Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады

Каждую весну в Беларуси начинаются споры о том, нужны стране парады или нет. Несмотря на разбитый асфальт, шум, жалобы минчан на перекрытый город и ДТП с военной техникой, в танки, самолёты, марши и салюты продолжают вкладываться деньги из госбюджета.

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады

Когда самолёты исчезают в летнем закате, а за танками закрываются двери гаражей, споры стихают — до следующего года. А вопрос: почему всё-таки белорусские власти так держатся за парады? — остаётся без ответа. Почему без парадов им никак нельзя? Еврорадио задало этот вопрос известным белорусам, и вот что они ответили. 

"Такая древняя тоталитарная манера управления страной"

Владимир Мацкевич, философ и методолог

 

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады
Владимир Мацкевич / Еврорадио

Наши власти имеют соответствующее представление о том, что такое народ. Народ - это тот, кому нужны “чарка-шкварка” и зрелища. По-русски это звучит как "хлеба и зрелищ". Если хлеба мало, это компенсируется зрелищем. Ну или там пропорционально: хлеб — зрелища, хлеб — зрелища и так далее. Больше ничего не нужно. Парад — это зрелище. Он всегда привлекает толпу. Такая древняя тоталитарная манера управления страной. Народ, который, разинув рот, смотрит на зрелище, больше не задает никаких вопросов и не способен ни на какие действия. Очевидна прагматика.

“Было при царе, до царя, после царя”

Сергей Калякин, председатель Белорусской партии левых “Справедливый мир”

 

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады
Сергей Калякин / Еврорадио

Не знаю, причём здесь белорусские власти. В большинстве стран мира проводятся парады. Просто есть традиции, которых придерживаются. Парады нравятся людям. Это нормальное явление. Вы видели, сколько было людей 3 июля? Не всех желающих пустили!

Конечно, традиций много и не все они приживаются. Парад прижился, наверное, потому что ложится на менталитет народа. Это было при царе, до царя, после царя. После советской власти, до советов. В этом году — по случаю 75-летия освобождения Минска. Если бы такой традиции не было и вдруг она появилась, это бы вызвало вопросы. А так не знаю, что отвечать.

“В России проходят — и у нас проходят”

Александр Солодуха, артист

 

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады
Александр Солодуха / Еврорадио

С детских лет мы привыкли, что парад — всегда. Поэтому я не думаю, что парады нужны только властям. Это нужно всему народу. В России проходят — и у нас проходят. Такое решение принимает руководство страны.

Я сам — сын военного. Парады — это часть жизни. Они показывают мощь государства, как мне кажется. Мол, на страже стоят военные. Показывают технику, солдат, офицеров. Я как-то не задумывался, всегда считал, что это норма. Последние десять лет во время парадов я работаю, поэтому если смотрю, то только по телевизору. Но в детстве мне очень нравились парады.

"Ему нужна оптимизированная масса людей, где каждый сам за себя"

Николай Статкевич, лидер Белорусского национального конгресса

 

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады
Николай Статкевич / Еврорадио

Во-первых, это игрушка для себя. Во-вторых, он [Лукашенко. — Еврорадио] хочет предложить эту игрушку другим — значительной и не самой образованной части белорусского общества. Делает это, чтобы угодить им перед политическими кампаниями, чтобы потом забрать право выбирать на выборах или на референдуме свою судьбу. Чтобы они молчали, он предлагает им такое развлечение. Это абсолютно не уникально. Все режимы в мире похожи.

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады

С другой стороны, у каждого приличного государства должен быть свой национальный праздник — День Независимости. Но День Независимости, который связан с борьбой за независимость, он [Лукашенко. — Еврорадио] не может праздновать, потому что эта дата работала бы на национальную консолидацию, на историко-патриотическое воспитание, чего глава государства боится. Ему не нужна консолидация — не важно, под каким флагом. Даже под флагом победы во Второй мировой войне, как это происходит в России. Поэтому он соединил несоединимое — празднует День Независимости в день освобождения. И это празднование позволяет ему развлечь себя, предложить народу развлечение, но не позволяет консолидироваться вокруг праздника патриотическим силам — ни тем, кто мог бы вредить независимости (сторонники союза Беларуси и России), ни тем, кто бы ее защищал. Ему нужна оптимизированная масса людей, где каждый сам за себя.

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады

К сожалению, праздники, что не несут смысловой нагрузки, которая должна быть, очень дорого нам обходятся. Я не говорю об испорченном танками асфальте, потраченном времени и сожжённом бензине. В бедной стране скромно финансируемая армия, а её заставляют проводить такие шоу. Знаете, нам все это время очень везло, что обходилось без жертв.

“Несколько лет назад парады были более пацифистскими”

Алексей Браточкин, историк, сотрудник Центра европейских исследований

 

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады
Алексей Браточкин / Еврорадио

Я не знаю, зачем нашим властям парад. Без понятия. Но думаю, что это наследие не только белорусского народа. Когда в XIX веке формировалось национальное государство, это сопровождалось появлением всяких ритуалов, связанных с национализмом, демонстрацией милитаристской мощи. Похоже, традиция дожила до XXI века. 

Вообще, во многих странах есть парад. Социолог Алексей Ластовский считает, что значимость 3 июля возрастает по отношению к памяти о 9 мая. Поэтому парад перенесли на 3 июля. Такая попытка придать дополнительный статус этой дате.

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады

Мне лично парады не нужны. Заметьте, ещё несколько лет назад парады были более пацифистскими. В этом году сделан акцент на более милитаристской составляющей, на оружии, что уже странно лично для меня. Что это значит? Возможно, власть хочет продемонстрировать наличие армии, какой-то силы, на которую можно опираться.          

“Визитная карточка государства”

Николай Улахович, депутат

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады
Николай Улахович / Еврорадио

Очень странный вопрос. Все проводят парады. 75 лет освобождения Беларуси! Как не провести? Это показывает статус государства. Его визитная карточка. Не то, что мы агрессивное государство, а что нормальное, суверенное белорусское государство, которое имеет всё — и парады, и правительство, и парламент. Нормальное явление. Лично для меня это память о моём отце — партизане и узнике Бухенвальда, который был заслуженным человеком, орденоносцем. Его репрессировали, но при Хрущёве награды вернули. 

Парады нужно проводить обязательно. Правда, мне жалко, что на партизан стали меньше обращать внимания. В этом году я ожидал, что больше о них скажут, а сказали только мельком. У нас партизанская республика, партизанская страна. Это же всенародное возмущение было. Вся страна поднялась против врага. Тысячи белорусов, которых никто не заставлял идти в партизаны! Мой отец пошёл, когда ему лет 16-17 было. Рассказывал, что в отряде были командиры из НКВД. Это не плохо. В таких отрядах, в отличие от “зелёных братьев”, было больше дисциплины.

“Простое средство по рождению национального энтузиазма”

Александр Алесин, независимый военный обозреватель  

 

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады
Александр Алесин / Еврорадио

У каждого народа и государства существуют национальные символы и национальные мифы. В общем, это и составляет идеологическую основу государства. Поэтому вроде бы с точки зрения рационального здравого смысла, экономики и военного дела, на первый взгляд, парады не имеют смысла. Но с точки зрения идеологии и пропаганды набор всех этих церемоний во время праздников играет очень большую роль в жизни государства. Прежде всего, объединения вокруг этих событий народа, создания какой-то национальной идеологии. Пример России, которая раздирается противоречиями. Руководство страны пытается объединить народ вокруг событий Великой Отечественной войны, от которой пострадали практически все жители. В Беларуси тоже идёт поиск идеи, которая должна нас объединить. Так как таких идей не много, великая вот эта война, победа, освобождение должны стать тем идеологическим стержнем, вокруг которого должен объединяться белорусский народ, в том числе подрастающее поколение.

Привет, оружие. Почему белорусские власти так держатся за парады

Парады проводятся, потому что должно быть яркое событие, которое может произвести впечатление. На всех — от “немаўлят” до седых стариков. Парад — это, скажем так, простое средство по рождению национального энтузиазма. Думаю, что парад нужен для объединения жителей государства. Это очень простое и доступное средство для всех слоёв населения. Оно оказывает очень сильное эмоциональное воздействие, резко поднимает уровень патриотизма даже на подсознательном уровне. Объединяет весь народ в едином порыве. Если мы вспомним историю Советского Союза, то парады проводились именно как средство для мобилизации, объединения вокруг какой-то идеи, великой цели. Думаю, и у нас парад примерно ту же роль выполняет. Кроме того, он призван показать силу существующей власти, мощь государственных институтов и готовность государства защитить своих граждан. 

Последние новости

Главное

Выбор редакции