Недостаток знаний в белорусских школах: как выбрать дополнительные курсы
Детям не хватает практических курсов и знаний
События 2020 года, участие в войне и репрессии негативно сказались на среднем образовании в Беларуси. Исследователи отмечают растущее проникновение идеологии в учебный процесс, что существенно снижает качество образования. Кроме того, методика преподавания вызывает сомнения в своей эффективности.
Можно ли в таких неблагоприятных условиях восполнить недостаток знаний вне школы? Какие курсы и предметы выбрать?
На эти и другие вопросы Еврорадио поговорило с опытной эксперткой в сфере неформального образования. В целях безопасности собеседница пожелала остаться анонимной.
— Каких знаний и навыков не хватает сегодняшней средней школе в Беларуси и странах ЕС? О каких проблемах и упущениях в образовании можно говорить?
— Основную проблему среднего образования в Беларуси я бы охарактеризовала так — “выбор без выбора”.
Я слежу за курсами и факультативами, которые выпускает сейчас Министерство образования (далее — Минобр). Эти новые факультативы и курсы кажутся очень полезными. Темы действительно разнообразны: от финансовой грамотности до основ науки.
Но при этом мы прекрасно понимаем, что внутри школы такого выбора не существует. То есть школам права выбора этих факультативов не дают.
И родители всегда расстраиваются, что вот, ребенок походил на курсы и бросил. И все это сопровождается эмоцией разочарования. Но в этом как раз и кроется разгадка, как отыскать направление, лучше всего подходящее ребенку.
Поэтому перебирать — не страшно, пробовать разное — не страшно. Скорее, тут даже важно посмотреть: там — немножко спорта, там — немножко художественных увлечений. Немного теоретического, немного практического.
Нет ничего страшного в том, что ваш ребенок перебирает всю эту коробку с фломастерами. Любой кружок или дополнительное занятие решают немножко разные проблемы, в том числе с самоопределением развития.
В этом и есть заключается интерес. А не в том, что пошел делать что-то одно, углубился и до конца жизни только этим и занимаешься.
Тут, скорее, стоит задача научить подростка задерживать внимание, оставаться в определенной деятельности значительное время. И подстегивать не столько результативность, сколько исследовательский интерес.
А подростку вполне можно довериться, если вы дали много чего попробовать. Если вы его научили быть любопытным исследователем, то ему можно довериться и спросить, чего бы он сам хотел.
И пусть выбирает. А родители могут предложить варианты саморазвития с учетом своих возможностей и финансовых средств.
— Множество детей живет не только в Минске, настоящем мегаполисе, но и в небольших городках, посёлках, деревнях. Там обычно нет вообще никаких курсов и секций для детей. Нужно ездить в областные, районные города, где что-то есть. И единственная возможность обучаться — только интернет. Какие курсы вы бы могли рекомендовать для разных возрастов?
— На самом деле у нас есть много образовательных интернет-ресурсов, которые целиком или частично бесплатны. Я бы обратила внимание на платформу “Васьміног”. Его делают делают белорусы из диаспоры, там собирают множество курсов.
Есть множество IT-школ, например MyFreedom. Там учат не только программированию, но и работе с искусственным интеллектом, дизайну и т.д.
Ещё я верю во всякие языковые приложения вроде Lingualeo. Не только в виде приложения, но и веб-версия. Можно подтягивать разные языки.
Но в идеале необходим разговор родителя с ребенком. Чего ты хочешь и давай вместе поищем возможности. Давай составим маршрут получения этих знаний. Например, можем погуглить и найти нужный курс.
Родителю важно поддерживать любопытство ребенка, стремление нарыть что-то для себя интересное. И самому родителю стоит быть любопытным к интересам ребенка.
Стоит также помочь ему с поиском ролевых моделей, с тем, с кого нужно брать пример. Потому что родитель не может быть примером во всем. Он должен помочь ребенку найти известных или неизвестных людей в любимой профессии или занятиях, показывать биографическое кино и то, как это бывает с людьми в жизни. То есть побуждать решать проблемы.
Например, в деревне нет моста и дороги много лет. И как все это построить? Надо рассчитать, посмотреть и решить эту локальную проблему. Должна быть поддержка интереса к любой проектной работе.
Вообще любой: скворечники делать, теплицы, автоматизировать колодец. Всё что угодно. То есть это тоже способ не решать за ребенка: “Чему же тебя научить, деточка?” — а помочь почувствовать, в каком направлении стоит двигаться.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.