Двигатели для российских крылатых ракет украинцы будут собирать в Беларуси?
Из-за запрета на торговлю с Россией на складах "Мотор Сич" лежит двигателей на сотни миллионов долларов. И украинцы нашли, как эту проблему решить
Производить украинские двигатели для российских крылатых ракет теперь будут на "Оршанском авиаремонтном заводе". Информация, что об этом на прошлой неделе якобы договорилось руководство АО "Мотор Сич" с представителями Государственного военно-промышленного комитета во время встречи в Запорожье, появилась в украинских СМИ.
Речь идет о переводе из украинского завода в Оршу линии по изготовлению маломерных газотурбинных двигателей для крылатых ракет. И теперь якобы происходит проработка этого вопроса и готовится пакет документов для подписания соглашения.
Маломерный газотурбинный двигатель для крылатой ракеты Х-55
Действительно ли украинцы решили таким образом обойти запрет на поставки своих двигателей для крылатых ракет Х-55 в Россию, Еврорадио интересуется у председателя Наблюдательного совета, директора по связям с общественностью "Мотор Сич" Анатолия Малыша.
"Это такая ерунда! Никто никуда ничего не переносит. Это же не книга, что взял и перевез: это производство, это же не только станки — это же и люди", — передаёт Еврорадио слова Анатолия Малыша его секретарь.
Не подтверждают информации о переводе в Оршу линии по изготовлению двигателей для крылатых ракет из Запорожья и в руководстве белорусского предприятия.
"Оршанский авиаремонтный завод": "Не можем комментировать эти вопросы, так как никаких рабочих указаний на этот счет у нас нет, по такой работе (подготовке завода и специалистов к переносу линии из Запорожья в Оршу — Еврорадио) пока нам такая задача не ставилась".
Тем не менее, формальный владелец "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев месяц назад встречался с Александром Лукашенко. И именно по поводу белорусской "ракетной программы". Суть встречи хорошо определил сам белорусский руководитель:
"Прошу, чтобы вы не исходили из сегодняшней ситуации, вот тяжеловато где-то в Украине, нужно через Беларусь работать с Россией. Я этого даже не скрываю, это правильно. Я и президенту России сказал: "Буду приглашать всех украинцев, которые ко мне приедут, жить, работать с нами, через нас с вами. И вы должны это понимать", — сказал глава Беларуси на встрече с Вячеславом Богуслаевым, проходившей 16 октября.
Вячеслав Богуслаев
А у украинских производителей ракетных двигателей действительно нет другого выхода, как переводить производство в Беларусь, уверен белорусский военный эксперт Александр Алесин.
Александр Алесин: "Согласно данным, на складах "Мотор Сич" накопилось готовой продукции, которую они не могут поставить в Россию, на сотни миллионов долларов. Это очень крупное предприятие европейского масштаба, простой которого приносит огромные убытки. Много высококвалифицированных специалистов остается без работы, и есть большая угроза того, что они не только могут потерять работу, но и иммигрировать в Россию".
Если же окончательная сборка ракетных двигателей будет производиться в Беларуси, они автоматически станут белорусскими. Причем, обращает внимание Александр Алесин, формально никто ничего не нарушает таким ходом, а в выигрыше остаются все.
Александр Алесин: "Беларусь же ничего не нарушает по международным нормам... Ко всему прочему, нет запрета на доставку узлов, изделий, агрегатов. Что касается квалификации белорусских сотрудников, то я думаю, что собрать авиационный двигатель из готовых частей для них не проблема. Так что с точки зрения технической это (сборка украинских двигателей для российских крылатых ракет — Еврорадио) возможно, с точки зрения "Мотор Сич" — желательно, с точки зрения России — тоже желательно. Ведь несмотря на то, что они расхрабрились и заявили, что могут производить такие двигатели в Омске, это не так просто. Поэтому я считаю, что такое развитие вполне возможно, и недавний визит господина Богуслаева к главе Беларуси касался именно этого вопроса".
Александр Алесин
Таким образом, возможно, речь о переносе линии именно по "изготовлению маломерных газотурбинных двигателей" в Оршу не идет. Ведь для "отверточной сборки" это не нужно. Как не нужно для этого переселять в Беларусь специалистов из Украины. И даже моральные страдания по поводу помощи в вооружении России на фоне украинского кризиса белорусов мучить не должны, утверждает Алесин. Потому что ракеты Х-55, для которых и делают двигатели на "Мотор Сич", использоваться в военных действиях на Донбассе не могут: для этого есть более дешевые средства, "успокаивает" белорусский эксперт.
Крылатая ракета Х-55 с двигателем от "Мотор Сич"
А так выглядит изнутри "Оршанский авиаремонтный завод" — фото с официального сайта предприятия.
Фото: Змитера Лукашука, militaryrussia.ru, http://oarz.by/, http://crime.in.ua/