Нагуаль: Форест-багна-евродэнс или атмосфера первородного безумия

В начале месяца группа "Нагуаль" выпустила мини-альбом "лёгких и прозрачных мелодий", а "фонемный" язык в песнях разбавила понятным.

Еврорадио: Раньше все композиции группы "Нагуаль" были на "фонемном" языке. Почему вы решили спеть и на "человеческом" языке?

Леонид Павленок: С тех пор, как в 2007 году у нас появился коллектив "Маланка Оркестр", мы начали исполнять песни на русском и белорусском языках. Этот проект существовал параллельно с "Нагуалем" и отличался более лёгкой музыкой и своей танцевальностью. Но с ходом времени мы стали объединять две программы — иногда на концертах "Маланка Оркестра" мы пели песни "Нагуаля", а иногда наоборот. Я внутренне почувствовал, что всё достаточно гармонично и органично. И люди, которые были на тех концертах, не задавали вопросов, почему это у "Нагуаля" стали звучать песни не в шаманском рок-н-ролле, а нечто цыгано-еврейское на совершенно понятном языке.

В 2014 году мы решили не распыляться на два названия и объединить всё под творческой лабораторией "Нагуаль".

Егор Квартальный: Давить людей одним брендом!

Леонид Павлёнок: У нас и до этого мини-альбома было много попыток засесть в студию. Эта запись получилась очень знаковой, потому что здесь есть и песни на "фонемном" языке, и также на русском и белорусском языках.

Егор Квартальный: Составы уравновесились, почти слившихся. При том, что состав "Нагуаля" — это вещь в общем достаточно эфимерная, может собираться от одного Лёни до какого-то оркестра! Если рассказывать о заглавной песне мини-альбома, "Маладзік удалы", она на понятном языке и, казалось бы, теоретически "Маланковская" песня. Но фактически, по настроению, по углублению в фолковую атмосферу и по сути — это песня полностью "Нагуаля". Всё логично и раздвоение закончилось.

Еврорадио: То есть группы "Маланка Оркестр" больше нет?

Егор Квартальный: Я бы сказал, что сейчас это программа группы "Нагуаль".

Леонид Павлёнок: Официально мы пока не закрывали проект "Маланка Оркестр". И если кто-то захочет нас услышать именно в таком составе, пожалуйста, приглашайте.

Еврорадио: После 10 лет существования вы пришли к тому, чтобы изменить концепцию. Что изменилось?

Егор Квартальный: Основное изменение — это то, что сейчас группа "Нагуаль" не исключительно медитативно-фольковый-фонемный эксперимент, а некая смесь фолка, драйва, рок-н-ролла и понятной речи. На самом деле, наши песни на человеческих языках — это реверс старых песен на "фонемном" языке!

Еврорадио: Будете петь на каких-нибудь ещё языках, кроме русского и белорусского?

Леонид Павлёнок: Думаю, что да. Это, скорее, внутреннее желание и необходимость исполнять песни, общаться с самим собой и людьми на разных языках, в том числе, известных (смеются).

Егор Квартальный: Одну песню мы уже плохо поём по-испански. Думаю, что скоро мы начнём плохо петь и на других языках (смеются).

Леонид Павлёнок: У нас есть одна замечательная песня "Культура на помощь!" Суть песни — это обращение к культуре, и припев в этой песне исполняется на разных языках. На концертах во время её исполнения мы всегда привлекаем людей подниматься на сцену, или просто с места петь припев на любом языке.

Егор Квартальный: Так что, переводите эти строки на различные языки, приходите на концерты подготовленными! В принципе, эту песню мы можем продолжать бесконечно.

Еврорадио: Лёня, о чем ты рассказываешь в песнях на "фонемном" языке? Это каждый раз импровизация или подготовленный текст?

Леонид Павлёнок: Бывает и так, и так. Но в основном это импровизация ежесекундного порядка — здесь и сейчас. Есть зафиксированные моменты, но их не много. Они фиксируются для того, чтобы можно было их петь вместе с людьми на концертах. Ну, и есть реально очень удачные и ёмкие строки.

Что касается смысла песен, здесь я использую голос как музыкальный инструмент. Но, конечно, эти звуки тоже несут информацию — такой нео-язык. Каждую песню можно расшифровать — это угадывается по настроению, по тому, как это спето. Поэтому, безусловно, смысл есть. Это может быть песня об обрядовом празднике, об отношениях между людьми, о воспоминаниях, детстве и т.д.

Еврорадио: Иногда складывается впечатление, что Лёню скоро начнут понимать звери и птицы!

Леонид Павлёнок: Я на самом деле очень верю, что этот язык — самый близкий к языку животных, полей и лесов, к протоязыку и к языку детей.

Егор Квартальный: Я не раз видел и записи. Лёня кладёт блокнот, и там всё прописано "человеческими" буквами: арунга катах, вири-вири-вири. И понеслось! В общем, Лёня приносит всё на уровне подсознания, а я расшифровываю это на человеческий язык.

Еврорадио: Егор, признавайся, ты для этого пришёл в группу?

Егор Квартальный: Я вообще "прибился" сюда случайно. Лёня — энергетически мощный человек, вокруг которого вращается большое количество хороших людей, которые так или иначе совпадают по жизненным и мировоззренческим принципам. Так получилось, что я и "совпал", и делом времени было, в виде кого я к группе прибьюсь.

Леонид Павлёнок: Я очень благодарен Егору, потому что он может красиво и доступно рассказать всё то, что с нами происходит. А со мной такая история: "Я не выхожу из астрала, а выйду — так пью вино!" (Смеются)

Егор Квартальный: Что группа даёт, и это очень приятно и интересно, я могу чувствовать себя музыкантом, при этом не являясь музыкантом. Я, конечно, могу издаваать звуки из некоторых инструментов, но не на том уровне, чтобы с этим идти на сцену. Моя задача — торговать лицом, брыкаться, подпевать и при этом ещё испытывать любопытство и любовь зрителей — шикарно!

Еврорадио: Жаль, что у вас бойз-бенд! (смеёмся)

Егор Квартальный: Почему? Девушки к нам тоже "прибивались"!

Леонид Павлёнок: У нас есть красавица-старожил, наша скрипачка Наташа Мазепина. Если судьба приведёт к нам ещё какую-нибудь красавицу, мы будем рады!

Егор Квартальный: Но заметим, что "амплуа городского придурка" уже занято!

Еврорадио: То есть конкурс для девушек открыт! Если вы мечтаете об участии в группе "Нагуаль" — обращайтесь! А есть ли у "Нагуаля" всё же более или менее определённый состав и сколько в нём человек?

Егор Квартальный: "Боевой" состав насчитывает человек 6 с определёнными вариациями.

Леонид Павлёнок: Расшифрую: Андрей Горохов (барабаны), Юра Науменко (контрабас), я выступаю в группе и в качестве гитариста, и в качестве дудочника — у меня много довольно самобытных этнических инструментов, Наташа Мазепина (скрипка), Виктор Бабрученя (аккордеон), Егор Квартальный (бэк-вокал, перкуссия, танцы). Иногда мы выступаем малым составом — это я, Егор и Виктор.

Еврорадио: Каким составом можно будет встретить группу "Нагуаль" во время концерта 12 декабря?

Егор Квартальный: Заметим, что концерт будет не совсем обычным, так как пройдёт совместно с немецким авангардистом Жоржем Камеруном.

Леонид Павлёнок: Это будет большая и объёмная программа, в которой мы обязательно сыграем песни с нового мини-альбома, а также что-то совсем старое. Будут и совершенно новые песни, а также композиции, которые я писал для спектаклей и мультфильмов.

Еврорадио: Останется ли в новом "Нагуале" болотно-лесная философия?

Леонид Павлёнок: Безусловно, останется. Я вообще хочу немного разграничить все программы по своему составу. Одна программа будет болотно-лесной, глубоко медитативной, немного уходящей корнями в старый "Нагуаль". Вторая программа будет ярко-танцевальной на понятных языках. А третья будет состоять из микса этих двух.

Егор Квартальный: Евродэнс!

Леонид Павлёнок: Форест-багна-евродэнс!

Егор Квартальный: А вообще, там столько задумок и экспериментов! Я думаю, дойдёт дело и до программы с электронными вариантами, с радио-танцевальными хитами. Ближе к праздникам новогоднего стайла добавим! Так что, всё будет!

 

Еврорадио: Если уж дело дошло до стилей: помню, что пару лет назад вы даже давали свои песни известному культурологу Максиму Жбанкову чтобы тот совместно со своими студентами помог стилистически "очертить" ваше творчество. Какой результат получили?

Леонид Павлёнок: Результат был, но я его не видел. Мы просто немного потерялись с Максимом. Он говорил только, что было невероятное количество различных мнений и предложений, поэтому мне очень хочется всё же их услышать!

Я вообще очень часто практикую такой вот анализ. Потому что мне реально интересно, как люди воспринимают, какие у них ощущения, с чем они сравнивают нашу музыку.

Например, в прошлом году накануне Рождества, каждый вечер выступали в ресторане "Камяница". На афише было написано: "этно-панк". После выступлений многие люди подходили ко мне и говорили: "Спасибо большое, так было красиво! А мы боялись!" (смеются). Когда мы применяем к себе понятие "панк", это в первую очередь касается нашей энергетики. Никакой социально-текстовой нагрузки, ни гитар, которые гудят, или гармонических ходов, а именно энергетики.

Егор Квартальный: Атмосфера первородного безумия!

Леонид Павлёнок: Однажды перед началом концерта в клубе "Граффити" я раздал всем присутствующим по кусочку белой бумаги и попросил нарисовать то, что люди видели и слышали на сцене. Один из рисунков мне очень запомнился: потрёпанная кобыла, которая волочёт скорую помощь. На этой кобыле сидит безумный ковбой, а на крыше скорой помощи играют музыканты (смеются).

 

Еврорадио: Лёня, кроме группы "Нагуаль", ты ещё и автор музыки к мультфильмам и кукольным спектаклям. Сложно быть взрослым, который так тонко чувствует детскую психологию?

Леонид Павленок: В большей степени это, конечно, зависит от моей природы. По сути я — ребёнок. Но здесь нужно провести границу между инфантильностью и тем, когда внутри человека живёт ребёнок. Благодаря этому, у меня получается такая музыка, которая прекрасно воспринимается сознанием малышей. Мне часто говорят, что когда слушают музыку "Нагуаля" или других проектов, очень много картинок "визуализируется". По своей сути наша музыка театральная.

Уже увидел свет мультфильм из серии "Гора Самоцветов" по северной сказке, к которому я писал музыку. После этой работы у меня был опыт написания музыки к кукольному спектаклю "Тартюф" по Мольеру и спектакля "Снежная королева", премьера которого прошла на днях в Германии. Музыкально "Тартюф" получился кукольным спектаклем между фильмами Тарантино и Кустурицы. Пока мне не приходилось писать музыку к художественным фильмам, но было бы очень и очень интересно.

Последние новости

Главное

Выбор редакции