Самые большие шансы выйти по амнистии имеют Северинец и Беляцкий?
Если применить закон об амнистии варианта 2010 года, то выйдут почти все политические.
"Я полагаю, что разве только Северинец. Он отбывает не лишение свободы, а ограничение, и не имеет взысканий. Там только такой момент, что амнистия не распространяется на тех, кто уже подпадал под нее (Павел Северинец уже был амнистирован в 2004 году. — Еврорадио). Однако есть срок давности — 3 года или 5 лет", — рассказывает правозащитник "Весны" Валентин Стефанович.
Имеет шансы выйти по амнистии на свободу и соратник Стефановича — Алесь Беляцкий. Ему насчитали пеню на уже выплаченный штраф, однако "весновцы" это обжаловали и формально Беляцкий пока ничего не должен.
"Формально пока Алесь не имеет никаких задолженностей. В перспективе будет иметь, но мы здесь уже будем максимально стараться, чтобы амнистия на Беляцкого все-таки распространялась".
По словам Валентина Стефановича, амнистированными могут быть и те фигуранты дела "о массовых беспорядках", которые получили условные сроки или срок с отсрочкой — Владимир Некляев, Александр Федута, Анастасия Положанко, Ирина Халип и другие. А вот остальным надеяться не на что: так называемые нарушения режима во время отбывания наказания помешают. А они есть у всех политзаключенных, находящихся в местах лишения свободы.
Свои выводы Валентин Стефанович делает, основываясь на законе об амнистии 2010 года. Каким будет вариант этого года, пока неизвестно. Бывшая адвокат Владимира Некляева Тамара Сидоренко считает, что нынешний закон не должен во многом отличаться от прошлого.
"Амнистия одна с другой примерно одинаковые. И условия освобождения примерно одинаковые. Основные — наличие нарушений, которые могут помешать человеку выйти. И отдельно стоит следить за тем, по каким статьям амнистия не применяется вообще".
По мнению Тамары Сидоренко, амнистию могут не применить по той же статье "о массовых беспорядках". Тогда многие могут под нее не попасть.
Юрист Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло еще более пессимистичен. Он считает, что власти не выпустят никого из политзаключенных. Максимум — сократят сроки или переведут из крытой тюрьмы в колонию.
"Те, кто находятся в местах лишения свободы на длительный срок, возможно, получат послабления в виде сокращения срока. Кто впервые попал за решетку — на год сократят этот срок. Кому-то амнистия даст возможность перейти в колонию из тюрьмы, кто-то сможет подать ходатайство на условно-досрочное освобождение".
Воспользуются ли белорусские власти удобной возможность наладит отношения с ЕС, увидим в самое ближайшее время. Ждать нового закона об амнистии осталось около двух недель.