Что дает дружба с Еврокиноакадемией — рассказывают белорусские киношники

Белорусские кинематографисты постепенно просачиваются в европейскую киноиндустрию

Белорусские кинематографисты постепенно просачиваются в европейскую киноиндустрию / @rubanau_collage

7 декабря в швейцарском городе Люцерн состоится церемония "Еврооскара" — 37-й премии Европейской киноакадемии. В этом году, в отличие от прошлого, белорусов среди номинантов нет. А белорусское присутствие на событии ограничится участием рекламщика и экс-политзаключенного Андрея Гнёта, который вручит премию за лучший документальный фильм.

На новой волне эмиграции в составе Европейской киноакадемии появляется все больше отечественных кинематографистов. Еврорадио решило разобраться, что дает киношникам членство в одной из самых знаменитых киноинституций Европы.

 

Популяризация европейского кино

Когда возникла и чем сегодня занимается Европейская киноакадемия?

Она была основана относительно недавно — в 1988 году в Берлине по инициативе влиятельного шведского режиссера Ингмара Бергмана и еще 40 кинематографистов из других стран. Первоначально называлась Европейским обществом кино.

Што дае сяброўства з Еўракінаакадэміяй — расказваюць беларускія кіношнікі
Учредительное собрание Европейской киноакадемии в 1989 году в Берлине / European Film Academy e.V.

Главная цель Киноакадемии, как утверждает официальный сайт институции, — объединение и образование европейских кинематографистов, продвижение их кино на международном уровне.

Поэтому самым заметным ее событием считается ежегодная церемония вручения Европейской кинопремии, которую часто называют "европейским Оскаром".

В отличие от голливудского "Оскара", Европейская киноакадемия сосредотачивается не на блокбастерах, которых в Европе снимают немного. Вместо этого ее внимание направлено на авторское кино, фестивальные работы и анимацию.

Белорусы за все 37 лет существования кинопремии дважды попадали в ее шорт-лист. В 2003 году фильм "Мы живем на краю" документалиста Виктора Аслюка претендовал на звание лучшего короткометражного фильма, а через двадцать лет лента "Родина" Анны Бодяко и Александра Михалковича попала в номинацию "Лучший документальный фильм".

Сегодня в состав киноакадемии входят 5 тысяч человек. За почти 40 лет ее существования там были и белорусские кинематографисты — как независимые, так и связанные со студией "Беларусьфильм".

Сейчас в Киноакадемии шесть белорусов. Большинство из них — режиссеры, но есть также фестивальный организатор, отборщик и продюсер.

"Иллюзии неофитов и несчастных эмигрантов"

В чем плюс для белорусских киношников от вхождения в состав Европейской киноакадемии? С этим вопросом Еврорадио обратилось к ее членам из Беларуси.

Один из них — многолетний представитель Европейской кинокадемии, попросивший не называть его имя и фамилию.

"Нельзя ставить вопрос, может ли киноакадемия помогать белорусским кинематографистам искать средства на кино, так как он равнозначен мнению, что Белорусский союз кинематографистов будет финансировать наше кинопроизводство. Это все иллюзии неофитов и несчастных эмигрантов.

У Киноакадемии другие задачи: представительские, имиджевые, продвижение европейского кино. Одна из основных ее функций — выбирать и награждать лучшие фильмы за каждый год.

Што дае сяброўства з Еўракінаакадэміяй — расказваюць беларускія кіношнікі
Победители 36-й Европейской кинопремии на сцене ARENA Berlin / Себастьян Габш

Еще киноакадемия может делать что-то символическое: писать письма в поддержку кого-то из кинематографистов или, наоборот, протестовать против каких-либо политических действий и решений.

То есть это скорее имиджевая история, в практическом смысле она мало что дает".

При этом собеседник добавляет, что членство — это профессиональная среда, частью которой ты становишься. И этим можно пользоваться.

"В каком-то смысле это интегрированность в европейские кинопроцессы. Из самого важного — возможность для членов Киноакадемии просматривать десятки фильмов от национальных европейских кинематографий, которые еще нигде не показывались. Это дает представление о тенденциях — тематических, художественных — и о месте белорусской кинематографии в Европе".

Кинематографист говорит, что теперь попасть в состав киноакадемии стало проще.

"Когда киноакадемию создал Ингмар Бергман и 40 кинопроизводителей, это была одна организация, а сейчас, когда в нее входит несколько тысяч человек, она уже другая. Ее влиятельность далее будет зависеть от того, каким будет престиж европейского кино. Если он будет таким, как сейчас [я бы на многое не надеялся].

Што дае сяброўства з Еўракінаакадэміяй — расказваюць беларускія кіношнікі
Зрители во время 36-й церемонии вручения Европейской кинопремии в ARENA Berlin / Себастьян Габш

Попасть сюда можно двумя путями. Первый — американский: если у тебя есть номинация фильма на приз Европейской киноакадемии, тебя приглашают вступить. В последние годы все либерализовалось — туда можно попасть, получив две рекомендации от теперешних членов или возглавив какой-то кинофестиваль, крупную студию или премию. Вот вы захотите попасть, возьмете у меня рекомендацию — и все. Но будете платить 225 евро каждый год. За что?”

"У меня не было таких ожиданий"

Также с нами согласилась поговорить журналистка и документалистка Анна Бодяко, которая вошла в киноакадемию в прошлом году.

"Факт присоединения к Евроакадемии — это само по себе, помимо престижа, имеет практические результаты. Для меня в меньшей степени, так как я активно не участвую в жизни Академии, кроме очень базовых вещей вроде голосования. Что в принципе должны делать все члены Академии. Но это большая структура, и, конечно, не у всех это получается".

Режиссерка считает, что для белорусских режиссеров дружба с Европейской киноакадемией имеет значение.

Што дае сяброўства з Еўракінаакадэміяй — расказваюць беларускія кіношнікі
Съемочная группа фильма "Родина": Сергей Конопляник, Анна Бодяко, продюсер Эшли Джей Смит, Анита Норфолк на красной дорожке 36-й Европейской кинопремии в Берлине / Себастьян Габш

"С той перспективы, что большинство из нас не было включено в общеевропейские индустриальные процессы. Это способствует нетворкингу, дает доступ к различным событиям: фестивалям, наградам, кинорынкам, образовательным мероприятиям".  

Анна согласна с мнением, что членство — это скорее имиджевая и коммуникативная история.

"Но она [Европейская киноакадемия] и не должна иметь других функций, по крайней мере, у меня не было таких ожиданий. При этом те функции, что есть, полностью выполняются. Ты получаешь более простой доступ к происходящему в европейской киноиндустрии".

"Ты чувствуешь солидарность"

Создатель фильма "Смелость" Алексей Полуян также не оценивает членство в киноакадемии с прагматичной стороны.

"Это просто ассоциация европейских профессионалов, которые чего-то достигли в кино. И это в кризисных ситуациях — парашют безопасности, как с Андреем Гнётом. Дополнительная возможность. За тобой стоит коллектив европейских кинематографистов, которые могут, если что, бить в колокола.

В нашем белорусском кейсе это особенно важно. Когда ты едешь на зарубежный фестиваль, никогда не знаешь, вернешься ли ты с него".

Што дае сяброўства з Еўракінаакадэміяй — расказваюць беларускія кіношнікі
Алексей Полуян на красной дорожке во время 71-го кинофестиваля "Берлинале" в 2021 году / Клеменс Билан-Пул / Getty Images

Режиссер говорит, что именно связи с Европейской киноакадемией помогли в создании в 2023 году Белорусской независимой киноакадемии — организации, представляющей белорусских кинематографистов в западном мире.

"Если посмотреть на пример белорусской индустрии, то это многому помогло в работе Белорусской независимой киноакадемии. То, что я был членом Киноакадемии, наши контакты в киноакадемии — это большая дружба на уровне глаз и поддержка. Если бы не было связей с Европейской киноакадемией, не знаю, удалось ли бы создать нашу академию, получить такую презентацию во время "Берлинале".

Ты чувствуешь солидарность. Наша индустрия находится в модусе эмиграции, в изгнании. Индустрии почти нет. Белорусские киношники вынуждены встраиваться в местную индустрию.

Я думаю, что если ты член Евроакадемии, то это уже показатель качества. И если ты ищешь местного продюсера или собираешься подаваться на кинофонд, то это дополнительный показатель, хотя, может, и не решающий. Это создает к тебе доверие: ты уже имеешь опыт в кино, твои проекты имели международную дистрибуцию. Такой знак качества".

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.

Последние новости

Главное

Выбор редакции