"Некоторые водители могут превратить нормального инспектора ГАИ в чудовище"
Известного блогера Василия Телогрейкина считают страшным сном белорусской ГАИ. В своих видеозаписях он часто "даёт прикурить" некомпетентным инспекторам. Блогер демонстрирует хорошее знание тонкостей процессуально-исполнительного законодательства и даёт советы другим водителям, как отстаивать свои права.
Еврорадио: Случалось ли, чтобы после публикации ваших видео инспекторов ГАИ привлекали к ответственности?
Василий Телогрейкин: Конечно, и протоколы отменяются, и даже решения судов пересматриваются. Некоторых инспекторов привлекают к ответственности. Правда, меры взыскания избираются очень мягкие: выговоры, лишения премий. Нам когда присылают об этом ответы, пишут: "Виновный сотрудник привлечён к ответственности, установленной законом". Выбить конкретику, какая именно ответственность, очень-очень сложно.
Еврорадио: Можете привести несколько конкретных примеров, когда видео срабатывали?
Василий Телогрейкин: Герои "Сказания о стражнике Говядинове" уже несут ответственность, то же самое с видео о подсветке заднего номера.
Еврорадио: У вас появились последователи. Некоторые водители во время встреч с ГАИ идут на обострение и из-за этого страдают.
Василий Телогрейкин: Нужно понимать, для чего ты это делаешь. Мы с Денисом (компаньон Телогрейкина, который обычно выполняет работу оператора, — Еврорадио) делаем это для того, чтобы выявить компетентность инспектора. Какой он, терпеливый, спокойный, выдержанный или включает своего внутреннего быка, ломает дверь, заставляет ложиться на землю и так далее. Недавно Александр Григорьевич сказал, что не видит ничего страшного в том, что должностное лицо провоцируют на дачу взятки. Если человек взяток не берёт, то ему всё равно нечего бояться. Вот и здесь то же самое. Если инспектор нормальный, то он нормальный. Если кривой, то это вылезет в течение трёх минут. Тогда мы расскажем Родине и покажем его руководству: "Смотрите, у вас работает волк в овечьей шкуре, от него могут быть проблемы".
Еврорадио: Получается, вы в определённой степени выступаете контролёрами Госавтоинспекции...
Василий Телогрейкин: Что-то вроде ревизоров от гражданского общества, скажем так.
Еврорадио: Случалось ли, чтобы из авто вытаскивали вас?
Василий Телогрейкин: Нет, ни разу в жизни. И когда я смотрю видеоматериалы, где людей вытаскивают из машины, то убеждаюсь, что со мной такого бы не случилось. Потому что я знаю, что нужно сказать, в какое время и кому. А люди, которых вытаскивают, недостаточно подготовлены к диалогу. Не дано некоторым понять глубину посыла норм права. И он пытается разобраться, но волнуется и в диалоге с инспектором несёт чушь. И инспектора это заводит.
Очень много выезжал на различные "Help! SOS! Помогите". В половине случаев мы видим спокойного, терпеливого, уравновешенного инспектора, который пытается сгладить конфликт. А водитель наоборот агрессивен.
Василий Телогрейкин: Если инспектор ровный, доброжелательный, предъяви ты эти документы и езжай дальше
Еврорадио: Часто водителей останавливают беспричинно, просто на проверку документов. Как вы относитесь к многочисленным видео, где водители отказываются предъявлять документы, пытаясь сослаться на закон?
Василий Телогрейкин: Часто водители сами раскачивают ситуацию, сорок минут сидят и по концовке всё равно показывают документы или получают протокол в плечи. Я не понимаю, для чего это нужно. Люди отравляют жизнь и себе, и инспектору. Такие водители, когда это происходит массово, могут нормального позитивного сотрудника ГАИ через два месяца превратить в чудовище. Я понимаю, когда инспектор цепляется необоснованно. Например, требует документы, а потом аптечку и всё прочее. Либо врёт: "Вы говорили по телефону, ехали непристёгнутым". С такими надо спорить и отстаивать права, желательно на месте, потому что потом в судах это сделать очень сложно. Но если инспектор ровный, доброжелательный, предъяви ты эти документы и езжай дальше.
Еврорадио: Под некоторыми видео из интернета хватает комментариев от граждан, что водители иногда ведут себя провокационно...
Василий Телогрейкин: Очень много выезжал на различные "Help! SOS! Помогите". В половине случаев мы разводим руками: водитель, ты идиот. Зачем это делаешь? Мы видим спокойного, терпеливого, уравновешенного инспектора, который пытается сгладить конфликт. А водитель наоборот агрессивен. Инспекторы виновность возлагают на меня: "В этом виноват Телогрейкин".
Еврорадио: Служили ли вы раньше в силовых ведомствах, раз знаете нормы права и умеете себя вести с людьми в погонах?
Василий Телогрейкин: Я заканчивал Академию МВД. Там был заложен фундамент. А знания совсем из другого места взялись. Я начал этим заниматься также из-за несправедливости.
Еврорадио: Можете об этом рассказать?
Василий Телогрейкин: Была идиотская ситуация. Я запарковался во дворе, было мало места, и я двумя колесами заехал на бордюр. Дело в том, что так в ряд стояли тридцать машин. И столько же с другой стороны. И все закинули колёса на бордюр. Но на меня пожаловался сосед. Приехала ГАИ. Я говорю: посмотрите, ещё 59 машин стоят так же. Почему вы прицепились именно ко мне? — "Ну вот, на вас был сигнал, поэтому вас и оформляем". И мне инспектор говорит: "У вас есть возможность оплатить одну базовую или съездить в ГАИ города на лекцию, там вам поставят отметку, что не нужно платить штраф". Я подумал, зачем платить базовую, лучше куплю детям мороженого. Съездил на идиотскую лекцию, получил штамп, с ним поехал в ГАИ. А там мне говорят: "Нам твой штамп по барабану, давай нам базовую, которую должен". Вот с этой капли несправедливости все и родилось. Я перестал доверять сотрудникам ГАИ и потом ещё сто раз убедился, что им нельзя верить.
"ГАИ не разрывает на куски непристойных инспекторов, своих вытаскивают любыми путями"
Еврорадио: В чём Вы видите слабые места белорусской ГАИ?
Василий Телогрейкин: Почти все неправомерные действия со стороны инспекторов случаются из-за их некомпетентности. На днях нас тормозят с проблесковыми маячками на проселочной дорожке: "Предъявите документы". Мы выходим, показываем распечатанные листы со ссылками на "Закон об органах внутренних дел", на постановление №442. Инспектор берёт эти листы: "Можно, я их почитаю?". Идёт в машину и читает минут десять. Потом выходит и говорит: "Спасибо, теперь я знаю, что это так". Спрашиваем: "А что вы до этого делали в ГАИ? Вы же остановили тысячу водителей и неправильно действовали". И таких примеров море. Море инспекторов, которые по пятнадцать лет служат в ГАИ, встречаются с нами, читают законодательные акты и говорят: "Ё-моё, сколько служил, и не знал, что это так".
Еврорадио: В чём корень проблемы, что белорусы в основном не любят ГАИ? Это общество больное или наши правоохранительные органы не уважают людей?
Василий Телогрейкин: У нас народ в подавляющем большинстве не просто "памяркоўны", а чрезмерно. Люди не знают своих прав и заранее доверяют человеку в погонах. Но если бы они знали, как их иногда нагибают, то разочаровались бы. Очень много непорядочных сотрудников милиции. И там к стыду взывать бессмысленно. Люди периодически на них жалуются, но реакция руководства такова, что их не разрывают на куски в назидание другим. Наоборот, своих вытаскивают любыми путями, прав он или нет. Образуется заколдованный круг. Пройдя через несколько таких замесов, инспектор понимает свою неуязвимость.
Существует даже статья Административного кодекса, которая позволяет сотрудникам милиции при совершении правонарушений соскакивать на дисциплинарку. Если ты защищаешь какую-то сферу и в ней же нарушаешь, то должен нести двойную ответственность. А у нас наоборот.
Еврорадио: Действительно, часто сталкиваемся с тем, что белорусские силовики явно нарушают права человека, но не несут за это никакой ответственности.
Василий Телогрейкин: Существует даже статья 8.5 Административного кодекса, которая по сути позволяет сотрудникам милиции при совершении административных правонарушений соскакивать на дисциплинарку. Они не отвечают перед законом, как обычные граждане. Я считаю, что законодательство нужно изменить. И если правонарушение, касающееся безопасности дорожного движения, совершает сотрудник ГАИ, то мера взыскания для него должна быть максимальной. Если лося в лесу убил лесник, то лесника — по максимуму. Если рыбнадзор незаконно ловит рыбу — их тоже. Если ты защищаешь какую-то сферу и в ней же нарушаешь, то должен нести двойную ответственность. А у нас наоборот.
"Осталось подождать, когда старые корчи уйдут на пенсию"
Еврорадио: Что должно случиться, чтобы белорусская ГАИ стала лучше?
Василий Телогрейкин: Есть определённое звено в Госавтоинспекции, которое находится чуть выше середины. Это поколение старших офицеров, которые уже грамотные, которые не из 90-х и не несут негатив из прошлого века. Это люди, которые дружат с технологиями. Осталось подождать, когда старые корчи уйдут на пенсию и эта прослойка займёт своё место на вершине пирамиды. Тогда наступят изменения. Там море адекватных людей, но они говорят: "Я всё понимаю, этого инспектора уволил бы, этого — наказал бы, но руководство связывает мне руки. Это не в моей компетенции". Второе, я считаю, что шестимесячные курсы подготовки инспекторов ГАИ — это чушь. У молодых людей в течение шести месяцев только печень увеличивается. Мы их ловим после выпуска, задаём вопросы, они вообще ни в зуб ногой. Их ничему не учили. Эту систему подготовки нужно изменить. Если бы мне дали шесть месяцев порулить таким спецкурсом, они бы у меня были такие молодцы! И наглого водителя, раскачивающего ситуацию на дороге, не зная законов, они бы за пояс заткнули. Короче, я вижу ходы, которые можно сделать. Но поймите, кто такой Телогрейкин? Его вообще не существует (настоящее имя блогера Александр, — Еврорадио).