и больше никуда, — поясняет Люблинскому радио один из протестующих дальнобойщиков. — Мы не понимаем, почему, введя запрет для тягачей, оставили разрешение для полуприцепов. У них тоже белорусские или российские номера, они не должны въезжать. Если запрещено, то запрещено. Они захватывают наш рынок.

На сайте логистической платформы Trans.ru описывается, что именно разрешение для полуприцепов и является основной “лазейкой”, на которой выстроены сейчас перевозки между Беларусью, Россией и Евросоюзом.

Впрочем, ещё в январе этого года Польша отправила в Брюссель свои предложения по расширению санкций против Беларуси и России. И одним из таких предложений как раз и является запрет на перевозку товаров по территории ЕС белорусскими и российскими полуприцепами.

“Если оно войдет в очередной пакет санкций, то это усложнит грузовые перевозки между ЕС и Россией и Беларусью, которые сейчас как раз таки зачастую выполняются методом перецепки”, — говорится на сайте Trans.ru.

 

А что говорят белорусы?

Белорусское медиа "Радыё Ўнет" смогло анонимно поговорить с представителем одной из консалтинговых фирм, который утверждает, что знаком с ситуацией. По словам источника издания, белорусские перевозчики очень обижены сложившейся ситуацией. И что она совсем не такая однозначная, как об этом говорит польская сторона.

— Будем называть вещи своими именами — не польские перевозчики, а 30 локальных фирм [объявили акцию протеста. — Еврорадио]. 30 заинтересованных перевозчиков, которые связаны между собой какими-то там серыми схемами. И также там есть местный политик, который хочет на этой теме заработать голоса избирателей. Вот и всё. Это значит объявили забастовку 30 человек, а реально 3,5 тысяч фур едет ежедневно. Чтобы были объяснимы соотношения сил: например, в Бялой-Подляске нет ни одной фирмы, которая бы участвовала в забастовке. Потому это искусственно раздутая, скажем, акция, никак не связанная с транспортом, а исключительно с политикой.

По словам собеседника "Радыё Ўнет", главные "зачинщики" — из польского города Лукув.

— Когда беларуские экспедиторские фирмы, логистические частные фирмы узнают, что главным затейщиком выступают "луковские", они говорят: "Это те, кто больше всего от нас получал наличных за оказанные услуги". Это значит, мы им больше всего платим за довоз грузов до терминала в Бресте, к ТЛЦ "Брест". Когда летом были ставки по пять тысяч евро, почему-то они не устраивали забастовки. А когда <...> из-за санкций, из-за эмбарго, из-за войны стало мало грузов — маленькие ставки стали, тогда начали искать виновников. Позиция такая: зачем нам требовать от правительства и государства помощи какой-то, чтобы нам отменили транспортный налог? Давайте будем вот хайповать на этой теме и здесь добиваться непонятно чего.

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.

Последние новости

Главное

Выбор редакции