Крушение самолета Качиньского: Сговор Путина и Туска или ошибка пилотов?
Со времени авиакатастрофы самолета президента Польши под Смоленском минуло 5 лет. Еврорадио собрало основные выводы тех, кто расследовал крушение.
Под Смоленском 10 апреля 2010 года во время посадки потерпел крушение самолет польского президента. Все 96 человек, находившиеся на его борту, погибли, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария, высокопоставленные польские военнослужащие, политики и общественные деятели.
Все они направлялись в Смоленскую область, чтобы в 70-ю годовщину катынской трагедии почтить память расстрелянных советским НКВД польских офицеров.
Версия Межгосударственного авиационного комитета
Согласно докладу Межгосударственного авиационного комитета, опубликованному в 2011 году, причинами катастрофы стали
“неправильные действия эпипажа (решение о заходе на посадку и невыход на второй круг в метеоусловиях, значительно ниже метеоминимума аэродрома, игнорирование сигналов системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли) и психологическое давление на эпипаж.”
По мнению следователей, пилоты ориентировались на неточные показания высоты полета и слишком сбросили скорость. Когда они это заметили, самолет уже летел на высоте 30 метров над землей, поэтому не получилось ни добавить скорость, ни снова набрать высоту. Самолет зацепил крылом деревья и разбился, не долетев до взлетно-посадочной полосы.
Выводы Верховной контрольной палаты Польши
Верховная контрольная палата Польши в марте 2012 года опубликовала свой доклад о расследовании причин катастрофы. В нем сказано, что с 2005 года полеты высших чиновников Польши осуществлялись без выполнения достаточного уровня безопасности, не хватало целостной системы процедур.
“Если бы польские ведомства взаимодействовали как следует, то президентский самолет вообще не должен был приземляться в аэропорту “Смоленск-Северный”, ведь тот не входил в польский реестр действующих аэродромов для воздушных средств в статусе HEAD (для VIP-персон)”, отмечается в главном выводе комиссии.
Выводы польской военной прокуратуры
Польская военная прокуратура главными виновными в крушении называют обоих пилотов. Кроме того, часть ответственности также возлагается на смоленских авиадиспетчеров. Хотя Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году пришел к выводу, что их вины в катастрофе нет.
Польская сторона обвиняет их в сообщении пилотам неточных данных о курсе самолета и в том, что из-за сильного тумана аэропорт не был закрыт.
Прокуратура в Варшаве готовит иск против авиадиспетчеров, но одновременно в отчете подчеркивается, что их ошибки не уменьшают вину польских пилотов.
Иски могут быть поданы не только против российских авиадиспетчеров, но и против двух польских командиров расформированного теперь авиационного полка, который был ответственным в Польше за так называемые VIP-перевозки.
Их обвиняют в том, что доверили управление президентским самолетом пилоту, который не имел действующего допуска управления. А у штурмана вообще не было лицензии на управление самолетами такого типа. По большому счету, настоящий допуск к выполнению полетов на ТУ-154М в тот день был только у бортинженера, пишут польские СМИ.
Новые сведения из “черного ящика”
В начале этой недели польская радиостанция RFM сообщила о новых данных расшифровки “черных ящиков”. Они подтверждают, что в кабине пилотов к моменту крушения находился главнокомандующий ВВС Польши генерал Анджей Бласик.
Предполагается, что он, несмотря на экстремальные условия погоды, заставил пилотов пойти на посадку. Высказываются предположения, что этого хотело и окружение президента, потому что делегация опаздывала на официальную церемонию.
Польские эксперты считают, что Бласик произнес слова: “Это факт, мы должны это сделать, до конца”. Позже, на высоте 300 метров над землей, он сказал: “Смело поместишься”. Кроме того, пилот за 15 минут до крушения лайнера предлагает уйти на запасной аэродром “Минск или Витебск” и, обращаясь к третьему лицу, говорит: “Вернемся”.
Прокурор Главной военной прокуратуры Польши Мартин Максян официально подтвердил существование новых, более точных расшифровок “черных ящиков”. Но он подчеркнул, что “в опубликованных в прессе материалах содержится много неточностей”.
Заговорщицкая версия
В польском издании Gazeta Wyborcza сообщается о выходе книги “Секретные материалы С.”, немецкого журналиста Юргена Рота. Он приводит сведения немецкой службы безопасности BND, которая называет авиакатастрофу “покушением с использованием взрывчатки”.
Автор не приводит в книге ни одного официального документа BND и отмечает, что этой информации можно верить или нет, но гипотеза безупречно коррелирует со всеми фактами и доказательствами.
Согласно версии в книге, авиакатастрофа была запланирована Дональдом Туском и Владимиром Путиным. Покушение совершили агенты ФСБ России, использовав польскую службу WSI, чтобы поместить взрывчатку на борту самолета. Это преступление было вступлением к агрессии России против Украины.
Фото: Wikimedia Commons/user: Szater, belenko.ru, tass.ru, ria.ru, wyborcza.pl