Чтобы сын пошёл в интеграционный класс, его родителям пришлось переехать

Фото: Pexels.com
Фото: Pexels.com

1 сентября Сергей должен пойти в первый класс. Сергею нужно специальное образование, потому что у мальчика детский аутизм. Неожиданно праздник первого учебного дня оказался под угрозой, так как в Октябрьском районе столицы школы не набрали детей для формирования класса полной интеграции.

Мама Ольга смогла найти в Минске только один класс полной интеграции для первоклассников, и тот в другом районе. Для того чтобы её сын в него ходил, им придётся переехать в этот район: "Нашли школу, где есть класс полной интеграции, но из нашей квартиры до этой школы добираться полтора часа. Мне сегодня звонили из Министерства образования и сказали, что это единственный вариант. Собираемся туда переезжать".

Класс полной интеграции — это маленькие группы от 3 до 6 детей, с которыми постоянно занимаются квалифицированные педагоги-дефектологи, у детей своя учебная программа, и обучаются они в начальной школе пять лет, вместо четырёх.

Сначала Ольга по рекомендации Центра коррекционно-развивающего обучения подала документы сына в школу №30. Но за неделю до начала учебного года её извещают, что в школе не хватает заявок. Первого класса не будет:

"У нас есть классы полной интеграции, которые уже учатся два и более лет, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Татьяна Рогатко. — В этом году тоже планировался такой класс, однако двое родителей написали отказ".

Управление образования Октябрьского района подтвердило, что ничем помочь не может: "Планировались два полных интеграционных класса для первоклассников в Октябрьском районе, но не пришли родители, хотя, по предварительным спискам, они должны были быть".

Ольге предложили отдать сына в класс неполной интеграции, что представляет собой обычный школьный класс с обычным педагогом. А с детьми с особенностями развития лишь после занятий будет заниматься дефектолог и этих занятий будет всего четыре часа в неделю, вместо 20 часов, как было бы при полной интеграции.

Ещё вариант — пойти в школу, где есть класс полной интеграции для первоклассников.

Начальник управления образования Октябрьского района Тамара Дудкина сразу говорит, что если в обучении не было отказано, то ни о каком нарушении закона речи быть не может: "Ему ведь не отказывают в обучении, но это будет класс неполной интеграции. А если кто-то хочет, чтобы была полная интеграция, то это же не от нас зависит. Директор может говорить, что у нас только один ребёнок, и это будет неполная интеграция".

Но нужны ли эти классы? И не являются ли они только неким подобием резервации для детей с особенностями развития? Чтобы они были в школе, но отдельно от других детей. Еврорадио спросило по поводу этих классов специалиста из Офиса по правам людей с инвалидностью:

"Интегрированные классы — первый пример и попытка того, чтобы дети с особенностями развития учились в школе, а не сидели дома. Но у подхода есть ряд недостатков: там набирались отдельные классы, в них отдельные программы, отдельные учителя. Отправка таких детей только к дефектологу — это уже получается какая-то сегрегация, до полной инклюзивности ещё далеко. Сейчас главный для нас вопрос в том, как сделать школу общедоступной и эффективной для всех. И вот здесь возникают вопросы к программе и к формату обучения, к местам обучения, к форматированию классов, к компетентности преподавателей, к доступности учебников и их разнообразию, — объясняет директор офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский. — И самое главное — вопрос к администрации школы. Чаще всего, они не очень активны в этих вопросах. Мы сталкиваемся с тем, что именно пассивность администрации школы является определяющим фактором. Например, когда родители обращаются в администрацию школы, чтобы им объяснили, как это отразится на их ребёнке, то администрация имеет выбор — подробно всё объяснить и развеять все страхи или отмахнуться и сказать, чтобы решали сами".

На сегодня в Беларуси 139 Центров коррекционно-развивающего обучения. По официальным данным, в 2016-2017 учебном году в Беларуси было 5049 специальных и интегрированных классов (как полной, так и неполной интеграции), организованных в учреждениях общего среднего образования, обучалось в них около 150 тысяч учеников с особенностями развития.

Последние новости

Главное

Выбор редакции