“Не хочется вернуться в 90-е”. Репетиторы требуют считать ЦТ по-старому
Репетиторы требуют пересмотреть новую методику подсчёта результатов ЦТ в Беларуси. В проекте обращения, опубликованном соавтором образовательного портала "Народный учебник" Сергеем Ольшевским, соучредитель центра “100 баллов” Евгений Ливянт призывает Министерство образования создать простую и понятную систему, которая позволит оценить, готов ли вчерашний школьник стать студентом.
Для этого, по словам репетитора, каждому заданию ЦТ должно соответствовать определённое количество баллов так, чтобы в сумме получилось 100. При этом “стоимость” каждого задания должна соответствовать сложности задания, ведь “именно так оцениваются контрольные и экзаменационные работы в школах”.
“Надеюсь ли я, что чиновники прислушаются к этим просьбам, мне сказать сложно, — говорит Еврорадио Евгений Ливянт. — Мне кажется, у людей, которые могли разработать новую методику оценивания результатов ЦТ, проблема с IQ. Можно попытаться предположить, что сделает в такой ситуации умный и ответственный профессионал. Как поведёт себя недалёкий дилетант, если оказалось, что его работа сделана плохо, приносит огромное количество проблем, и при этом согласована, я не знаю.
Могу лишь предложить не тратить время на подсчёт денег, которые зарабатывают репетиторы, а направить энергию на то, чтобы как-то выйти из этой ситуации. То, что можно сделать, изложено в обращении”.
По новым правилам, каждому тестовому заданию присваивается свой балл. Абитуриент будет знать его заранее и сможет себе позволить вовсе не браться за некоторые задания. Также баллы можно будет получить даже за частично правильный ответ. Старая методика такого не предусматривала.
Евгений Ливянт убеждён, новая методика не позволяет объективно оценить знания абитуриентов. Он считает, что правила поменяли, чтобы искусственно завысить результаты ЦТ и проходные баллы в вузы, и так ответить на критику белорусской системы образования.
Из текста обращения: “Анонсируя изменения, руководители Минобразования и РИКЗ обещали, что каждому заданию будет соответствовать заранее известное количество баллов. Это предложение вызвало позитивную реакцию у школьников, их родителей и абитуриентов, так как в этом случае методика расчёта стала бы понятной и справедливой, в отличие от совершенно непонятной предыдущей. Более того, такая методика соответствовала бы школьной системе выставления оценок по письменным работам, а значит, суммирование среднего балла аттестата и результатов ЦТ стало бы логичным (в предыдущей системе суммировался средний балл аттестата и рейтинговая оценка ЦТ, что является абсурдом с точки зрения логики). В реальности новая методика оказалась совершенно иной. В заданиях части "А" за все задачи начисляются по 1 баллу, а в заданиях части "В" по 2 балла, а затем сумма этих баллов неведомым образом превращается в какой-то фантастический рейтингово-балльный результат”.
Что отвечает Министерство образования?
В интервью БелТА директор РИКЗ Юрий Миксюк объясняет, что новые правила основаны на “мировом опыте”: “Действующая методика обработки результатов ЦТ зарекомендовала себя хорошо. Она очень эффективно ранжирует абитуриентов по знаниям, сравнивая их между собой. Однако сегодня возникает новая задача, требующая не просто ранжирования, но и максимально точного, насколько это возможно, оценивания знаний выпускников школ. Это требует совершенствования методики.
Мы изучаем мировой опыт. Одной какой-то общепризнанной и принятой методики в мире не существует. Кто-то использует простые методики, кто-то очень сложные. Важно, чтобы выбранная методика нашла понимание в обществе, для этого она должна быть простой и эффективной в выполнении обеих функций — оценивания и ранжирования. Какая именно будет выбрана у нас, говорить ещё рано. Нужно всесторонне оценить методику, отработать её. Только после этого можно внедрять. Стоит задача на этапе репетиционного тестирования 2019 года отработать выбранную методику. После этого она сможет быть использована уже и в централизованном тестировании.
В любом случае, сами тестовые задания вряд ли серьёзно изменятся. Сегодня они имеют пять уровней сложности и позволяют достаточно хорошо оценивать знания абитуриентов любого уровня подготовки”.
Отреагировал на критику и сотрудник пресс-центра Министерства образования Беларуси Андрей Лазуткин. Правда, в своей статье для сайта imhoclub.by он больше пишет не о новой методике подсчёта баллов на ЦТ, а о Евгении Ливянте. По словам Лазуткина, репетитор, “демонстрируя свой южный темперамент”, пытается нажиться на ситуации, ведь “чем ниже средний балл, тем выше в обиходе ценятся услуги репетитора”.
“Людям, которые считают, что я — негодяй, только и думающий, как заработать, надурив несчастных абитуриентов, хочу ответить — пошли вы в ж*** (можете так написать), — реагирует на это Евгений Ливянт. — Какое-то дебильное представление о репетиторах, учителях. Всё, чего мы хотим — это, чтобы не вернулись страшные 90-е годы, когда на вступительных экзаменах в вузы была сплошная коррупция. Очень не хочется вернуться в то время”.