“Подмять под государство тотально”: эксперты про опасность пропаганды в Беларуси
— Политика должна быть везде, — лаконично описывает цель выступления Александра Лукашенко на всебелорусском педсовете независимый аналитик Сергей Чалый.
— Очень неправильная позиция, что никто эту пропаганду не слушает. К сожалению, как минимум слышат её все, — отмечает военный эксперт Егор Лебедок.
Еврорадио собрало мнение экспертов, которые рассуждают о распространении пропаганды в Беларуси от колыбели до могилы и противодействии ей.
Пропаганду “не слушают”, но слышат
— Будь то чушь от Азарёнка или когда военрук читает методичку — все это слышат, — говорит Егор Лебедок. — А когда слышат на протяжении нескольких лет, это становится естественным для нас фоном. Вот ещё на что направлена пропаганда — на формирование естественности. Например, когда говорят про коррупцию, то нивелирует восприятие уровня коррупции. Допустим, бельгиец, увидев сообщение о коррупции, будет более жёстко на него реагировать, чем россиянин, у которого коррупция — естественный фон.
Никогда не ведитесь на то, что пропаганду не слушают, мол, глупости и неинтересно. Всё правильно, но когда это поставлено на длительный поток, то всегда, к сожалению, работает.
Нельзя воспитывать ни ребёнка, ни взрослого всего одним разговором, мол, не слушай, это ерунда. Никогда эффекта такое воспитание не возымеет. И воспитание, и противодействие пропаганде — системная работа, по-другому и быть не может.
Угроза диктаторской системе
— По сути, задача стоит одна — сделать из белорусов то, что в России: сталинистов, монархистов и православных. Православных — потому что все остальные конфессии — “чуждые и враждебные”, а нам нужна своя управляемая церковь. Понятно, что будет жёстко вводится православие. Советский Союз, Сталин, всё хорошо — догма.
Если послушать Лукашенко и попробовать понять, на кого он ориентируется, то это как раз российская пропаганда. Просто сейчас она будет экстраполироваться на белорусов и делать из белорусов россиян. Как он сказал, что белорусы ничем от них не отличаются. Поэтому по религии тут всё понятно.
Выступая на педсовете, министр образования Игорь Карпенко попытался сказать, что человек и его мышление начинает формироваться ещё в детском саду. “Будь свободен, но неси сам за себя ответственность” или “подчиняйся и жди, когда кто-то тебя похвалит”, “смотри, как тебя оценят авторитеты” — это всё начинается в первую очередь в семье и уже потом — в садиках. И конечно, когда, как у нас принято надавать ребёнку пенделей — “туда не ходи”, “сиди так”, “рисуй правой рукой” и так далее — это чётко формирует человека с жёсткой системой подчинения.
Когда садики работают по принципам свободы — “сам выбирай”, “сам двигайся, но осознавай ответственность” — воспитывается уже другой человек. Естественно, такие люди — угроза диктаторской системе. Фактически вот что хотел сказать Карпенко [чиновник назвал частные сады и школы “опорными точками для цветной революции”. — Еврорадио].
Он говорит, что надо всю систему воспитания и вообще всё, что касается людей, подмять под государство тотально. Словами Лукашенко — “навести порядок”. То есть должно быть общество тотального подчинения и, соответственно, вся система, где задействованы люди от рождения до смерти, — это всё должно быть завязано на государстве, то есть — на подчинении власти Лукашенко.
Патриотизм — это вовсе не любовь к текущей власти
— Спорт, учёба и всё, что может быть вне политики, означает то, что там не должно быть никакой политики, кроме государственной, — напоминает о том, что говорил Лукашенко, Сергей Чалый. — Фактически именно этот тезис и прозвучал. Образование — не сфера услуг, не бизнес, а плод нашей государственности. Воспитатель и учитель формируют национальную идентичность.
Далее из этого следовал какой-то очень странный переход в сторону патриотизма, который понимается именно как любовь к государству, точнее даже — к руководству этого государства. Не к родине.
Говоря о том, что никакая школа не остаётся вне политики, а политика может быть только государственной, он приводит ряд стран. На самом деле во всех нормальных странах, не считая, может, России и Китая, понимают, что патриотизм — это вовсе не любовь к текущей власти, а любовь к стране и к государствообразующим принципам, которые подразумевают сменяемость власти и так далее.
Более того, во многих странах в понимании патриотизма важным принципом является сопротивление возможной узурпации власти, поскольку народы многих стран начинали строить свою государственность из противостояния тиранам.
Нам говорят, что необходимо вести анализ событий с позиции интересов государства, что патриота может научить только патриот, но мы помним, что “президента может научить только президент”.
И очень смешно было услышать от Лукашенко о том, что “можно и задачу по химии сформулировать так, что ребёнок будет гордиться своей страной. И наоборот”. Честно говоря, с трудом могу себе представить, как можно сформулировать так задачу по химии, но, видимо, в его представлении это возможно.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.