Что дает дружба с Еврокиноакадемией — рассказывают белорусские киношники
Белорусские кинематографисты постепенно просачиваются в европейскую киноиндустрию
7 декабря в швейцарском городе Люцерн состоится церемония "Еврооскара" — 37-й премии Европейской киноакадемии. В этом году, в отличие от прошлого, белорусов среди номинантов нет. А белорусское присутствие на событии ограничится участием рекламщика и экс-политзаключенного Андрея Гнёта, который вручит премию за лучший документальный фильм.
На новой волне эмиграции в составе Европейской киноакадемии появляется все больше отечественных кинематографистов. Еврорадио решило разобраться, что дает киношникам членство в одной из самых знаменитых киноинституций Европы.
Популяризация европейского кино
Когда возникла и чем сегодня занимается Европейская киноакадемия?
Она была основана относительно недавно — в 1988 году в Берлине по инициативе влиятельного шведского режиссера Ингмара Бергмана и еще 40 кинематографистов из других стран. Первоначально называлась Европейским обществом кино.
Главная цель Киноакадемии, как утверждает официальный сайт институции, — объединение и образование европейских кинематографистов, продвижение их кино на международном уровне.
Поэтому самым заметным ее событием считается ежегодная церемония вручения Европейской кинопремии, которую часто называют "европейским Оскаром".
В отличие от голливудского "Оскара", Европейская киноакадемия сосредотачивается не на блокбастерах, которых в Европе снимают немного. Вместо этого ее внимание направлено на авторское кино, фестивальные работы и анимацию.
Белорусы за все 37 лет существования кинопремии дважды попадали в ее шорт-лист. В 2003 году фильм "Мы живем на краю" документалиста Виктора Аслюка претендовал на звание лучшего короткометражного фильма, а через двадцать лет лента "Родина" Анны Бодяко и Александра Михалковича попала в номинацию "Лучший документальный фильм".
Сегодня в состав киноакадемии входят 5 тысяч человек. За почти 40 лет ее существования там были и белорусские кинематографисты — как независимые, так и связанные со студией "Беларусьфильм".
Сейчас в Киноакадемии шесть белорусов. Большинство из них — режиссеры, но есть также фестивальный организатор, отборщик и продюсер.
"Иллюзии неофитов и несчастных эмигрантов"
В чем плюс для белорусских киношников от вхождения в состав Европейской киноакадемии? С этим вопросом Еврорадио обратилось к ее членам из Беларуси.
Один из них — многолетний представитель Европейской кинокадемии, попросивший не называть его имя и фамилию.
"Нельзя ставить вопрос, может ли киноакадемия помогать белорусским кинематографистам искать средства на кино, так как он равнозначен мнению, что Белорусский союз кинематографистов будет финансировать наше кинопроизводство. Это все иллюзии неофитов и несчастных эмигрантов.
У Киноакадемии другие задачи: представительские, имиджевые, продвижение европейского кино. Одна из основных ее функций — выбирать и награждать лучшие фильмы за каждый год.
Еще киноакадемия может делать что-то символическое: писать письма в поддержку кого-то из кинематографистов или, наоборот, протестовать против каких-либо политических действий и решений.
То есть это скорее имиджевая история, в практическом смысле она мало что дает".
При этом собеседник добавляет, что членство — это профессиональная среда, частью которой ты становишься. И этим можно пользоваться.
"В каком-то смысле это интегрированность в европейские кинопроцессы. Из самого важного — возможность для членов Киноакадемии просматривать десятки фильмов от национальных европейских кинематографий, которые еще нигде не показывались. Это дает представление о тенденциях — тематических, художественных — и о месте белорусской кинематографии в Европе".
Кинематографист говорит, что теперь попасть в состав киноакадемии стало проще.
"Когда киноакадемию создал Ингмар Бергман и 40 кинопроизводителей, это была одна организация, а сейчас, когда в нее входит несколько тысяч человек, она уже другая. Ее влиятельность далее будет зависеть от того, каким будет престиж европейского кино. Если он будет таким, как сейчас [я бы на многое не надеялся].
Попасть сюда можно двумя путями. Первый — американский: если у тебя есть номинация фильма на приз Европейской киноакадемии, тебя приглашают вступить. В последние годы все либерализовалось — туда можно попасть, получив две рекомендации от теперешних членов или возглавив какой-то кинофестиваль, крупную студию или премию. Вот вы захотите попасть, возьмете у меня рекомендацию — и все. Но будете платить 225 евро каждый год. За что?”
"У меня не было таких ожиданий"
Также с нами согласилась поговорить журналистка и документалистка Анна Бодяко, которая вошла в киноакадемию в прошлом году.
"Факт присоединения к Евроакадемии — это само по себе, помимо престижа, имеет практические результаты. Для меня в меньшей степени, так как я активно не участвую в жизни Академии, кроме очень базовых вещей вроде голосования. Что в принципе должны делать все члены Академии. Но это большая структура, и, конечно, не у всех это получается".
Режиссерка считает, что для белорусских режиссеров дружба с Европейской киноакадемией имеет значение.
"С той перспективы, что большинство из нас не было включено в общеевропейские индустриальные процессы. Это способствует нетворкингу, дает доступ к различным событиям: фестивалям, наградам, кинорынкам, образовательным мероприятиям".
Анна согласна с мнением, что членство — это скорее имиджевая и коммуникативная история.
"Но она [Европейская киноакадемия] и не должна иметь других функций, по крайней мере, у меня не было таких ожиданий. При этом те функции, что есть, полностью выполняются. Ты получаешь более простой доступ к происходящему в европейской киноиндустрии".
"Ты чувствуешь солидарность"
Создатель фильма "Смелость" Алексей Полуян также не оценивает членство в киноакадемии с прагматичной стороны.
"Это просто ассоциация европейских профессионалов, которые чего-то достигли в кино. И это в кризисных ситуациях — парашют безопасности, как с Андреем Гнётом. Дополнительная возможность. За тобой стоит коллектив европейских кинематографистов, которые могут, если что, бить в колокола.
В нашем белорусском кейсе это особенно важно. Когда ты едешь на зарубежный фестиваль, никогда не знаешь, вернешься ли ты с него".
Режиссер говорит, что именно связи с Европейской киноакадемией помогли в создании в 2023 году Белорусской независимой киноакадемии — организации, представляющей белорусских кинематографистов в западном мире.
"Если посмотреть на пример белорусской индустрии, то это многому помогло в работе Белорусской независимой киноакадемии. То, что я был членом Киноакадемии, наши контакты в киноакадемии — это большая дружба на уровне глаз и поддержка. Если бы не было связей с Европейской киноакадемией, не знаю, удалось ли бы создать нашу академию, получить такую презентацию во время "Берлинале".
Ты чувствуешь солидарность. Наша индустрия находится в модусе эмиграции, в изгнании. Индустрии почти нет. Белорусские киношники вынуждены встраиваться в местную индустрию.
Я думаю, что если ты член Евроакадемии, то это уже показатель качества. И если ты ищешь местного продюсера или собираешься подаваться на кинофонд, то это дополнительный показатель, хотя, может, и не решающий. Это создает к тебе доверие: ты уже имеешь опыт в кино, твои проекты имели международную дистрибуцию. Такой знак качества".
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.