Как освещались массовые репрессии в учебниках по истории Беларуси разных лет?
По бумагам в 1930-х годах у советского человека всё должно было быть хорошо, демократично и свободно.
В 1936 году была принята Конституция СССР, которая получила название “Конституция победившего социализма”. На следующий год — Конституция БССР. В них советскому человеку гарантировалось множество прав и свобод.
Но мы знаем, что враг народа — не советский человек, следовательно, и свобод ему нужно поменьше. Мы-то знаем, а что узнают об этом школьники?
Еврорадио изучило учебники для девятиклассников по истории разных лет, чтобы понять, как менялся подход к изложению темы массовых репрессий в 30-е годы.
Из учебников, изданных в 90-е, о репрессиях можно узнать по-настоящему много. Но и от современных школьников эту тему не скрывают.
Учебник 1992 года: имена не только жертв, но и палачей
Учебник 1992 года может казаться более полным, но это не значит, что в следующие годы от школьников “скрывали” репрессии. Часть материала попадала в учебники для 10–11-х классов. Мы взялись изучить учебники для девятиклассников, чтобы понять, с каким багажом знаний выходят школьники, получив диплом об обязательном среднем образовании.
В учебнике 1992 года намного больше лирики, чем в учебниках следующих лет. Например, этот старенький учебник расскажет вашему школьнику, что “как известно, язык — главный из компонентов в комплексе развития национальной культуры”.
Любопытное отличие учебника 1992 года в том, что здесь называют имена не только жертв тоталитарного режима, но и их палачей.
“Среди палачей белорусского народа — бывшие наркомы НКВД БССР Молчанов, Берман, Наседкин, Цанава. Авторитарная власть превратилась в тоталитарный политический режим”, — пишут составители.
Отдельно здесь останавливаются на состоянии белорусской культуры в годы репрессий. Если для вас история про борьбу с интеллигенцией — скорее туманный образ, старенький учебник из 90-х поможет добавить в него конкретных черт.
“Режим личной власти не мог ужиться с самостоятельностью республики ни в экономической, ни в культурной сферах. Поэтому в период “великого скачка”, “штурма”, индустриализации и коллективизации вместе с давлением на крестьянство произошёл удар по национальной интеллигенции, которая была обвинена в правом уклоне”, — пишут авторы.
Тогда же появились обвинения в “нацдемовщине” — враждебной советской власти идеологии. Её сторонники, помимо прочих своих грехов, виновны были якобы ещё и в намерениях реставрировать капитализм.
“Апогеем поклёпнической кампании было сфабрикованное от начала до конца дело так называемого “Союза освобождения Беларуси”, — рассказывают составители учебника.
По этому делу первый президент белорусской Академии наук Всеволод Игнатовский был исключён из партии, вызывался на допросы как “кулацкий агент”. Застрелился. Лидером “Союза освобождения Беларуси” “назначили” Янку Купалу — после одного из допросов он вернулся домой и совершил попытку самоубийства.
Даже простое преподавание на белорусском языке могло быть поставлено в вину. В те годы в лагерях и тюрьмах погибли более 50 белорусских литераторов. Академия наук потеряла около половины своего состава.
“Белорусизация была остановлена. Началась “контрбелорусизация”.
Учебник 1997 года: факты и точки зрения
Этот учебник — наш фаворит. Составители выделяют “исторические факты” и “точки зрения” в отдельные абзацы и помечают соответствующими ремарками. Более того, понимая, что в конце ХХ века школьнику довольно непросто понять реальность 30-х годов, авторы учебника регулярно прерывают свой рассказ вопросами.
Чуть только школьник прочёл про новую Конституцию, как у него спрашивают — а возможно ли было в тех условиях на практике реализовывать права, записанные в Конституции? Почему режим назвали тоталитарным? И вот ещё вопрос, на который сложно ответить не только школьникам, но и родителям: как вышло, что этот режим закрепился?
Рассказывая о репрессиях в отношении интеллигенции, школьников снова вызывают на диалог. Червяков, Жилунович, Игнатовский — все они были обвинены в нацдемовщине, все не выдержали тяжести обвинений. Все покончили жизнь самоубийством. А теперь задание — вспомните, чем известны эти люди.
Авторы учебника пытаются объяснить школьникам логику власти, давая ей слово. Здесь, например, цитируют наркома БССР Б. Бермана, который сокрушался — мол, темпы борьбы с врагами народа отстают от соседних стран, “пора кончать допросы в белых перчатках”.
Школьникам предлагается самостоятельно вернуться к предыдущим параграфам, в которых рассказывалось о знаковых исторических личностях. Перечитать их биографии. И обратить внимание, что все они погибли в 30-х годах.
Учебник 2006 года: запомните эти слова — “политические репрессии”
“О том, что объявленные Конституцией демократические права и свободы не осуществляются, свидетельствовали массовые репрессии. Жёстко наказывались любые отступления от марксистско-ленинской идеологии и сомнения в правильности разработанного И. В. Сталиным курса на строительство социализма в СССР”, — подготавливает школьников к правде жизни учебник 2006 года.
Школьникам рассказывают об арестах в белорусской партийной организации: после них ряды поредели наполовину. Были репрессированы первые секретари 99 из 101 райкома КП(б)Б. В учебнике перечисляются имена Александра Червякова, Николая Гикало, Николая Голодеда — их годы жизни, указанные в скобках, обрываются в конце 30-х.
Школьники могут изучить и краткую биографию этих людей, если прочитают специальную врезку. Узнать, что Гикало — это не только название улицы, но и человек, который объявил Беларусь республикой грамотности. Благодаря ему все в стране должны были научиться читать и писать.
“Только в 1937 году было арестовано 27 тыс. человек, только часть из них в самом деле враждебно относилась к советской власти. Арестовывали почти по 900 человек в день”, — рассказывает учебник.
Авторы ссылаются на опубликованные в 90-х годах XX века подсчёты. Согласно этим данным, за время репрессий 1935–1940 годов пострадали 86 тысяч граждан Беларуси.
Уже позже множество вынесенных приговоров было отменено. Реабилитация продолжается и в наше время, писали составители учебника.
В конце параграфа среди ключевых слов, которые характеризуют общественно-политическую жизнь этого периода, девятиклассникам предлагается запомнить и это словосочетание: политические репрессии.
Учебник 2019 года: Куропаты — это здесь
В 2019 году, в разгар противостояния между рестораном “Поедем поедим” и белорусскими активистами, вышел учебник, в котором впервые не только рассказывалось о Куропатах — их даже показывали. Точнее, школьникам показывали памятный знак, посвящённый жертвам политических репрессий и установленный в урочище.
“Символом политических репрессий в Беларуси стало появление лесного урочища под Минском — Куропаты. Тут проходили расстрелы репрессированных”, — пишут авторы учебника и ссылаются на расследования, которые проводились и прокуратурой БССР, и Генпрокуратурой Беларуси.
“Дорогой отец Сталин!”
Нам показалось любопытным письмо белорусской школьницы, десятилетней Иры Гапанёнок, на имя Сталина. В учебнике 2006 года привели краткую редакцию этого письма.
“Дорогой отец Сталин. Я девочка 10-летняя, Ирина Александровна Гапанёнок. Хожу в школу в 3-й класс. Сегодня 7 ноября 1940 г. большой праздник, который принёс для всего советского народа большую радость. Сегодня в нашей школе в 10 часов утра была постановка для маленьких детей. И я рассказывала стихотворение “Слава”. И когда рассказывала, смотрела на твой портрет и вслух сказала: “Слава товарищу Сталину!” И видела, как все радовались...”
Школьникам предлагается определить, “о каком историческом явлении свидетельствует письмо школьницы”. Но ответ школьников, которые учили историю по этому учебнику, будет не столько неверным, сколько неполным.
Потому что в учебнике 2019 года мы находим полную версию того же письма.
Оно заканчивается словами Иры Гапанёнок:
“Вернувшись домой, я взяла бумагу и письмо, и протягивая к тебе свою маленькую руку, прошу, не откажи в моей большой просьбе: верни моего папу, Александра Гапанёнка, который был арестован. Родной отец Сталин, дни и ночи буду ждать от тебя ответа”.
После того как девятиклассники прочтут это письмо, им предлагается ответить на вопросы и, представив себя в роли школьника в 1930-х, определить своё отношение к тоталитарной системе. Мы надеемся, для белорусских девятиклассников на стадии мысленного эксперимента это и закончится.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.