“Дорого им эти поездки обходятся”: кто помогает мигрантам доехать до Германии?
“Жалко немцев, конечно. Сам я здесь из-за денег. Но не работай я — работал бы кто-то другой. Свято место пусто не бывает" / коллаж Влада Рубанова, Еврорадио
В чате “Беларусы в Украине” на днях появилось заманчивое объявление. Искали водителей с личным авто, которые могли бы помочь в перевозке людей по Болгарии и Польше. Обещали впечатляющие гонорары — от 1,5 тыс. долларов за поездку.
Еврорадио связалось с автором объявления. Оказалось, что к Украине эта история отношения не имеет, просто белорусский чат попал в список рассылки.
— Речь не об украинцах, мы работаем с другими беженцами. Дорого им такие поездки обходятся, очень дорого, — написала нам автор объявления.
— Речь о нелегальных мигрантах?
— А как вы думаете, за легальных столько платили бы?
Автор объявления передала нам контакты своего коллеги, менеджера структуры, которая занимается такими нетривиальными перевозками. Он согласился пообщаться с нами — но только в переписке и на условиях анонимности.
“Независимые СМИ я уважаю”, — сказал наш собеседник, давая согласие на разговор.
Мы попросили нашего собеседника подтвердить своё участие в перевозке документально, но он отказался, сославшись на то, что все записи удаляет из соображений безопасности.
“Ч*рки обращаются к другим ч*ркам”
Наш собеседник, который отказался назвать своё имя, рассказал, что структура, на которую он работает, занимается перевозкой мигрантов из Сирии, Афганистана и Египта. Он говорит, что ядро находится “где-то на Ближнем Востоке”. А сам он работает на логистических подрядчиков.
Работают с двумя направлениями: одних мигрантов везут от белорусско-польской границы через территорию Польши в Германию, других — от болгарско-турецкой границы в столицу Болгарии Софию.
— Болгарское направление востребовано, потому что турецкие пограничники сами проводят этих мигрантов [через границу. — Еврорадио]. В том направлении ежедневно проходит по 50-100 человек — только из тех, кого мы знаем. Оставаться нигде, кроме Германии, они не хотят, ведь там пособие.
Мы интересуемся, как мигранты находят водителей. Наш собеседник рассказывает, что водители не существуют “сами по себе”, все эти перевозки — часть сети.
— Ч*рки обращаются к другим ч*ркам, у которых есть все нужные контакты. Вносят деньги, и их довозят в Беларусь или другие страны. Там, на месте, выдают им проводников. А потом уже в ЕС дают водителей. На всём пути до Берлина полностью сопровождают: постоянно контролируют через телефон и видеосвязь.
Туры продаются “под ключ”, на месте самим водителям мигранты уже ничего не платят. А сколько они платят за сами “туры”, наш собеседник не может сказать. Предполагает, что речь “не об одной и не о двух тысячах долларов”.
— Вероятней всего, только за доезд от границы Польши до границы Германии они платят около тысячи. А сколько ещё за переход через границу — понятия не имею, явно намного больше. На вид они все не бедняки из трущоб. Большинство из них с хорошими телефонами, беспроводными наушниками и часами.
Наш собеседник не скрывает, что его в таких схемах мотивируют участвовать “только деньги”, хоть сперва было и сострадание.
— Я говорил себе, что эти люди бегут от войны, от плохой жизни.
Личных историй этих людей наш собеседник не знает, он не много общался с ними лично. Водители, которые соглашаются поучаствовать в перевозке, тоже немногое могут рассказать.
— Чаще всего диалог с ними весьма затруднителен. Либо они плохо знают английский, либо водители. А водителей, знающих арабский, у нас вообще не было. Думаю, большинство этих людей просто едет к “лучшей жизни”. Хотя и не совсем мне их мотивация понятна, так как едут не бедные люди.
“За пассажира платят 300–500 долларов”
Водители, которые соглашаются участвовать в такой схеме, тоже “приезжие”, говорит наш собеседник. Большинство поездок заканчивалось успешно для мигрантов. Но что будет, если авто с мигрантами остановит полиция? Наш собеседник честно говорит, что не знает.
— Всё зависит от того, как водитель договорится с полицией. Могут дать “штраф”, могут депортировать. С самими мигрантами всё понятно: едут туда, откуда приехали.
Водителю за провоз одного пассажира платят 300–500 долларов. Наверное, только финансовые трудности и толкают людей рисковать. Либо затяжная жизнь “от зарплаты до зарплаты”.
— А кроме полиции, какие проблемы в дороге бывают?
— Ну, бывает, они не хотят платить или ещё какая канитель начинается. Иногда мигрантов приходится немного бить, потому что договориться с ними обычно немного невозможно. А отказать в проезде... Можем, если много выделываться будут.
Статистику перевозок наш собеседник привести отказался.
— Могу сказать только, что зимой дела обстоят сложнее, так как пограничникам по снегу проще выследить перебежчиков.
“Никто никого не знает, все работают на честном слове”
Мы пытались выяснить, как наш собеседник нашёл свою работу, но он ответил просто: в телеграме. Через подобное объявление, на которое наткнулись в одном из чатов и мы.
— Никаких проверок, никто никого не знает, все работают на честном слове.
— В начале нашего разговора вы сказали, что соглашаетесь на беседу из уважения к независимым СМИ. Но ведь, участвуя в такой схеме, вы играете на стороне Лукашенко и Эрдогана, которые используют людей. Были ли у вас сомнения, становиться ли частью их игры?
— Сомнения, конечно, были и есть. Очень жаль немцев. Выйду из этого всего сразу, как только закрою все свои финансовые вопросы. Моральная дилемма закрывается тем, что я в этом всём далеко не главный — так, мелкий координатор пары водителей. Через меня проходит немного мигрантов.
И естественно, согласился из-за высокой оплаты, не работай я — работал бы кто-то другой. Свято место пусто не бывает, как говорится.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.