Из интерната и с диагнозом — сиди необразованным? Проверяем слухи
Каждый имеет право на образование / freepik.com
В сети обсуждают постановление Минздрава “Об установлении перечней медицинских показаний и медицинских противопоказаний для получения образования”.
“Дети с инвалидностью, которые имеют родителей и живут дома, по-прежнему смогут получать образование в специализированных школах, классах, центрах коррекционно-развивающего образования и реабилитации. А дети, находящиеся в интернатах и имеющие определенные диагнозы, не будут больше получать образование”, — пишут администраторы некоторых телеграм-каналов, ссылаясь на “4 приложение” к документу.
“Противопоказаниями для получения образования для детей в интернатах являются психическое расстройство и расстройство поведения: умственная отсталость (международный код классификации болезней F70—F79), потеря слуха 2-4 степени, глухота. Всё это ущемляет в базовых правах детей с инвалидностью”, — пишут и тут же делают вывод авторы новости, предлагая её обсудить.
“Здесь всё перепутано, — обращает внимание на ошибку источник Еврорадио, работающий в системе специального образования Беларуси. — Чтобы никому не навредить, такие документы надо читать и трактовать внимательно”.
Еврорадио попросило специалиста объяснить, в чём дело, и рассказать, чем и кому может угрожать постановление Минздрава. Также мы поговорили о проблемах образования детей с особенностями психофизического развития — с ментальными, речевыми, двигательными нарушениями, недостаточностью слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра. И о том, какие изменения произошли в этой сфере начиная с 2020 года.
В 4 приложении нет диагнозов “глухота” и “потеря слуха”
В тексте телеграм-канала, который я вижу, во-первых, написано что-то о лицах, посещающих интернаты: мол, их ограничения прописаны в приложении 4. Общая идея публикации: “С детьми, которые живут в семьях, будет всё хорошо, а у детей из школ-интернатов — всё плохо”.
Если открыть и внимательно прочитать приложение 4 к постановлению, мы увидим, что никаких из далее перечисленных в телеграм-канале диагнозов в нём нет. Путаница вот в чём: те диагнозы, которые указаны в тексте телеграм-канала, относятся к противопоказаниям для получения детьми общего образования.
Если у ребёнка умственная отсталость, потеря слуха и так далее, он, конечно же, не может посещать массовые школьные и дошкольные учреждения образования [учреждения образования, где реализуются программы общего (дошкольного и школьного), не специального образования — прим. Еврорадио]. В приложении №4, где идёт речь о детях, которые посещают учреждения социального обслуживания, никаких таких диагнозов не указано.
К слову, здесь имеются в виду не только интернаты. Например, у нас есть территориальные центры социального обслуживания, территориальные центры помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т. д. То есть некорректно сводить все учреждения социального обслуживания к психоневрологическим интернатам.
Так вот, там к заболеваниям и состояниям, которые являются противопоказаниями для обучения детей, находящихся в учреждениях социального обслуживанию, относятся очень серьезные нарушения здоровья, которые включают в себя, к примеру, глубокую умственную отсталость. Это действительно тяжелые дети, многие из них нуждаются в паллиативном уходе, они не могут не то что учиться и усваивать информацию, они с трудом справляются с задачей выживания.
В приложении также есть примечания о том, что эти противопоказания к обучению касаются детей с резко выраженными ограничениями к самообслуживанию и самостоятельному передвижению. Как правило, это лежачие дети. Многие из них, как уже было указано выше, с трудом поддерживают нужный уровень витальности, об обучении в такой ситуации, согласитесь, трудно говорить. Ни о каких диагнозах в виде глухоты, умственной отсталости речи не идёт.
Проблема обучения тьюторов просто огромная. Таким специалистам необходимы навыки АBA-терапии. В настоящее время это один самых эффективных методов коррекции поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития. Его используют во всём цивилизованном мире, но у нас этому не обучают. Передавать знания должны сертифицированные специалисты, а сертификация стоит денег — вот и всё.
То, чему обучают в педагогическом вузе, не хочется комментировать. Я знаю, что в одном среднем учебном заведении готовят тьюторов, был первый набор. Но без АВА-терапии я не представляю, как это происходит.
Такие проблемы связаны, на мой взгляд, с замкнутостью и изолированностью подготовки специалистов, которая развивается вне мирового контекста.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.