Автор "Чёрных ресниц" рассказал, почему не дал Роману Жигареву творческий статус
Экспертная комиссия при Минкульте не выдала Роману Жыгареву из могилёвской группы Akute сертификат творческого работника. О том, почему так произошло и каким образом Роман может исправить ситуацию Еврорадио спросило у Эдуарда Зарицкого, композитора, народного артиста Беларуси, наиболее прославившегося в поп-музыке песней "Чёрные ресницы" висполении Филиппа Киркорова.
Еврорадио: На сертификат творческого работника претендовал музыкант из популярной группы Akute Роман Жигарев. Отказано. Каким образом нужно готовиться музыкантам так называемых "лёгких жанров", чтобы получить соответствующий статус?
Эдуард Зарицкий: Ой, ну это целая лекция. Нужно иметь профессиональные навыки, конечно, хотя бы элементарно знать ноты. Вот и всё.
Еврорадио: То есть, у Жигарева нет таких навыков?
Эдуард Зарицкий: Ну очевидно. Там же не только я решаю, там же комиссия. Мы его "осмотрели", как любого другого. Вот на днях опять рассматриваем такой же вариант. Но человек написал пять спектаклей для театра, музыкальных. И то, там есть проблемы, понимаете? Он закончил консерваторию. А у вашего Жигарева, по-моему, несколько классов музыкальной школы. Ну есть разница между профессионалами всё же. Вот и всё.
Еврорадио: В письме, присланном Роману, указано, что "учитывая активную работу Жигарева и группы Akute в сфере любительского молодёжного творчества, экспертная комиссия готова повторно рассмотреть материалы его творческой деятельности с учётом роста его профессионального мастерства". Что ему нужно доработать, чтобы был положительный результат через год?
Эдуард Зарицкий: Ой, ну надо элементарно представить некий нотный материал, хотя бы то, что он играет, что он мыслит, чтобы он записал это на ноты. Там это было всё в таком состоянии бреда! Полностью бестолково.
Еврорадио: Видимо, он попытался это сделать с помощью какой-то программы...
Эдуард Зарицкий: Да, но так это не делается. Я уверен, что он впервые это делает и никогда этим не занимался.
Еврорадио: Есть ощущение, что получение статуса творческого работника — своего рода "суд над Бродским", когда его спрашивали: "Кем вы работаете? — Я поэт. — Кто вам сказал, что вы поэт?" Так и здесь: "Кто вам сказал, что вы — композитор?".
Эдуард Зарицкий: О, Боже, ну причём тут это? Это гениальный поэт. Это уровень Пушкина! Что вы сравниваете Бродского и... (смеётся). Это нобелевский лауреат. О чём речь? Понятно, что тогда было такое время... Любимец Ахматовой! Вы мне будете говорить о Бродском! Я понимаю, я понимаю ваше задание... Так что, надо готовиться очень серьёзно. Я вам советую почитать критику на его произведения в какой-то газете. Для вас это будет очень интересно. Почитайте эту статью, которую он принёс также. Её нужно изучать музыковедам, как это делается, понимаете? Как не надо делать. Там написан полный бред! Вы читали эту статью? (Речь идёт о рецензии музыкального критика Татьяны Замировской на альбом Akute, — Еврорадио)
Еврорадио: О "чахоточном роке"?
Эдуард Зарицкий: Да, и там все фразы такие. То есть, как можно работать с такими журналистами?
Еврорадио: Если бы Пол Маккартни и Джон Леннон, которые не то что не знали нот, но и играли криво определённое время, пришли за сертификатами творческих работников, они бы их получили?
Эдуард Зарицкий: Да, "битлы" почти все не знали нот. Почти все. Но с ними работали такие ребята, которые это всё знали, там были продюсеры гениальные! И это разный совсем уровень. Можно не знать ноты, конечно. Бетховен тоже не заканчивал консерватории — можно ведь и так поставить вопрос. И Бах, и Моцарт не заканчивали консерватории, но они профессионалы. Вот и всё. Тут совсем не в этом дело. Если бы вы хоть немного имели какое-то образование в музыке, посмотрели эти ноты, тогда бы вам всё было понятно.
Еврорадио: У меня есть музыкальное образование. Я теоретик.
Эдуард Зарицкий: Так пусть он вам покажет те ноты! Я понимаю, что вы его продюсируете и вам это нужно. Но посмотрите ноты, как теоретик. Но, если вы после этого скажете, что всё нормально, я лично первый подпишусь за него.
Еврорадио: Мне кажется, что здесь следует учитывать не только ноты, но и популярность группы. Ведь команду знают, слушают, группа много гастролирует.
Эдуард Зарицкий: Мы говорим сейчас не о группе. Во-первых, мы не могли добиться, кого он представляет: бас-гитарист, аранжировщик или композитор. Вы можете сказать, кто он?
Еврорадио: Он пишет песни, аранжирует их и играет на бас-гитаре. То есть, исполняет три функции.
Эдуард Зарицкий: Нам нужно давать сертификат в области чего? Если он композитор — это композитор, когда аранжировщик — это аранжировщик. На минутку представьте, вот он уходит из этой группы — а они распадаются в один момент, даже при гениальности и раскрученности, вот он уходит — что он будет делать? Дальше. Как аранжировщик, если ему выдадут сертификат — всё, кроме этой группы он ничего не сможет! Он не сможет ничего сделать ни на симфонический, я не шучу, ни на эстрадный, ни на другой рок-состав.
Еврорадио: Это уже не первая группа, в которой играет и для которой пишет Роман.
Эдуард Зарицкий: Я всё понимаю. В какой это газете будет, скажите?
Еврорадио: Это будет на Еврорадио.
Эдуард Зарицкий: Я понимаю, вам это нужно. Это заказ. Но главное, чтобы это был профессионализм. Мы бы даже простили незнание какой-то там ноты, но к нам приходят очень сильные ребята. Мы же не всем даём, очень многим не даём, только тем, кто этого заслуживает и кто профессионал. Вот был сын Василия Раинчика. Он аранжировщик "Верасов". Он с трёх лет с клавишами. Ну это просто колоссальный уровень. И сравнить, поставить рядом этого... Если бы вы посмотрели, что Раинчик представил, причём, ноты напечатаны, красиво. У нас столько этих групп, у нас их сотни. И популярные, и непопулярные. Им же никто не запрещает — пусть играют. Может, они ещё раскрутятся и будут вообще самые популярные. Он ещё может 10 раз показаться на этой комиссии. Никто же не запрещает. Пусть у них будут хорошие концерты, пусть играют. Кстати, вы слушали эту группу на хорошей аппаратуре?
Еврорадио: Естественно, и на концертах их была, куда может прийти тысяча человек.
Эдуард Зарицкий: Нужно немного "строить" инструменты... Там "самопальные" дела. Просто собрались люди, у которых, я уверен, никакого музыкального образования нет, слышно же это по звуку. Послушайте, что за рубежом делается на вашем же Еврорадио. Как играют те ребята, и как эти?
Еврорадио: Ну, не факт что у иностранцев есть музыкальное образование, просто в них вкладываются другие деньги.
Эдуард Зарицкий: Естественно, поэтому другое качество.
Еврорадио: Возможно, если бы в группу Akute были вложены большие деньги, вам бы понравилось, как они звучат...
Эдуард Зарицкий: Ну вот я вам советую, пусть Еврорадио вложит в них деньги, я уверен, что они сразу раскрутятся.
Оценить ноты, которые представил Роман Жигарев экспертной комиссии, Еврорадио не удалось. Музыкант утверждает, что компьютер, на котором они сохранены, сломался. Тем не менее, мы советуем Эдуарду Зарицкому сходить на концерт группы Akute и попытаться понять, что такое современная белорусская музыка.