Безвиз с ограничениями: кто и почему не пускает граждан Грузии в Европу
С 2017 года граждане Грузии пользуются возможностью безвизовых поездок в Шенгенскую зону. Это сильно облегчило жителям страны как отдых, так и деловые путешествия. Но начиная с весны 2019 года желающие выехать в Европу без виз начали сталкиваться с новыми неформальными препятствиями, которые стали для них полной неожиданностью. В последнее время некоторым гражданам Грузии отказали даже в праве на выезд из страны, пишет JAMnews.
“Издевательство и унижения”
После открытия безвизового режима популярность поездок в Европу в Грузии сразу же возросла. Учитывая то, что из аэропорта Кутаиси бюджетные авиарейсы в Европу выполняются практически ежедневно, поездку на три-четыре дня в любой европейский город могут позволить себе практически все, кто имеет работу и хоть какой-то доход.
И граждане Грузии начали этой возможностью активно пользоваться. В Facebook появились специальные группы, насчитывающие уже сотни тысяч пользователей, которые обмениваются друг с другом опытом бюджетных путешествий. Однако с весны прошлого года один за другим в группах стали появляться тревожные посты, в которых пользователи рассказывали, что в аэропорту Кутаиси появились пограничники из стран Евросоюза, которые не пускали их на рейс под разными предлогами. И все это — при полном молчании властей.
“Многих людей в Кутаисском аэропорту развернули назад. Там стоит испанский пограничник и решает у нас, в Грузии, могу ли я покинуть страну, — пишет один из пользователей 13 июля. — Разве Испания поставит грузинского пограничника в Барселоне, чтобы он не пускал испанцев в Грузию?.. Такого унижения и издевательства над людьми я еще не видел”.
Хотя некоторые пользователи в комментариях отнеслись к происходящему с пониманием.
“На меня смотрели, как на преступника”
Дато Такниашвили живет в поселке Манглиси недалеко от Тбилиси. Он управляет собственным семейным отелем, а также организует с друзьями туры в соседние страны — Турцию, Армению и Азербайджан.
Брат Дато живет во Франции уже семь лет. Там он легально работает и даже купил квартиру в прошлом году. Дато воспользовался возможностью, предоставляемой безвизом, и прошлой весной лично поздравил своего брата с новосельем.
Во второй раз он решил лететь из Кутаиси — так выходило дешевле. Взял он с собой те же самые документы, что и в первый раз, — копия документа о легальном пребывании брата во Франции, адрес его квартиры и выписка из банка, билеты в оба конца, страховка.
В аэропорту Кутаиси, не дойдя до стойки регистрации, Дато оказался на так называемом контрольно-пропускном пункте, где пассажиров проверяли иностранные пограничники вместе с местными полицейскими. Там его попросили представить документ, о котором он до этого не слышал, — оригинал приглашения, заверенный местным муниципалитетом, с печатью. Хотя Дато перед поездкой досконально проверял всю информацию о документах, необходимых для безвизового въезда в Европу.
Из-за отсутствия документа грузинские и иностранные пограничники не разрешили ему пересечь границу и не допустили на рейс. Дато попытался аргументированно объяснить цель поездки, показывая документы, которые у него были, но его не слушали.
"Мягко говоря, странно, что в аэропорту на территории Грузии иностранный пограничник решает, могу ли я покинуть страну. Однако я бы воспринял это как должное, если бы не грубое ко мне отношение со стороны местных полицейских. Они смотрели на меня, как на преступника, как будто я собирался что-то испортить в Европе. Мне задавали много неуместных вопросов, не относящихся к поездке (о финансовом положении, личной жизни и т. д.)".
Чтобы оформить и прислать официальное приглашение, брату Дато во Франции потребовалось около месяца. Для этого ему пришлось представить в муниципалитет документы на квартиру и выписку с банковского счета.
В конце концов Дато уехал во Францию — вновь из аэропорта Кутаиси. Однако это стоило ему больших потерь времени и финансов, не говоря уже о нервах.
"Отъезд нашего гражданина из Кутаиси в Европу часто зависит от того, в каком настроении проснулись в тот день пограничники. Некоторых могут не проверить вообще, других же могут тщательно проверить, обыскать и тем не менее не пропустить.
Я лично знаю двух человек, которых легко пропустили без этого официального приглашения. Ровно через неделю после моей неудачной поездки так пропустили дедушку моего друга, который ехал в Париж. Другой — солидный мужчина, стоявший рядом со мной в аэропорту. Он не смог представить оригинал документа, но все-таки улетел без проблем.
Каких-либо конкретных требований и критериев нет, и это очень плохо, потому что вы не знаете точно, чего ожидать в аэропорту и не можете быть уверены, что покинете страну", — говорит Дато.
История Тамты Тодуа похожа на историю Дато. Только в этот раз не пустили на рейс целую группу грузинских сотрудников американской компании сетевого маркетинга. Тамта с коллегами летела на мероприятие своей компании в Милан. Билеты им купила компания — через Рим, так как на нужную дату не было прямого рейса. Из аэропорта в Риме их должен был забрать нанятый компанией водитель, заодно показав достопримечательности города.
Однако улететь они не смогли — пограничники в аэропорту потребовали показать билеты на поезд от Рима до Милана, не поверив объяснениям Тамты и коллег, и в итоге их не пропустили.
Вторую попытку они предприняли через два дня, уже прямым рейсом в Милан. Но и в этот раз не обошлось без проблем при проверке в аэропорту.
"Мы знали, что должны были иметь по 50 евро на день, чтобы поехать в Европу. Однако, к нашему удивлению, пограничники объявили, что не пустят нас, если у нас не будет по 100 евро на каждый день. Мы сразу стали звонить членам семьи и друзьям, которые перевели нам недостающие деньги.
Итак, ценной нервотрепки мы наконец-то прилетели в Милан на три дня, чтобы посетить мероприятие нашей компании. Экскурсии сорвались, но, честно говоря, мы были уже не в настроении", — рассказывает Тамта.
В аэропорту Кутаиси журналисты JAMnews присутствовали на регистрации на рейсы в Рим и Милан 28 января. Перед стойками регистрации пассажирам пришлось стоять в очереди на проверку у грузинских и европейских пограничников. На наших глазах не пустили на рейс четверых пассажиров.
Девушке, которая ехала в Рим, отказали потому, что она показала бронь отеля семейного типа в центре Рима, который показался проверяющим слишком дешевым. По тому же принципу отказали молодому человеку, забронировавшему хостел. Супружескую пару средних лет не пропустили из-за отсутствия официального приглашения, заверенного мэрией Милана.
Безвиз в опасности?
Открытые границы с Европой дали гражданам Грузии больше возможностей путешествовать, учиться и устанавливать деловые контакты. Однако у государства также появилось немало головной боли, связанной с выполнением обязательств перед ЕС. Прежде всего — препятствовать нелегальной миграции.
В мае прошлого года, когда Грузию посетил министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер, стало ясно, что аномальное количество желающих получить убежище в Европе представляет реальную угрозу для безвизовых поездок граждан Грузии в Шенгенскую зону.
По данным Евростата, в 2018 году из Грузии убежища в Евросоюзе просили 17 980 граждан, что составляет три процента от общего числа соискателей. Эта цифра на 11 процентов меньше, чем показатель за 2017 год. Но больше, чем вдвое, выше, чем в 2016-м (8700).
Грузия безопасная страна, где нет войны, поэтому такое число просящих убежища является неприемлемым и "оскорбительным для Грузии", заявил тогда Кастанер после встречи с грузинским коллегой Гиорги Гахария. "Если мы не будем работать над этим, завтра свободный доступ Грузии в Европу может быть ограничен", — сказал он.
Тогда глава МВД Грузии Гиорги Гахария впервые публично заявил, что европейские офицеры — сотрудники миграционной службы Франции — будут работать на территории Грузии для предотвращения незаконной миграции.
К тому моменту в Кутаисском аэропорту уже дежурили иностранные офицеры, которые контролировали пассажиров только что открывшегося рейса в Вену. Как сообщили тогда журналистам представители Объединения аэропортов, это были офицеры Европейского пограничного агентства FRONTEX, которые осуществляли контроль по требованию австрийской стороны.
Вскоре, наряду с местными полицейскими (в Грузии функции пограничной службы выполняет полиция), европейские пограничники в Кутаиси начали осуществлять контроль пассажиров всех рейсов, вылетающих в страны Шенгенской зоны.
Однако правительство Грузии не публиковало никакой официальной информации и не проводило какой-либо информационной кампании с целью предупредить граждан Грузии о том, что правила контроля изменились. И не объяснили, на каком именно основании представители иностранных пограничных служб наделены правом не только не пускать граждан Грузии в свои страны, но и не давать им регистрироваться на рейс.
Как заявили нам по телефону в министерстве внутренних дел Грузии, эти правила были введены на основе меморандума о сотрудничестве между грузинскими и европейскими ведомствами. Условия меморандума засекречены и не могут быть опубликованы.
Мы также не получили ответов на письменные вопросы JAMnews, несмотря на многократные обещания со стороны пресс-службы МВД.
Не удалось получить никакой информации и от администрации аэропорта Кутаиси и службы безопасности – как оказалось, этот вопрос за пределами их компетенции. Сами иностранные пограничники со значком с надписью European Union Border Guard отказываются что-либо комментировать и отсылают к своим грузинским коллегам, которые также отказываются отвечать на вопросы.
Ограничения ради безопасности?
По словам Гиорги Читидзе, юриста Фонда "Открытое общество" и специалиста по международному праву, вопрос допуска грузинских граждан на территорию стран Шенгенской зоны решают аккредитованные в ЕС пограничники, которые обладают соответствующими знаниями, компетенциями и мандатом. Разница в том, что решение принимается в превентивном порядке, на территории Грузии, а не при пересечении границы ЕС.
"Следует отметить, что конституция Грузии гарантирует свободу передвижения всем лицам внутри страны. Гражданам также предоставляется конституционное право покидать страну. И это часть фундаментальной свободы человека. Однако следует отметить, что это право может быть ограничено по ряду причин. Одним из них является мотив государственной безопасности", — объясняет Читидзе.
По его словам, “если мы посмотрим на проблему комплексно”, в этой ситуации может стоять именно вопрос государственной безопасности — что подразумевает выполнение международных обязательств страны в области либерализации визового режима.
"Однако важно, чтобы такие решения (пересечения границы) принимались лицом с мандатом ЕС, а не только решением грузинских пограничников. Отдельная проблема заключается в том, что пассажирам не объясняют, почему их не пускают на борт самолета. Естественно, они имеют право знать причины, по которым они не могут покинуть страну", — говорит Читидзе.
За убежищем в Европу едут все больше
Точной статистики людей, которых не пустили на рейс и отказали в праве покинуть страну, нет. Это естественно, поскольку их не допустили даже до паспортного контроля.
Таким образом, за счет неформальных препятствий для выезда граждан Грузии правительство страны в сотрудничестве с ЕС пытается минимизировать проблему, о которой не раз уже предупреждали европейские политики — многие граждане Грузии не спешат возвращаться домой.
Ни министерство иностранных дел, ни МВД пока не могут предоставить точные данные о том, сколько граждан Грузии нарушили безвизовый режим в 2019 году.
Что касается просителей убежища, согласно последним данным Евростата, с января по ноябрь 2019 года за убежищем по политическим и гуманитарным причинам в странах ЕС обратились более 20 тысяч граждан Грузии. А это уже больше, чем за весь 2018 год.
Чтобы избежать наплыва просителей убежища из Грузии, уже 15 стран Шенгенской зоны нашли выход в том, что объявили Грузию безопасной страной. А это значит, что прошения о предоставлении убежища приниматься не будут, и после короткого рассмотрения дела соискателей вернут обратно.
При поддержке "Медиасети"