Noize MC: "Почему я бешу бешеных долбо*бов? Чтобы всё было в порядке!"
Музыканты говорят о поездах, свободе, страхе, Путине, дуэте с Ёлкой, ещё о свободе и об агротриллере “Hard Reboot”, который летом снимали в Лынтупах.
"Всё, что придумано, сделано и сказано мной
В масштабах этого мира плюс-минус ноль"
Noize MC. “+-0”/“Неразбериха”, 2013
В тесной гримёрке минского клуба “Центр” нас шестеро. Музыканты, объединённые под брендом Noize MC: Иван Алексеев, Павел Тетерин, Максим Крамар и Александр Кислинский — сидят в ряд на диванчике и никак не хотят умещаться в объектив камеры. Пока мы с оператором колдуем над нехитрой аппаратурой, в комнатке повисает неловкая тишина.
Я нервничаю и чувствую себя рядовым представителем “назойливой и разношёрстной прессы”, которой уже дал “сто тысяч интервью” герой песни “Бассейн” с “Нового альбома”. Две странички распечатанных вопросов почему-то совсем не добавляют уверенности. Я знаю, что Иван будет отвечать быстро, короткими едкими фразами, после которых будет сложно что-то добавить. Разве что — рассмеяться. И мы все вместе смеёмся почти после каждой реплики музыкантов.
За диалогом с интересом наблюдает надувная женщина, забытая здесь, по всей видимости, группой “Разбітае сэрца пацана”. Она ещё покажет себя.
О поездах, семьях и плотном концертном графике
Еврорадио: Раньше вы в Минск поездами приезжали, а в этот раз прилетели самолётом. Растёте!
Иван Алексеев: Поезда нам нравятся по-прежнему. И сегодня, когда мы прилетели в Минск самолётом, поезда нам нравятся ещё больше. В Минске невозможно найти в аэропорту туалет! Вернее, его можно найти, но приходится идти за тридевять земель. И в клубе такая же ситуация.
Еврорадио: Назад поедете поездом?
Иван Алексеев: Назад мы поедем в Гомель. Назад мы поедем вперёд!
Еврорадио: Самолёт задуман, чтобы больше времени провести с семьями? Успели пообщаться с детьми до отлёта?
Иван Алексеев: Самолёт задуман в связи с концертом в Краснодаре. В четыре часа утра мы выехали из краснодарской гостиницы. Сначала летели в Москву, а потом из Москвы — к вам.
Максим в это время довольно откровенно борется со сном по правую руку от Ивана.
Еврорадио: То есть заехать домой не получилось?
Александр Кислинский: Я хочу домой!
Александр Кислинский
Еврорадио: Альбом начинается с песни о семье, которая очень вдохновляет. Но семьи ведь отвлекают от творчества…
Иван Алексеев: Семьи по определению не могут отвлекать. Что-то может отвлекать от семьи, но не наоборот.
Группа из “чёрного списка” сразу получит миллион просмотров
Еврорадио: Есть у вас ощущение, что вы из России приехали в какую-то другую страну?
Иван Алексеев: Ну что, парни? Не знаю. У меня как-то не особо.
Павел Тетерин: Естественно, это же Белоруссия.
Максим Крамар: У меня тоже есть ощущение другого колорита какого-то.
Иван Алексеев: Ощущение другого колорита есть, и когда ты прилетаешь в Якутск. И совершенно не помогает, что это часть Российской Федерации. Там ты другой стайл абсолютно. Минск значительно ближе.
В этот момент в дверь стучит один из охранников клуба “Центр”. Он спрашивает у Максима Крамара, можно ли чуть подвинуть его клавиши, чтобы на сцене смогли поместиться секьюрити. Музыканты говорят, что у них есть свои люди, следящие за безопасностью на сцене, но охранник всё же убеждает их подвинуться.
Иван Алексеев: Если бы везде так общались!
Павел Тетерин: Просто космос какой-то!
Иван Алексеев: Приходят люди с человеческими лицами и говорят человеческие вещи.
Максим Крамар (припоминая диалог с кем-то из охранников из другого клуба): Я не слышу внятного ответа!
Иван Алексеев: Да, обычно по-другому это выглядит.
Еврорадио: Где больше свободы: в России или у нас?
Иван Алексеев: В России, наверное, посвободнее. Просто, понимаешь… Несвобода начинается на уровне публичных высказываний.
Павел Тетерин: Но у нас хотя бы группы не запрещают. Мне кажется, что уже невозможно, чтобы какая-то группа была в России в “чёрных списках”.
Еврорадио: А в чём принципиальная разница? Российских музыкантов защитит кто-то?
Павел Тетерин: В современных российских реалиях это будет выглядеть так нелепо и абсурдно…
Иван Алексеев: …что эта группа сразу же получит миллион просмотров, комментариев, их музыка будет распространяться ещё быстрее. Полностью блокировать информацию просто невозможно.
Максим Крамар: У нас только вот Элтону Джону не дают выступать.
Павел Тетерин: Потому, что он гей. Ну, это в особом регионе. Казачий край такой, Кубань.
Максим Крамар: Как раз там, где мы вчера выступали. Поэтому нам пришлось максимально не по-гейски вести себя.
Павел Тетерин: Обычно мы целуемся взасос на сцене. Но в Краснодаре пришлось от этого отказаться.
Павел Тетерин
Еврорадио: Да, у вас есть определённые группировки, которые выступают против конкретных музыкантов. Против Мадонны, к примеру.
Александр Кислинский: Такие персонажи везде есть.
Гитаристы не сопротивляются
Еврорадио: Нужно немного поговорить о новом альбоме.
Иван Алексеев: Это ужасная необходимость. Но, я думаю, мы справимся.
Еврорадио: Вы уже и сами говорили, что альбом “Неразбериха” получился более хип-хоповым. Да это и так слышно. На каком этапе группа решила уйти от гитарного звука?
Иван Алексеев: Начали писаться рэпаки в огромном количестве, начала выстраиваться концепция пластинки, и стало понятно, что она будет более рэповой, чем обычно.
Еврорадио: То есть, всё происходит само собой?
Иван Алексеев: Ну да, как же иначе. Нет никакой установки.
Еврорадио: А гитаристы не сопротивляются тому, что гитар становится меньше?
Иван Алексеев: Гитаристы, вы сопротивляетесь?
Максим Крамар: Ну…
Иван Алексеев: Что?
Максим Крамар: Нет!
Иван Алексеев: Гитаристы не сопротивляются.
Максим Крамар
Еврорадио: На “Неразберихе” много дуэтов…
Иван Алексеев: Спорно. Но они есть, да. 7000$, Стэйша, Ёлка.
Еврорадио: Ещё Влади и Вахтанг. Всего пять.
Иван Алексеев: И правда, действительно много. Я не ожидал.
Еврорадио: Удивительнее всего дуэт с Ёлкой. Как это получилось?
Иван Алексеев: С Ёлкой мы знакомы давно, с 2008 года. Она пришла на наш концерт в Сергиевом Посаде, где она тогда жила. Пыталась купить билет, но тут её остановил Паша, который вышел на улицу и случайно её заметил. И вписал на концерт! С тех пор мы общаемся. В какой-то момент я понял, что в этой песне очень хорошо прозвучит её вокальная манера, и пригласил её.
Еврорадио: А нового дуэта с “Ляписами” не предвидится?
Иван Алексеев: Нет, пока нет.
В гримёрку входит тур-менеджер Noize MC Валерий. Он спрашивает у Ивана, остались ли у группы незадействованные проходки. Проходки есть, и Иван сразу же звонит кому-то, объясняя, что нужно сказать на входе, чтобы пройти в клуб.
“Hard Reboot” — агротриллер, давайте называть это так.
Еврорадио: Первый раз вижу, чтобы музыканты организовывали проходки на концерт для фанатов.
Иван Алексеев: Человек, с которым я сейчас общался, — не просто фанат. Он не пропустил ни одного концерта Noize MC в Минске с нашего первого приезда в 2008 году. В моём телефоне он записан как “Женя Минск Пурген”. В Минске у нас очень, очень, очень приятная аудитория. Всегда приятно к вам приезжать, и мы всем всегда говорим, что в Минске самые крутые концерты.
Еврорадио: Я слышал, вы ещё и летом умудрились много времени провести в Беларуси.
Иван Алексеев: Да, это были съёмки. Мы снимаемся в фильме “Hard Reboot” белорусского режиссёра Андрея Кудиненко.
Павел Тетерин: В Лынтупах мы базировались.
Иван Алексеев: Очень здорово провели время. Кажется, сняли хорошее кино. Сейчас уже смотрим рабочий монтаж, работаем над саунд-треком. Я думаю, что в следующем году все это увидят.
Еврорадио: Информации о фильме крайне мало. О чём там хоть?
Иван Алексеев: То ли наша, то ли не наша группа, но очень похожая на нашу, потеряв вдохновение, раздираемая своими противоречиями, едет в некий заброшенный дом.
Павел Тетерин: Не заброшенный, а просто дом.
Иван Алексеев: Но попадает в итоге в заброшенный дом. А больше спойлеров, пожалуй, не будет!
Еврорадио: Когда я узнал, что в Беларуси кто-то снимает триллер, а не очередное кино про войну, я был безмерно удивлён. И сразу как-то пришла мысль, что это будет агротриллер. А вы бы какое слово подобрали?
Максим Крамар: Агротриллер — это, кстати, классно.
Иван Алексеев: Агротриллер — хорошая приставка. Всё, “Hard Reboot” — агротриллер, давайте называть это так! Спасибо, что помогли определиться, а то мы всё никак не могли понять. Мистический он… Он и мистический, конечно. Но — агро, да.
Еврорадио: Фильм не получил поддержки через краудсорсинг на Boomstarter. Причём там было много негативных отзывов в комментариях. Как вы думаете, почему?
Иван Алексеев: Да, никто нам не дал ничего. Почти. Но те, кто поделились своими средствами, и помогли нам — никого не забудем. А негатива, и правда, было очень много. Мы поели говна и, я тебе признаюсь, было очень неприятно. Объяснить, откуда это взялось, не могу.
Среди известных музыкантов людей с гражданской позицией не много
Еврорадио: Что заставляет вас поднимать социальные темы? Ведь поёте же в одной из новых песен: "Не беси бешеных долбо*бов!" А потом снова бесите.
Иван Алексеев: Почему я бешу бешеных долбо*бов? Чтобы всё было в порядке. На самом деле.
Еврорадио: А была когда-нибудь позитивная реакция со стороны власть имущих на ваши песни?
Иван Алексеев: Кажется, мы разрушили идею делать “Jaga fest” во всех городах и превращать его во что-то типа “Snickers URБАNиЯ”. Там произошёл такой ад в итоге, что об этом фестивале пришлось забыть навсегда и всем. Такой вот позитив через разрушение мы только можем.
Еврорадио: Понятно, что дело музыкантов — музыка, а политика — дело политиков. Но музыкант, который имеет гражданскую позицию, может что-то поменять в стране?
Иван Алексеев: Может, но не очень быстро. Если ты транслируешь через своё творчество какую-то систему ценностей, вокруг тебя в итоге собираются люди, которые эти взгляды разделяют. Таким образом, люди, имеющие схожие ценности, получают доступ к такой вот социальной сети, знакомятся друг с другом, и по этому поводу их потихоньку становится больше. Только так, если говорить о настоящих изменениях, а не о каких-то разовых случаях.
Еврорадио: В России много музыкантов с гражданской позицией? Мне хотелось бы верить, что да, но они её на всякий случай скрывают, прячут, как страусы — головы в песок.
Иван Алексеев: А что это тогда за гражданская позиция такая? Я бы не сказал, что много. Они есть, но среди известных музыкантов их не много, это точно. Панк, хардкор — чуваки, собирающие по сто человек в маленьких клубах, бывают очень радикальными и имеют позицию по всем сразу поводам, но не имеют доступа к большой аудитории. Их просто не слышат. Их, наверное, много. А тех, чей голос реально может прозвучать, — их не много.
Еврорадио: Получается, что каждый музыкант формирует вокруг себя гетто, но идеи редко распространяются…
Иван Алексеев: Нет, почему. Идеи распространяются. Мне известны примеры, когда человек что-то послушал и изменил своё мнение.
“Вторые десять суток я просижу поспокойнее”
Еврорадио: Остальным музыкантам не боязно подписываться под гражданской позицией Noize MC?
Павел Тетерин: А чего бояться?
Еврорадио: Но ведь месседж треков исходит от целой группы. А слова часто бывают неприятные для кого-нибудь. Обсирать Путина, к примеру…
Павел Тетерин: Да, кто уже только ни обсирал Путина… Нормально, пацаны, да?
Максим Крамар: Еее!
Еврорадио: В Беларуси иногда происходят акции протеста, которые обычно заканчиваются массовыми задержаниями. Могут двести человек завинтить, могут шестьсот. Задержанные, в основном, получают по нескольку суток ареста, и, когда выходят из изолятора, опускают руки — потому, что не хотят этого снова. Как вам удалось после "суток" остаться собой, не поломаться и сохранить жёсткость? Ведь хорошо понятно, что всё может повториться!
Иван Алексеев: Вторые десять суток я просижу поспокойнее. Буду знать, чего там ждать и чем заниматься.
Еврорадио: То есть, хотели напугать, но напугать не получилось?
Максим Крамар: Они, скорее, хотели не напугать, а отомстить. За оскорбление. Это чисто пацанская тема.
Александр Кислинский: Местечковая была тема. Не федеральный проект абсолютно.
Максим Крамар: Да, в общем-то, и никакой политики в этом не было. Это пацан обиделся и ответил так, как он может.
Павел Тетерин: У нас в России всё-таки нужно сильно накосячить, чтобы посадили в тюрьму.
Иван Алексеев: Да не факт!
Я задаю ещё вопрос о поколении “ВКонтакте”, представителям которого бывает сложно понять иронию и самоиронию, заложенную в треках Noize MC. Но музыканты встают на защиту молодёжи, утверждая, что “ВКонтакте” есть много вменяемых людей, которые могут чётко сформулировать свою позицию. В это время арт-директор клуба “Центр” приоткрывает дверь гримёрки, прозрачно намекая, что отведенные мне десять минут закончились десять минут назад.
Из рукава появляются два последних вопроса, по мотивам свежего альбома Noize MC “Неразбериха”. Во-первых, чем отличается белорусский трикотаж? Это из песни “Нероссия”. Иван предлагает поинтересоваться ответом у Влади, а музыканты тем временем перечисляют известные им белорусские бренды. Заканчивается это всё, естественно, экспромтом: “Монахиня или дьяволица, покупай и носи “Мілавіцу”. В роли дьяволицы, конечно же, надувная женщина!
А вот на вопрос о расстоянии между боковыми зеркалами БелАЗа (это из песни “Чёрный жирный пробел”) внятного ответа не поступает. Видно, и правда, это расстояние так велико, что так запросто не представить.