Эксперт: Белорусы пока не показали ничего, что стоило бы копировать
Европейский суд юстиции запретил регистрацию советского герба как торговой марки. Ситуацию комментирует рекламный консультант Юлия Ляшкевич.
Суд поддержал решение службы ЕС по товарным знакам и запретил фирме Couture Tech регистрацию герба Советского Союза как бренда, сообщает The Times. Ранее фирма, связанная с одной из российских компаний, пыталась зарегистрировать герб СССР как собственную интеллектуальную собственность.
Еврорадио: Насколько оправдано и целесообразно в коммерции использование фирмами политической символики?
Юлия Ляшкевич: "В рекламном бизнесе часто случается, что какая-то фирма пытается зарегистрировать общеизвестные символы. Тут очень много правовых нюансов, поскольку существует такое понятие, как авторское право: и у флагов, и у гербов есть авторы. С другой стороны, есть символы, принадлежащие целым эпохам, народам или странам. Представьте себе, если кто-то решит зарегистрировать в качестве своей торговой марки просто букву "А" из алфавита. Подобная ситуация и с гербом. Считаю неприемлемым, когда конкретная фирма претендует на символику какой-то страны.
Еврорадио: С другой стороны, суд, запретивший использование советского герба как торговой марки, постановил, что серп и молот "противоречат принципам публичной политики и принятым нормам морали". Это может означать, что советская символика в Европе приравнена к нацистской?
Юлия Ляшкевич: "Сегодня много людей носят на себе разную символику, в том числе и политическую, и им это кажется забавным. Но кто-то этого не приемлет. Кто-то не приемлет памятника Ленину на площади Независимости. У нас, в отличие от фашистской Германии, не произошло переосмысления ценностей. Много семей пострадало от коммунистов, но кто-то продолжает гордо носить и использовать их символы".
Еврорадио: Что бы вы могли посоветовать использовать в качестве брендов белорусским фирмам?
Юлия Ляшкевич: "Если фирма будет делать конкурентоспособный товар, продукцию высокого качества, бренд отойдет на второе место. И тут не так важно, какую символику ты используешь".
Еврорадио: Есть ли, на ваш взгляд, национальный бренд у белорусов?
Юлия Ляшкевич: "На данный момент у нас ничего сильного нет. Например, во время "оранжевой" революции в Украине брендом стала коса Юлии Тимошенко. Все на нее обращали внимание. Белорусы пока что не продемонстрировали ничего такого, что стоило бы копировать и чем стоило бы восхищаться".