ЕАЭС не работает? Эксперты создали отчет деятельности союза за год существования
"Евразийский экономический союз (сокращенно ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, которая обладает международной правосубъектностью", — говорится об этом образовании в Википедии. Если проще, то это в каком-то смысле аналог Евросоюза, созданный Россией, Беларусью и Казахстаном, к которому позже присоединились Армения и Кыргызстан. По официальной версии, организация возникла 1 января 2015 года для "всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-участников". Правда, в реальности пока выходит немного иначе. А если точнее — совсем не немного.
Минский независимый Центр стратегических и внешнеполитических исследований с поддержкой немецкого Фонда Эберта проанализировал год существования ЕАЭС и его влияние на белорусскую экономику. Результаты исследования презентуют под заголовком "Беларусь в ЕАЭС: неутешительные итоги и сомнительные перспективы". Как говорится, ленивые могут дальше не читать.
"Все прошедшее время с момента запуска ЕАЭС усилия Беларуси в рамках своего председательства были направлены на ликвидацию кризисных тенденций, с которыми столкнулась не только белорусская экономика, но и экономики ее партнеров. Белорусское руководство озвучило собственное видение приоритетов развития интеграционного объединения и разработало пакет антикризисных мер, необходимых для реализации в рамках ЕАЭС. Несмотря на то, что белорусские предложения были формально поддержаны всеми участниками ЕАЭС, они так и остались на бумаге, не приведя к какому-либо значительному результату", — утверждают авторы доклада Арсений Сивицкий и Юрий Царик.
И добавляют, что основные партнеры Беларуси по ЕАЭС, Казахстан и Россия, не очень соблюдают его условия: "Казахстан без особой оглядки на обязательства и уровень тарифных ограничений в рамках ЕАЭС вступил во Всемирную торговую организацию. Россия запустила ряд программ импортозамещения, не допустив к участию в них производителей из других стран ЕАЭС".
Свои выводы эксперты подкрепляют цифрами. Суммарный объем внешней торговли товарами государств — участников ЕАЭС с третьими странами за январь — ноябрь 2015 года составил 529 миллиардов долларов. По сравнению с январем — ноябрем 2014 года объем внешнеторгового оборота сократился почти на треть — на 34,2%. Профицит внешней торговли за озвученный период 2015 года составил 156,5 млрд долларов. Это почти на 70 миллиардов меньше, чем за такой же период 2014 года.
С белорусскими делами внутри ЕАЭС примерно такая же ситуация. Экспорт товаров из Беларуси в страны союза в 2015 году снизился на 32,8%. Поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократились на 21,8%, а это треть объема экспорта Беларуси в торговле с Россией и Казахстаном. Машин, оборудования и транспортных средств после создания ЕАЭС мы продали в Россию и Казахстан на 37,2% меньше, чем за год до его создания. Почти то же самое и с продукцией химической промышленности, объем ее экспорта из Беларуси в другие страны ЕАЭС сократился на 26,8%.
При этом во взаимном экспорте стран — участниц ЕАЭС вклад Беларуси уменьшился с 26,7% до 24,4%. Доля взаимной торговли в рамках ЕАЭС в общем объеме внешней торговли Беларуси также снизилась с 50,4% до 49,7%.
Все это не осталось без внимания. Согласно результатам исследования, в белорусском обществе к идее ЕАЭС сейчас относятся хуже, чем это было в 2014 году, до создания союза.
"Если в 2014 году уровень поддержки ЕАЭС достигал 68%, то уже в 2015 году он опустился на 8 процентов и составил 60%. Неоднозначно отношение белорусского общества к формированию общих наднациональных институтов ЕАЭС. Так, 34% опрошенных считают, что единая валюта скорее нужна, чем нет. В предыдущий год таких людей было 46%", — утверждают авторы доклада.
Вдобавок, согласно исследованию Сивицкого и Царика, идею введения общих для Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргызстана законов поддерживает 39% опрошенных. А вот против этого высказались 43%. Против общей для стран ЕАЭС армии вообще выступают 57%, за ее создание — всего 24%. Не поддерживают создание общего органа управления ЕАЭС 43% опрошенных, в то время как 37% поддерживают.
Во время презентации доклада и Юрий Царик, и Арсений Сивицкий неоднократно отмечают, что Россия делает попытки использовать ЕАЭС в своих геополитических целях, имеющих мало общего с экономическими интересами Беларуси и Казахстана. По мнению экспертов, это может уничтожить ЕАЭС, который так и не успел набрать силы.
"Нельзя исключать того, что в случае сохранения длительной геополитической напряженности между Россией и Западом... ЕАЭС может постигнуть печальная судьба предыдущих интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Попытки превратить ЕАЭС в полюс противостояния в рамках новой "холодной войны" — тупиковые", — говорится в докладе.