Прерванный полёт: сколько Беларусь может потерять от “воздушных” санкций
Страны Евросоюза одна за другой закрывают своё воздушное пространство для “Белавиа”, а европейские авиакомпании воздерживаются от полётов над Беларусью. На этом фоне “Белавиа”, предчувствуя серьёзные убытки, уже объявила о вынужденных сокращениях.
Из-за решения посадить самолёт Ryanair в Минске Беларусь может потерять миллионы долларов. Еврорадио приблизительно оценивает эти потери.
Половина пассажиров — транзит между Россией и Украиной
До недавнего времени на самолетах “Белавиа” можно было улететь в 44 направлениях. Из них 23 рейса — в Европу, и ещё один — в Калининград, куда нужно лететь через территорию Литвы. Ещё четыре рейса выполнялись в Украину, которая тоже закрыла своё небо для “Белавиа”. Оставшиеся направления: Россия, Грузия, Молдова, ОАЭ и Израиль.
После начала конфликта между Россией и Украиной в 2014 году белорусский перевозчик начал хорошо зарабатывать на транзите. Согласно отчёту “Белавиа”, в 2015 году трансферных пассажиров было 34,1% от общего числа. К концу 2017 года их было уже 49%. Из них 83% — поток между Россией и Украиной, которая, напомним, своё небо для “Белавиа” закрыла. Транзит теперь отменяется. И так убыточная в прошлом году белорусская авиакомпания (-92,08 млн рублей) из-за ограничений со стороны Украины потеряет около половины своих пассажиров.
Долги и лизинг
В комментарии о грядущих сокращениях персонала “Белавиа” отмечает, что только-только начала восстанавливаться после ковидного 2020 года. На фоне нынешних ограничений заработать не получится и в этом году. И это при том, что долгосрочные долговые обязательства компании за 2020 год увеличились на 12,4% и составили 204,9 млн рублей.
Кроме того, “Белавиа” брала самолёты в лизинг. Задолженность по этим платежам в прошлом году увеличилась на 78,4% и достигла 558,8 млн рублей. Вряд ли, потеряв больше половины пассажиропотока, авиакомпания сможет оставаться платёжеспособной без госдотаций — даже с учётом объявленной оптимизации затрат.
Назад в 2020-й
Сильно пострадает и “Белаэронавигация” — организация, которая координирует полёты в белорусском воздушном пространстве. В 2019 году диспетчеры компании обслужили 325 тысяч самолётов. Из-за выгодного географического положения до COVID-19 Беларусь могла зарабатывать на этом $50-70 млн в год, считает гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. В 2020 же году заработки значительно снизились. В отдельные месяцы загруженность “Белаэронавигации” падала до 80%.
Вероятно, это же ждёт организацию в ближайшие месяцы. Но за счёт первых пяти “хлебных” месяцев 2021-го “Белаэронавигация” по итогам года, вероятно, всё же будет выглядеть лучше, чем в 2020-м.
До скандала Минский центр управления воздушным движением обслуживал 980 компаний из 100 стран мира. 83% — транзитный поток. Ещё 17% — рейсы с посадками в Беларуси. Из общего объёма компаний российских (то есть которые останутся в любом случае) было всего 30%.
По данным ЕАЭС, основными пользователями воздушного пространства Беларуси являются российские авиакомпании (38%) и европейские (28%). Доля Беларуси составляет 11% от общего числа пользователей воздушного пространства, а стран СНГ — 4%. Ещё 19% — другие государства.
По мнению Александра Ланецкого, вся авиационная отрасль приносила Беларуси 2-3% ВВП. Если считать по ВВП 2020 года — это 2,9–4,4 млрд рублей.
А если и грузоперевозки туда же?
Помимо “Белавиа” и “Белаэронавигации”, в Беларуси есть компании, которые занимаются авиаперевозками грузов. Это “РубиСтар”, Rada Airlines, “Генекс” и “Трансавиаэкспорт”. Согласно обзору рынка транспортно-логистических услуг Беларуси, выручка от грузоперевозок воздушным транспортом составила 918,2 млн рублей в 2019 году, а затраты — 767,2 млн рублей. Если европейские санкции будут применены и к транспортным авиакомпаниям, то Беларусь потеряет часть этих денег.
Как отмечает военный эксперт Егор Лебедок, все четверо перевозчиков летают над Европой. По данным эксперта, они перевозят как белорусские, так и иностранные грузы, в том числе оружие.
— Запрет деятельности данной и других компаний в Европе не будет серьёзным прямым ударом по финансам Беларуси, хотя серьёзно скажется на самих авиаперевозчиках. Но, учитывая специфику доставляемых грузов, от запрета полётов указанных компаний над ЕС, Великобританией и Украиной могут быть серьёзные издержки по другим аспектам внешней торговли и политических договоренностей, — пишет Егор Лебедок.
Анастасия Дагаева, авиационный обозреватель, автор московского центра Карнеги, тоже считает, что белорусская авиаотрасль сильно пострадает от введённых ограничений. В то же время страдают и европейцы, увеличивая стоимость и время своих полётов из-за обхода белорусского воздушного пространства.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.