Большинство участников перформанса в Освенциме не знали, что прольется кровь

Во время акции в марте 2017-го в Освенциме.
Во время акции в марте 2017-го в Освенциме.

Большинство участников перформанса в Освенциме не знали, что прольется кровь. Об этом Еврорадио рассказал театральный режиссер Дмитрий Чертков, один из участников акции.

Как известно, районный суд польского Освенцима рассматривает дело об осквернении мемориала, в чем обвиняются 12 человек, в том числе 4 белоруса. 24 марта 2017-го они устроили перформанс у ворот бывшего нацистского концлагеря Аушвиц, который назвали "антивоенном протестом". Группа молодых людей разделась догола, они сковались наручниками, повесили баннер "Love", убили ягненка. Приговор будет оглашен 17 января. Организаторам грозят большие сроки: Адаму Беляцкому (сыну правозащитника Алеся Беляцкого), который закончил Высшую государственную школу кинематографа, телевидения и театра в Лодзи — 2 года и 6 месяцев заключения, Никите Володько, который окончил Высшую театральную школу в Кракове — 2 года и 2 месяца.

Еврорадио: Что означал этот перформанс?

Дмитрий Чертков: Мы пришли на место массовых убийств людей в Аушвиц, как на медиальную площадку, чтобы выразить свой протест против войн, которые происходят в мире. Особенно нас беспокоит война в соседней Украине и в Сирии. Мы сняли с себя одежду и провозгласили манифест, встали на колени и молились, чтобы сдержать военные конфликты. Это наша гражданская позиция, и мы хотели, чтобы нас услышали.

Еврорадио: Но вы молились обнаженными — это как-то сложно совмещается с молитвой...

Дмитрий Чертков: Люди, которых массово убивали в Аушвице, также были без одежды... Этот художественный символ связи с жертвами Аушвица и теми, кто погибает от войн. Мы были на морозе, страдали, люди также страдают. Мы показали свою связь с этими страданиями. Выбрали такое средство искусства, чтобы продемонстрировать беззащитность и чистоту.

Еврорадио: Вы говорите о пролитой невинной крови? Но при этом принесли ритуальную жертву — убили ягненка. Теперь вам инкриминируют и жестокое обращение с животными.

Дмитрий Чертков: О том, что во время перформанса будет забито животное, мы не знали, организаторы [Адам Беляцкий и Никита Володько] нам этого не сказали. Мы сами были шокированы и не были к этому подготовлены. Если бы знали, то не приняли бы в этом участие, потому что это бессмысленное кровопролитие, против чего мы и выступали. Объяснение от организаторов я тоже не получил.

Еврорадио: Но перед перформансом, когда шли на эту акцию, вы читали польское законодательство, какие могут быть последствия вашего поступка?

Дмитрий Чертков: Я — художник. И когда шел, знал, что иду без разрешения, могу нарушить административный кодекс, который касается нравственности и порнографии. Но то, что мы можем унизить исторический памятник, таких интенций у нас не было. Немцы наказывали тех, кто прятал евреев. Когда мы выходим на протест, то не всегда придерживаемся того, что от нас требует закон.

Еврорадио: Среди участников группы, которая устроила перформанс, немало белорусов. Возникает вопрос, почему вы выбрали для перформанса Аушвиц, а не Хатынь или Тростенец?

Дмитрий Чертков: Так сложилось, что наша группа тогда была в Польше. Выбрали Аушвиц, так как это самое известное место убийства людей в Европе. И к этому месту будет внимание. Думали о Сребреннице, где был также геноцид, но не сложилось.

Еврорадио: Теперь внимание к перформансу, так как судебный процесс. Но были ли вы довольны резонансом в СМИ сразу после вашей акции?

Дмитрий Чертков: Здесь много вопросов к организаторам. Я — театральный режиссер и знаю, как делают провокационные акции. Поэтому, когда нас задержали, мы не могли предоставить никакой информации. Кто-то написал, что это какие-то "идиоты убили барана и разделись в Аушвице", а некоторые радикальные ресурсы нас даже назвали "неонацистами". Но перформанс был совсем о другом. Произошла подмена понятий.

Последние новости

Главное

Выбор редакции