"Некоторые водители могут превратить нормального инспектора ГАИ в чудовище"

“Некаторыя кіроўцы могуць ператварыць нармальнага інспектара ДАІ ў пачвару”

Известного блогера Василия Телогрейкина считают страшным сном белорусской ГАИ. В своих видеозаписях он часто "даёт прикурить" некомпетентным инспекторам. Блогер демонстрирует хорошее знание тонкостей процессуально-исполнительного законодательства и даёт советы другим водителям, как отстаивать свои права.

Еврорадио: Случалось ли, чтобы после публикации ваших видео инспекторов ГАИ привлекали к ответственности?

Василий Телогрейкин: Конечно, и протоколы отменяются, и даже решения судов пересматриваются. Некоторых инспекторов привлекают к ответственности. Правда, меры взыскания избираются очень мягкие: выговоры, лишения премий. Нам когда присылают об этом ответы, пишут: "Виновный сотрудник привлечён к ответственности, установленной законом". Выбить конкретику, какая именно ответственность, очень-очень сложно.

Еврорадио: Можете привести несколько конкретных примеров, когда видео срабатывали?

Василий Телогрейкин: Герои "Сказания о стражнике Говядинове" уже несут ответственность, то же самое с видео о подсветке заднего номера.

Еврорадио: У вас появились последователи. Некоторые водители во время встреч с ГАИ идут на обострение и из-за этого страдают.

Василий Телогрейкин: Нужно понимать, для чего ты это делаешь. Мы с Денисом (компаньон Телогрейкина, который обычно выполняет работу оператора, — Еврорадио) делаем это для того, чтобы выявить компетентность инспектора. Какой он, терпеливый, спокойный, выдержанный или включает своего внутреннего быка, ломает дверь, заставляет ложиться на землю и так далее. Недавно Александр Григорьевич сказал, что не видит ничего страшного в том, что должностное лицо провоцируют на дачу взятки. Если человек взяток не берёт, то ему всё равно нечего бояться. Вот и здесь то же самое. Если инспектор нормальный, то он нормальный. Если кривой, то это вылезет в течение трёх минут. Тогда мы расскажем Родине и покажем его руководству: "Смотрите, у вас работает волк в овечьей шкуре, от него могут быть проблемы".

Еврорадио: Получается, вы в определённой степени выступаете контролёрами Госавтоинспекции...

Василий Телогрейкин: Что-то вроде ревизоров от гражданского общества, скажем так.

Еврорадио: Случалось ли, чтобы из авто вытаскивали вас?

Василий Телогрейкин: Нет, ни разу в жизни. И когда я смотрю видеоматериалы, где людей вытаскивают из машины, то убеждаюсь, что со мной такого бы не случилось. Потому что я знаю, что нужно сказать, в какое время и кому. А люди, которых вытаскивают, недостаточно подготовлены к диалогу. Не дано некоторым понять глубину посыла норм права. И он пытается разобраться, но волнуется и в диалоге с инспектором несёт чушь. И инспектора это заводит.

“Некаторыя кіроўцы могуць ператварыць нармальнага інспектара ДАІ ў пачвару”

Очень много выезжал на различные "Help! SOS! Помогите". В половине случаев мы видим спокойного, терпеливого, уравновешенного инспектора, который пытается сгладить конфликт. А водитель наоборот агрессивен.

Василий Телогрейкин

Василий Телогрейкин: Если инспектор ровный, доброжелательный, предъяви ты эти документы и езжай дальше

Еврорадио: Часто водителей останавливают беспричинно, просто на проверку документов. Как вы относитесь к многочисленным видео, где водители отказываются предъявлять документы, пытаясь сослаться на закон?

Василий Телогрейкин: Часто водители сами раскачивают ситуацию, сорок минут сидят и по концовке всё равно показывают документы или получают протокол в плечи. Я не понимаю, для чего это нужно. Люди отравляют жизнь и себе, и инспектору. Такие водители, когда это происходит массово, могут нормального позитивного сотрудника ГАИ через два месяца превратить в чудовище. Я понимаю, когда инспектор цепляется необоснованно. Например, требует документы, а потом аптечку и всё прочее. Либо врёт: "Вы говорили по телефону, ехали непристёгнутым". С такими надо спорить и отстаивать права, желательно на месте, потому что потом в судах это сделать очень сложно. Но если инспектор ровный, доброжелательный, предъяви ты эти документы и езжай дальше.

Еврорадио: Под некоторыми видео из интернета хватает комментариев от граждан, что водители иногда ведут себя провокационно...

Василий Телогрейкин: Очень много выезжал на различные "Help! SOS! Помогите". В половине случаев мы разводим руками: водитель, ты идиот. Зачем это делаешь? Мы видим спокойного, терпеливого, уравновешенного инспектора, который пытается сгладить конфликт. А водитель наоборот агрессивен. Инспекторы виновность возлагают на меня: "В этом виноват Телогрейкин".

Еврорадио: Служили ли вы раньше в силовых ведомствах, раз знаете нормы права и умеете себя вести с людьми в погонах?

Василий Телогрейкин: Я заканчивал Академию МВД. Там был заложен фундамент. А знания совсем из другого места взялись. Я начал этим заниматься также из-за несправедливости.

Еврорадио: Можете об этом рассказать?

Василий Телогрейкин: Была идиотская ситуация. Я запарковался во дворе, было мало места, и я двумя колесами заехал на бордюр. Дело в том, что так в ряд стояли тридцать машин. И столько же с другой стороны. И все закинули колёса на бордюр. Но на меня пожаловался сосед. Приехала ГАИ. Я говорю: посмотрите, ещё 59 машин стоят так же. Почему вы прицепились именно ко мне? — "Ну вот, на вас был сигнал, поэтому вас и оформляем". И мне инспектор говорит: "У вас есть возможность оплатить одну базовую или съездить в ГАИ города на лекцию, там вам поставят отметку, что не нужно платить штраф". Я подумал, зачем платить базовую, лучше куплю детям мороженого. Съездил на идиотскую лекцию, получил штамп, с ним поехал в ГАИ. А там мне говорят: "Нам твой штамп по барабану, давай нам базовую, которую должен". Вот с этой капли несправедливости все и родилось. Я перестал доверять сотрудникам ГАИ и потом ещё сто раз убедился, что им нельзя верить.

"ГАИ не разрывает на куски непристойных инспекторов, своих вытаскивают любыми путями"

 

Еврорадио: В чём Вы видите слабые места белорусской ГАИ?

Василий Телогрейкин: Почти все неправомерные действия со стороны инспекторов случаются из-за их некомпетентности. На днях нас тормозят с проблесковыми маячками на проселочной дорожке: "Предъявите документы". Мы выходим, показываем распечатанные листы со ссылками на "Закон об органах внутренних дел", на постановление №442. Инспектор берёт эти листы: "Можно, я их почитаю?". Идёт в машину и читает минут десять. Потом выходит и говорит: "Спасибо, теперь я знаю, что это так". Спрашиваем: "А что вы до этого делали в ГАИ? Вы же остановили тысячу водителей и неправильно действовали". И таких примеров море. Море инспекторов, которые по пятнадцать лет служат в ГАИ, встречаются с нами, читают законодательные акты и говорят: "Ё-моё, сколько служил, и не знал, что это так".

Еврорадио: В чём корень проблемы, что белорусы в основном не любят ГАИ? Это общество больное или наши правоохранительные органы не уважают людей?

Василий Телогрейкин: У нас народ в подавляющем большинстве не просто "памяркоўны", а чрезмерно. Люди не знают своих прав и заранее доверяют человеку в погонах. Но если бы они знали, как их иногда нагибают, то разочаровались бы. Очень много непорядочных сотрудников милиции. И там к стыду взывать бессмысленно. Люди периодически на них жалуются, но реакция руководства такова, что их не разрывают на куски в назидание другим. Наоборот, своих вытаскивают любыми путями, прав он или нет. Образуется заколдованный круг. Пройдя через несколько таких замесов, инспектор понимает свою неуязвимость.

“Некаторыя кіроўцы могуць ператварыць нармальнага інспектара ДАІ ў пачвару”

Существует даже статья Административного кодекса, которая позволяет сотрудникам милиции при совершении правонарушений соскакивать на дисциплинарку. Если ты защищаешь какую-то сферу и в ней же нарушаешь, то должен нести двойную ответственность. А у нас наоборот.

Василий Телогрейкин

Еврорадио: Действительно, часто сталкиваемся с тем, что белорусские силовики явно нарушают права человека, но не несут за это никакой ответственности.

Василий Телогрейкин: Существует даже статья 8.5 Административного кодекса, которая по сути позволяет сотрудникам милиции при совершении административных правонарушений соскакивать на дисциплинарку. Они не отвечают перед законом, как обычные граждане. Я считаю, что законодательство нужно изменить. И если правонарушение, касающееся безопасности дорожного движения, совершает сотрудник ГАИ, то мера взыскания для него должна быть максимальной. Если лося в лесу убил лесник, то лесника — по максимуму. Если рыбнадзор незаконно ловит рыбу — их тоже. Если ты защищаешь какую-то сферу и в ней же нарушаешь, то должен нести двойную ответственность. А у нас наоборот.

 

"Осталось подождать, когда старые корчи уйдут на пенсию"

Еврорадио: Что должно случиться, чтобы белорусская ГАИ стала лучше?

Василий Телогрейкин: Есть определённое звено в Госавтоинспекции, которое находится чуть выше середины. Это поколение старших офицеров, которые уже грамотные, которые не из 90-х и не несут негатив из прошлого века. Это люди, которые дружат с технологиями. Осталось подождать, когда старые корчи уйдут на пенсию и эта прослойка займёт своё место на вершине пирамиды. Тогда наступят изменения. Там море адекватных людей, но они говорят: "Я всё понимаю, этого инспектора уволил бы, этого — наказал бы, но руководство связывает мне руки. Это не в моей компетенции". Второе, я считаю, что шестимесячные курсы подготовки инспекторов ГАИ — это чушь. У молодых людей в течение шести месяцев только печень увеличивается. Мы их ловим после выпуска, задаём вопросы, они вообще ни в зуб ногой. Их ничему не учили. Эту систему подготовки нужно изменить. Если бы мне дали шесть месяцев порулить таким спецкурсом, они бы у меня были такие молодцы! И наглого водителя, раскачивающего ситуацию на дороге, не зная законов, они бы за пояс заткнули. Короче, я вижу ходы, которые можно сделать. Но поймите, кто такой Телогрейкин? Его вообще не существует (настоящее имя блогера Александр, — Еврорадио).

Последние новости

Главное

Выбор редакции