Перекрыли переход, дразнили пьяных, били по ушам. В чём вина уличных музыкантов

Перакрылі пераход, дражнілі п'яных, "білі па вушах". У чым віна вулічных музыкаў

Молодой музыкант Никита Найдёнов попал в идиотскую ситуацию. Он шёл по переходу на станции метро "Каменная горка" в Минске, услышал, как уличный гитарист играет "Тры чарапахі", и остановился спеть вместе с ним. А в итоге попал в милицейский участок. "Только спел "Каб любіць Беларусь, маю мілую маму", как подходит милиционер. Капец, думаю, вот как символично!" — рассказывает Еврорадио Найдёнов.

Милиционер говорит гитаристу, что предупреждал его, поэтому теперь придётся "пройти", чтобы составить протокол. Найдёнова тоже приглашают "в отделение". "Меня никто не предупреждал, но ладно, идём втроём, — продолжает музыкант. — На первом повороте парень убегает. И остаётся только страж порядка и я, который пять минут назад появился на "Каменке"".

В комнате милиции Найдёнов предъявляет паспорт и спрашивает, что ему "предъявляет" охрана метрополитена.

Перакрылі пераход, дражнілі п'яных, "білі па вушах". У чым віна вулічных музыкаў

"Говорю: "Что вы мне инкриминируете?" — А он отвечает: "Загромождали переход". Думаю, слава богу, что не "нецензурно выражался и оказывал сопротивление", — продолжает Никита. В результате парня отпускают без составления протокола, и он идёт по своим делам сквозь мраморную тишину подземного перехода. Никто здесь больше не поёт ни о трёх черепах, ни о четырёх.

Запрещает ли закон играть в подземных переходах?

В правилах перевозок, принятых в минском метрополитене, прямого запрета на музыку в переходах нет. Вместе с пресс-секретарём минского метро Андреем Кузьминым пытаемся найти хотя бы намёк на то, что ребята с гитарами — вне закона. "Запрещено осуществлять торговую и иную коммерческую деятельность в вагонах электропоездов метрополитена и на станциях, — цитирует документ Андрей Кузьмин. И продолжает. — В этом случае переход считается продолжением территории станции".

Вопрос оказывается более сложным, чем кажется на первый взгляд: не все подземные переходы относятся к метрополитену. Некоторыми из них занимается предприятие "Горавтомост". Соответственно, в них правила перевозок не действуют. На Каменной горке, например, "продолжение территории станции" — это части перехода, прилегающие непосредственно к выходам из метро. Но уличных музыкантов там никогда и не видели!

Есть в правилах пользования метро и ещё один интересный пункт: пассажирам запрещено "прослушивать аудиотехнику через громкоговорители, использовать средства звукоусиления и играть на музыкальных инструментах". Замечаем, что уличный музыкант не становится пассажиром только из-за того, что входит в переход. "Да, можно подойти с казуистической точки зрения и сказать: здесь не написано, что в переходе нельзя играть, — продолжает Андрей Кузьмин. — Но из-за громкой музыки пассажиры могут недослышать экстренное объявление или важную информацию".

Статьи нет, а вопросы есть

В минских переходах можно встретить музыкантов на любой вкус: от одинокого парня с флейтой до струнного квартета. На лето они выбираются на открытый воздух, но сейчас на улице уже холодно, так что ничего не поделаешь: нужно возвращаться под землю.

Минская группа "EVAND" прошла свой "переходный период" два года назад. Ребята играли в переходах впятером — две скрипки, два контрабаса и виолончель. Все в то время были студентами музыкального колледжа имени Глинки. Но музыкальное образование не спасало от вопросов со стороны милиции.

"Протоколов на нас никогда не составляли. Просто прогоняли, и всё, — рассказывает Еврорадио виолончелист "EVAND" Андрей Ходос. — А говорили милиционеры кто как. Одни — о нарушении общественного порядка, другие — о незаконной предпринимательской деятельности. Иногда и просто: играть нельзя".

Перакрылі пераход, дражнілі п'яных, "білі па вушах". У чым віна вулічных музыкаў
Группа "EVAND" играет в подземном переходе. Фото: "Минск-Новости".

Особой статьи для музыкантов, которые играют в переходах, ни в Административном, ни тем более в Уголовном кодексе нет. Почему тогда милиционеры цепляются к ним? "Милиция призвана следить за порядком, поэтому сотрудники обращают внимание: может, артист на подпитии или в состоянии наркотического опьянения, или унижает своим поведением граждан, цепляется к ним,поясняет пресс-секретарь минской милиции Александр Ластовский. — Кроме того, опасно, когда в подземном переходе выступление привлекает много зрителей — образуется толпа".

В ином случае, по словам Ластовского, милиционеры препятствовать уличным музыкантам не будут.

Граждане с обострённым эстетическим чувством

Музыканты обжили переходы в центре Минска — рядом со станциями метро "Площадь Ленина", "Октябрьская" и "Площадь Якуба Коласа" — и на окраинах, где из подземки выходит много людей. Несмотря на сдержанную позицию правоохранителей, конфликты между ними и музыкантами происходят чуть ли не каждый вечер. Чаще всего милиционеры просто просят ребят уйти, и те уходят.

"Чаще всего говорят, что я создаю опасные условия. Когда вокруг меня собираются нетрезвые люди, есть вероятность, что они могут подраться. И это, вроде бы, из-за меня", — рассказывает Еврорадио Александр Анисимов. Парень зарабатывает на жизнь свадьбами и корпоративами, играет в ресторанах. А когда выдаётся свободный вечер, приходит петь в переходе рядом с торговым центром "Столица". "Хотите заказать песню? Нет вопрос! Два рубля", — отвечает музыкант случайному прохожему. Александр — многодетный отец: чтобы кормить троих детей, нужны деньги. Поэтому и идёт в переход.

"Особых проблем у меня с милицией не было, —продолжает Александр. — Вот только когда играл на Немиге, на меня пожаловалась женщина, торговавшая в палатке рядом. Якобы я мешал ей работать. Я договорился с ней, что буду приходить, когда она закрывается. А однажды пришёл — а она ещё работает, задержалась минут на пять. Ну и сделала мне "подлянку" — вызвала милицию перед тем, как уйти. Трудно было ей потерпеть пять минут?"

Никита Найдёнов также упомянул о жалобе на уличного музыканта. Мол, милиционер пришёл прогонять его из перехода на Каменной горке, потому что кого-то не устроил его рок-репертуар. Парадокс: мы все хотим, чтобы на улицах Минска кипела жизнь, чтобы было что посмотреть и послушать. Уличные музыканты создают в городе атмосферу праздника, а много где становятся местными знаменитостями. А у нас проблемы у уличных музыкантов возникают из-за обострённого эстетического чувства некоторых бдительных граждан!

"Кстати, к нам приходят такие жалобы: "Почему вы позволяете петь музыкантам? Мне бьёт по ушам и т.д.". И нам приходится на них отвечать", — говорит Андрей Кузьмин. И добавляет, что метрополитен — транспортное предприятие, задача которого — перевозить людей, а не гонять уличных музыкантов.

Проверьте себя: сколько раз положат деньги в чехол для гитары Александра, который поет песню "Звёзды 3000" группы "Смысловые галлюцинации"?

Последние новости

Главное

Выбор редакции