Pet Nihil: Проблема в том, что сейчас многие ходят на концерты "ВКонтакте"
Музыканты рассказали, куда подевалось знаменитое гродненское панк-движение, о протесте в рок-музыке и изменениях в звучании на новом альбоме.
Вокалист Юрий Лактионов, басист Алексей Гурин и гитарист Евгений Капитанов рассказали, почему группу не было слышно с 2005 года, что стало с анархистской панк-тусовкой Гродно, почему белорусская музыкальная индустрия находится в упадке, и с какой целью новый альбом "Spit" издавался на двух языках.
Еврорадио: Вас не было слышно около 9 лет, а тут вдруг раз и появились с новым альбом...
Юрий Локтионов: Действительно, где-то с 2005 года группа почти не функционировала. Были проблемы с составом, ну, и другие проблемы были. А когда в 2010 году состав более-менее стабилизировался, мы сделали новый материал и записали. Причём, альбом у нас вышел сразу в двух изданиях: русскоязычном и англоязычном. На английском языке писали для западных стран, чтобы было проще понять, чтобы не нужно было переводить. Называется он "Spit" (плевок).
Еврорадио: То издание, которое для Европы, как вы распространяете?
Юрий Лактионов: Пока только начинаем над этим работать. Зарегистрировались на различных порталах. Сейчас я поеду в Германию, попробую разослать а различные местные музыкальные журналы, радиостанции... Короче, точного плана у нас нет, грубо говоря, работаем пока вслепую.
Еврорадио: Вы называете свой альбом электрическим, почему? Что в принципе изменилось в звучании группы?
Юрий Локтионов: Ну, сейчас многие переходят в акустический формат. У нас также есть сборник акустических песен 2010 года, который мы тоже называем альбомом. Чтобы люди не путали с акустическим вариантом исполнения песен, мы написали, что этот альбом электрический. Короче, по сравнению с акустикой это тяжёлый обычный альбом. Ну, а стиль, естественно, изменился. С 2005 года в группе полностью изменился состав, только я остался. Сейчас в составе два отдельных гитариста. Музыка заметно усилилась. Сейчас это смесь панк-рока, хард-кора, гранжа и местами металла, так как гитаристы до этого играли в метал-группах. Что же касается смыслового наполнения, то всё осталось по-прежнему: свобода выбора человека, ответственность за свои действия, короче, добро. А что касается языка, то в будущем планируем сделать две песни на белорусском, но это уже следующий альбом.
Еврорадио: А есть уже наработки?
Юрий Локтионов: Пока новый материал не делали, но планируем начинать уже в ближайшее время. Думаю, успеем записать его до лета следующего года.
Еврорадио: Концертная поддержка альбома "Spit" планируется?
Юрий Локтионов: Работаем в этом направлении, но, к сожалению, за период молчания потерялись контакты с музыкальной так сказать индустрией в Беларуси и за рубежом. Приходится всё собирать заново. К тому же, поколение сменилось, и уже никто не знает о существовании группы Pet Nihil.
Еврорадио: Кстати, на концертах вы исполняете старые песни?
Юрий Лактионов: Естественно! Это часть нас! Например, Евгений, наш сегодняшний гитарист, начинал с того, что просто слушал Pet Nihil.
Евгений Капитанов: Примерно с 2002 года слушаю. Я тогда ещё не в Гродно жил, а в славном городе Речица, куда и дошли великолепные записи группы Pet Nihil. Позже так получилось, что я проехал в Гродно и начал играть в этом коллективе, я счастлив!)
Юрий Лактионов: Так что, мы играем старые песни, потому что это часть концепции группы.
За последние годы ситуация с музыкой в Беларуси ухудшилась
Еврорадио: Неужели и правда нет людей, которые вас помнят?
Юрий Лактионов: Те, кто раньше ходил на наши концерты и слушал наши записи, грубо говоря, выросли. Сейчас большинство из них вообще не ходят на концерты по разным причинам. Но говорить, что тех, кто помнит, нету, нельзя. Но, если говорить честно, то на мой взгляд ситуация с музыкой в Беларуси ухудшилась.
Еврорадио: Почему?
Юрий Лактионов: На мой субъективный взгляд, просто рухнула та часть музыкальной тусовки, из которой выросли мы. То есть, этот бум начала 2000-х, когда от Гродно много белорусских городов заразились свободолюбием, анархо-панком... Группы, которые подняли эту волну Deviation, "Кальян", Contra La Contra, "Голая манашка", в том числе, и мы. Тогда были крутые концерты, было очень интересно. Но прошло время, мы сами не играли, вернулись, и всего этого уже нет. На концерты ходит очень мало людей, причём, не только на панк-концерты, на всё! Возможно, так происходит из-за того, что развились технологии. Как мы шутим, многие сейчас ходят на концерте "ВКонтакте". Они вступают в сообщество какого-нибудь концерта, на него не идут, а потом просят, чтобы им сбросили какое-нибудь видео.
Еврорадио: А вы не думаете, что вопрос здесь может быть и в музыкантах, а не только в публике?
Гурин Алексей: Думаю, что это вопрос менталитета каждого народа. Возьмите те же Польшу, Германию и другие западные страны. Там люди ходят на концерты, чтобы просто отдохнуть от повседневных забот. Ходят, чтобы послушать и посмотреть на коллектив вживую, чтобы сравнить с диском. А у нас у людей совсем другие приоритеты: тот же интернет и социальные сети. Ещё, наверное, не скоро в сознании появится понимание, что есть и такой отдых.
Юрий Лактионов: В любом случае, Женя не хотел сказать, что у нас плохие люди. Просто нужно как-то объяснить нашим людям, что качественное развитие музыкальной индустрии без поддержки публикой музыкантов не произойдёт. Нужно ходить на концерты даже не из-за денег, а из-за энергетики. Музыканты этой энергетикой напитываются и продолжают работать, расти, потому что видят, что есть для кого и для чего стараться. А если на концерте три человека, то сами понимаете, какое потом настроение. Мы не хотим сказать, что интернет и социальные сети всё испортили. Есть положительный момент. Например, с их помощью можно распространять музыку. Альбом "Spit" мы так и распространяем.
По лицензионному соглашению, мы сохраняем свои авторские права, но любой человек, группа может взять наш альбом и сделать кавер, или просто где-то там его поставить, то коммерчески использовать не спрашивая разрешения. Главное, указать, что мы авторы. Так работает, например, "Википедия" и на Западе такое лицензирование уже довольно развито. И вот удивительно, что социальные сети есть везде, но на концерты люди там ходят лучше. Хотелось бы, чтобы и у нас скорее это началось.
Гурин Алексей: Лет 10 назад лидер группы "Тараканы" Дмитрий Спирин написал книгу "Тупой панк-рок для интеллектуалов". Там было описано, как они ездили в Германию и играли ряд концертов на различных площадках. И местные жители ходят на концерт, отрываются, и покупают диски. Не потому, что они меломаны или собирают диски, а потому, что хотят таким образом поддержать группу. Это, мне кажется, правильно.
Элементарно, в Гродно есть группы, которые, даже, враждуют между собой
Еврорадио: Когда-то в Гродно существовала очень сильная панк-тусовка, о которой мы уже упоминали, остались ли сегодня хоть какие-то её остатки?
Гурин Алексей: Появляются молодые группы, которым не всё равно то, что происходит вокруг. Существует даже небольшое интернет-радио, где делают такой DIY: записывают интэрвьюшки, знакомят всех заинтересованных с новыми группами по всей Беларуси.
Юрий Лактионов: Я бы хотел рассказать, как было раньше, чтобы было с чем сравнивать. Я думаю, что это движение свободолюбивого панк-хардкора возникло именно в Гродно, так как мы находимся на самой границе с Западом. Поэтому влияние западного мира на нас больше, чем той же России. Многие из гродненцев и учатся в европейских университетах, и просто довольно часто ездят за границу. Именно поэтому вот эти примеры свободной жизни перешли и в творчество. Появились группы Deviation, "Кальян" и другие, о которых мы уже говорили. Мы своим творчеством их тоже поддержали, но, к сожалению, "движуха" (как мы её называли) закончилась. Некоторое время она вообще не существовала.
Но сейчас появляются какие-то ростки снова. На базе того же "Кальяна" образовалась группа Dzeciuki. Не могу сказать, что сейчас есть это прежнее "юнити", хотелось бы его вернуть. Элементарно есть группы, которые даже враждуют между собой. Не буду называть конкретных имён. Было бы лучше, чтобы не воевали между собой, а делали общее дело, как раньше. Я вижу, что предпосылки для этого есть.
Еврорадио: Мы можем говорить, что Гомель — металлический город, например, Брест — город так называемого белорусскоязычного рока, а какая музыкальная окраска у Гродно?
Юрий Локтионов: Сейчас, мне кажется, её нет. Раньше можно было точно говорить, что это панк-хардкор, но сейчас... Есть фолк-панк от Dzeciuki, есть металлические концерты, но... У нас не столько концертов, сколько их в Минске. У нас очень сложно с площадками. Те же панки ходят и на метал-концерты, так как желание оторваться есть, а концертов очень мало.
Еврорадио: Помещений же хватает, почему концертов нет?
Юрий Лактионов: Ну вот, мы хотели провести презентацию в нормальном клубе. Не в баре, а именно в клубе. Чтобы можно было послэмиться, поскакать... То они делают концерт, то не делают, то сменился директор, то проблемы с субарендатором. Опять же, когда была "движуха", группы просто скидывались деньгами и устраивали концерт, не ради денег, а ради идеи. Что-то окупалось, что-то нет, но мы особо не напрягались. А теперь все по отдельности. На днях разговаривал с одной известной панк-группой, но она не захотела устраивать совместный концерт в Гродно. У них какие-то другие приоритеты, хотя, могли бы таким образом минимизировать потери, если бы они были. Все как-то стали сами за себя.
Хочется, чтобы рок-музыка вернулась к своей прежней искренности, а не была обычной рок-проектом о любви.
Еврорадио: В каком направлении вы собираетесь двигаться после возвращения: на Запад или на Восток?
Юрий Лактионов: Естественно, сначала думаем давить на Беларусь, а уже потом постепенно расширять границы. То есть, такого нет, что мы запланировали двигаться только на Запад. Мы бы тогда не делали альбом на русском языке, хватило бы и на английском. Будем постепенно развивать аудиторию по всем направлениям.
Еврорадио: Раньше белорусский рок был достаточно политизирован, а гродненский так вообще. Сейчас белорусские рокеры поют о любви. Как вы относитесь к этому изменению?
Юрий Лактионов: Рок-музыка всегда была чем-то протестным. Хотя у нас тоже бывали песни о любви, одна-две на альбом. При этом группа Pet Nihil никогда в политику сильно не лезла. А вот остросоциальные темы мы пытаемся поднимать всегда. Мы считаем, что если нужны изменения, то сначала нужно меняться самому. С помощью наших идей, которые мы несём через творчество, мы хотим поменять людей изнутри, чтобы они поменяли мир. Нам многое не нравится из того, что происходит в нашей стране, и очень хотелось бы, чтобы рок-музыка вернулась к своей прежней искренности.
Еврорадио: Pet Nihil для вас хобби или более серьёзное дело?
Юрий Лактионов: Во всяком случае, это то, чем мы любим заниматься. Если бы так не было, мы бы этим не занимались. Во всяком случае я, как самый старый участник группы, не отдал ей 15 лет. Не знаю, как насчёт зарабатывать деньги музыкой, ведь в нашей стране это очень сложно. Во всяком случае, мы не хотим быть людьми, которые с работы идут домой, а потом снова на работу. Мы хотим делать ещё хоть что-то и для мира. Поэтому выход альбома — это старт новой волны в развитии группы.
Фото Юлии Катаржинской