День Воли — это праздник (всё летит в п****)
В этом году День Воли отмечали три дня. Был и концерт, и митинг, но 25 марта всё закончилось традиционным “винтажом”.
Не успели ещё отпустить Вольского и Войтюшкевича из милиции, как белорусский “Фейсбук” решил, что праздник уже не тот. День с “хурмичным” настроением ещё не ушёл в закат, а в соцсетях и различных пабликах начались споры о городах и форматах.
После известного заявления Лукашенко про стадион “Динамо” шансов на то, что в Минске разрешат отметить праздник на нормальной площадке, практически не осталось. Засранный собаками парк около площади Бангалор давно никого не возбуждает.
Организаторы “неполитического” праздника уехали устраивать концерт в Гродно. А представители политических сил получили разрешение на мероприятие в столичном Киевском сквере.
Политический — не значит политизированный
Ещё когда не было успеха #БНР100, разговоры о Дне Воли сводились к обсуждению шествия, унылого движа на Бангалор и необходимости менять формат. Тогда же многие говорили, что каждый осознанный белорус с друзьями должен праздновать в барах, заказывать белорусскую музыку и малыми делами продвигать культуру самостоятельного празднования.
После #БНР100 общественное мнение качнулось в сторону большого праздника на хорошей площадке. И желательно, чтобы строем. Чтобы восторг был синхронный и безапелляционный. Одно празднование — и такое, чтобы ого-го, чтобы побить рекорд прошлого года. Чтобы утереть всем нос.
Но это тупиковая ветвь развития.
Никто не мешает отдельно устроить большой концерт-солянку. Отдельно организовать политическое мероприятие. Отдельно — молодёжный движ, будь то рэйв или рэперское рубилово. Отдельно полноценную площадку с образовательными и другими инициативами.
Но у нас привыкли всё в одном месте, всё превратить в месиво. В политически-развлекательный питательный смузи: вкус не разберёшь, но зато полный набор витаминов и минералов.
День Воли или областные Дожинки?
А вы поехали в эту, как её, Гародню или Горадню, даже организаторы не до конца определились, как называть этот странный старый город. “Может, ещё, как Дожинки, начнёте каждый год по районным городам устраивать концерты?” — ёрничают в соцсетях. И вот, мол, вместо одного сильного и массового мероприятия получилось несколько маленьких и “разругавшихся между собой, ну прямо как во время президентских выборов”.
Но посмотрите на это с другой стороны. Вместо одного массового концерта у нас получилось два, а на самом деле три дня праздника. И лучше два мероприятия с разным наполнением, чем одно, где всё перемешано. Большое массовое мероприятие всё ещё может отпугивать инвесторов и игроков, которые не хотели бы засветиться на потенциально опасной “оппозиционной” акции. А на хороший развлекательный или образовательный ивент с чётко прописанными целями, пусть и под эгидой Дня Воли, проще найти поддержку среди самых разных меценатов.
Новый стиль отмечания Дня Воли с концертом и прочим, минуя острополитическое, привлекает новых людей. Организаторы, будучи людьми медийного склада ума, мыслят массовостью, посещаемостью и красивыми картинками.
Успешность = FSPшность
Организаторы Дня Воли 2.0 сколько угодно могут заявлять, что отходят от политики — инерционное представление о Дне Воли как об исключительно оппозиционном и протестном празднике остаётся там же, где и было. Белорусов годами приучали избегать больших непонятных сборищ. И такое оппозиционное амбре в разы сокращает список артистов, готовых выйти на сцену.
Так, может, нужно принимать более радикальные меры по деполитизации праздника? Активнее уходить от “старого” формата и насыщать смыслами ещё не устоявшийся новый?
Дню Воли нужно больше FSPшности: модных диджеев, популярных и молодёжных музыкантов — все ещё политизированный праздник можно разбить только неформальностью. Хватит смотреть в сторону российской сцены — искать ярких артистов нужно в первую очередь у себя и в Украине. Конечно, сперва это вызовет шквал протеста и негодования. Но это быстро пройдёт, когда для ветеранов Дня Воли будет своё наполнение, а для молодёжи — своё.
Тот же FSP долго шёл к своему нынешнему состоянию, ломая шаблон привычного на тот момент “городского праздника” с шашлыками, пост-Бабкиной и тёплой водкой. Им пришлось несколько лет потратить на то, чтобы стать привычным форматом. Надо сказать, как только у них это получилось, появились недовольные: ну что это такое, ну вот опять эти хипстеры резвятся, неужели нельзя как-то по-другому.
Нужно расширять географию и количество мероприятий. Нужно на порядок больше, чем в этом году. Нужно множество других площадок. Пусть не таких больших — не на тысячи человек, а на пару сотен, но полноценных пространств со своим лицом.
Да, тогда не будет такой крутой картинки для СМИ и соцсетей. Невозможно будет трубить про единство нации и сплочение вокруг исторической символики. Не будет виден размах, не получится красивых снимков с дронов. Сам по себе День Воли перестанет быть доказательством существования в Беларуси оппозиции. Молодой, старой — любой.
Нужно расширять праздник. Добавить "edutainment" — дополнить усечённое развлекательное месиво из устоявшегося музыкального лайнапа различными образовательно-развлекательными инициативами. Лектории, обсуждения, приглашать интересных спикеров.
Конечно, День Воли — праздник политический и национальный. Глупо отрицать этот факт. Но то, что праздник имеет политическую природу, вовсе не значит, что он должен быть наглухо политизированным. Если вы хотите делать праздник для всех, привлекать новую аудиторию, то мало делать одно и то же из года в год. Нужно обнуляться, развиваться, придумывать новое. И не фокусироваться на одной площадке.
Ведь День Воли — это не концерт, не обязательное протестное шествие, не митинг с речами политиков. День Воли — это праздник.