Мила Котка: У нас пустенько на стенах и чистенько на улицах, но мы гостеприимные
Мила Котка. Фото: 34mag.net
2 сентября в течение 24 часов столичная улица Октябрьская станет "Улицей Бразил". Как і положено — с карнавалом, новыми муралами, скульптурами, небоскрёбами, магазинами, фудкортами, выступлением группы "Троица" и раскрашенными трамваями. Мила Котка, продюсер бразильско-белорусского фестиваля урбан-арта Vulica Brasil, рассказывает о фесте и художниках, которые к 18 муралам, созданным ранее, добавляют новые.
О целях: какими они были и какими стали
Vulica Brasil — это как жизнь человека, которая меняется исходя из того, чем занимается человек и какие выводы делает о том, что с ним происходит. Первую "Улицу" мы делали просто потому, что хотелось всех убедить, что можно заниматься такого рода искусством в Минске и рисовать на зданиях.
В этом году мы поняли, что наш фестиваль — это уже не просто какие-то даты, а процесс. Сейчас он делается через три основные призмы: арт и искусство (помним, что это фестиваль урбан-арта), архитектура и урбанистика (все связанное с жизнью людей в городах) и экология и устойчивое развитие.
Граффитисты отказываются рисовать спреями
В настоящее время в мире стрит-арта появилась тенденция, что граффитисты начали отказываться рисовать спреями. Если в прошлые годы мы заказывали очень много баллончиков, то в этом году почти половина художников рисует акрилом и кистями, а спреи использует для добавления эффектов. Кстати, в этот раз мы всем запретили выбрасывать баллончики — из них, как и из баннеров, будут сделаны аксессуары. Это традиция нашего фестиваля — все делать так, чтобы не просто потом выбросить и забыть, а переработать и оставить память.
Мурал — треугольник интересов
Процесс создания мурала и вообще любого художественного произведения в публичном пространстве — это всегда треугольник интересов. С одной стороны, это мы — кураторы и художники, с другой — владелец здания, так как не каждый на своем "лице" хочет рисовать. А третья сторона — городская администрация, потому что все, что происходит в городе, обязательно проходит процедуры согласования. Поэтому если даже двум инстанциям понравится, а третьей нет — ничего не получится, как бы ты ни хотел.
Мы не хотим кого-то удивить, хотим удивить самих себя
Художники делают на Vulica Brasil то, чего до сих пор в своей жизни не делали. Например, самые крутые художники, которые к нам приезжают, работают с новыми для них формами и размерами стен. Каждый как будто превосходит себя в этом проекте. И пока мы сами себя удивляем, публика тоже будет удивляться. В этом году мы решили делать закрытие фестиваля в течение 24 часов. Покажем, какой может быть улица Октябрьская, наша Vulica Brasil, и утром, и в обед, и вечером, и ночью.
Серые белорусские стены, конечно, впечатляют всех
Наши художники работают в зонах конфликта, их не напугаешь ни погодой, ни отношением. Серые белорусские стены, конечно, впечатляют всех, так как редко можно попасть в город, где нет граффити или стрит-арта, где пустенько и чистенько. Но больше всего их поражает наше гостеприимство и то, что людям, задействованным в организации фестиваля, не все равно. Многие художники говорят, что до сих пор не имели опыта коллективной работы. Они не верили, что это возможно — рисовать с кем-то. А в Беларуси они начинают рисовать одну стенку вместе с десятью людьми.
Мы не хотим повторяться
Возможно, Vulica Brasil уйдет на какое-то время на каникулы после нынешнего фестиваля, потому что это тоже нужно. Мы не хотим повторяться. Я рада, что вокруг фестиваля создалась критическая масса художников из Беларуси и Бразилии, которые начинают понимать, как нужно творить. Поэтому надеюсь, что в будущем мы не только будем сидеть и на все жаловаться, но и создавать крутые вещи.