Без намеков. Как большевики боролись с религией
Это экскурс в мировую историю — все параллели с современной Беларусью случайны / коллаж Влада Рубанова
Церковь стала серьезным препятствием для воспитания покорного гражданина. Поэтому власти объявили ей войну.
Еврорадио в рубрике “Без намеков” вспоминает, как большевики боролись с религией. Это экскурс в мировую историю — все параллели с современной Беларусью случайны.
После Октябрьской революции 1917 года большевики установили в Советском Союзе новый политический режим. Их идеология основывалась на марксизме-ленинизме, который отвергал религию как "опиум для народа" и считал ее орудием эксплуатации рабочего класса.
Большевистская пропаганда стала быстрыми и доступными способами вести борьбу с ”попами" — именно так, пренебрежительно, с тех пор стали называть священников. На советских плакатах их изображали карикатурно — толстыми и безобразными.
От пропаганды большевики быстро перешли к действиям. Первым пострадавшим от рук большевиков считается священник Екатерининского собора Царского Села Иван Качуров. Его убили в 1917 году красноармейцы, ворвавшиеся в бывшую царскую резиденцию.
В 1918 году они издали указ "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Церковные земли были национализированы, а брак и семейные отношения были выведены из церковного русла.
Во время антирелигиозной кампании большая часть церковной собственности была конфискована. Храмы, монастыри и церковные земли перешли в государственную собственность. Помещения приспособили для других целей, там сделали клубы, склады или музеи. Многие храмы были закрыты или разрушены.
Популярной практикой того времени было вскрытие мощей святых, чтобы показать, что совсем они никакие не нетленные — посмотрите, граждане, как вас обманывают церковники. Официальной она стала 16 февраля 1919 года, когда Наркомат юстиции издал поощрявшее ее постановление.
“Вскрытие мощей необходимо приветствовать, так как во всех случаях, как и следовало ожидать, на поверку оказывается, что никаких "мощей" не существует, и при этом ясно для всех вскрывается многовековой обман служителей культа, а также и спекуляция эксплуататорского класса на религиозных чувствах темной и невежественной массы”, — было написано в пояснениях к документу.
В 1922 году большевики пошли дальше и инициировали кампанию по изъятию церковных ценностей под предлогом борьбы с массовым голодом и восстановления разрушенной после Гражданской войны экономики. Со всей страны в специально созданное государственное хранилище свозили церковную утварь из драгоценных металлов, оклады икон, кресты и другие изделия, где могло было быть золото, серебро или драгоценные камни. Многое впоследствии продали на Запад.
Священники активно сопротивлялись варварскому разграблению церквей, за что чекисты арестовывали их, обвиняя в контрреволюционной деятельности и антисоветской пропаганде, пытали и репрессировали. Более тысячи священников пострадали в начале 1920-х, в том числе важные архиереи Москвы и Петрограда.
Снос храмов
После смерти Ленина в партии началась активная борьба за власть, и гонения на церковь на некоторое время утихли. Однако уже в 1928 году были приняты меры "по усилению антирелигиозной борьбы", которая уже приравнивалась к классовой. В СССР был инициирован массовый снос храмов, который продолжался все 1930-е. Как результат к концу существования СССР из 54 тысяч дореволюционных церквей осталось лишь около 7 тысяч.
В конце 1930-х начался сталинский Большой террор и массовые репрессии. Их не избежали и оставшиеся священники. Все это время их постоянно арестовывали, часто прямо во время службы — и чаще всего по политическим мотивам "антисоветская агитация". Множество православных священников и архиереев отбывали наказание в тюрьмах и ссылках, а также на каторжных работах ГУЛАГа. Многие погибли там или были расстреляны.
В 1937 и 1938 годах на Бутовском полигоне под Москвой было расстреляно около 20 тысяч человек — и около тысячи из них были представителями духовенства разных конфессий. Патриарх Алексий II в 1990-х назвал братские могилы этого места "Русской Голгофой", все эти люди были репрессированы во внесудебном порядке, согласно приговору "тройки НКВД". После развала СССР 321 священник был причислен к лику святых, Бутовских новомучеников.
По разным оценкам, в связи с церковными делами за все время СССР пострадало до 100 тысяч человек.
Несмотря на преследование, некоторые верующие и духовенство продолжали скрываться и хранить свою веру в тайне. Они организовывали тайные молитвенные группы, подпольные богослужения и семинары, чтобы сохранить христианскую веру и традиции.
Всё под контролем
В 1940-х годах, во время Второй мировой войны и после нее, советское правительство ослабило антирелигиозную политику в некоторых областях. Верующим было разрешено более свободно практиковать свою религию, однако церковь продолжала находиться под контролем государства.
По признанию самих священников, в послевоенное время все православные иерархи вынуждены были сотрудничать с Комитетом государственной безопасности. В частности, об этом рассказывал предстоятель Украинской православной церкви, патриарх Филарет.
"Не было ни одного епископа, который не имел бы контактов с ними. Если он не имел контактов, то он не был епископом. Поэтому, если кто-то из архиереев тех скажет, что он не имел контактов, это означает, что он говорит неправду. Я это точно знаю".
Кроме того, ряд источников сообщают, что некоторые священники сами являлись сотрудниками спецслужб. Например, патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Владимир Гундяев), будучи в 1970-е годы представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве, работал на КГБ под псевдонимом "Михайлов". Об этом написали журналисты швейцарских газет Tages-Anzeiger (Sonntags Zeitung) и Le Matin Dimanche.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.