Вторая годовщина выборов-2010: число задержанных до сих пор неизвестно
"Родные задержанных думали, что это правозащитники виноваты в арестах, и кричали нам в телефон: "Фашисты, вы фашисты!" — вспоминает Татьяна Ревяко.
"Наверное, с двух часов ночи до пяти утра мы пытались узнать, кто из нас находится на свободе и в состоянии утром пойти в суды", — рассказывает Елена Тонкачева на пресс-конференции, посвященной выходу книги "Послесловие… Площадь 2010 глазами белорусских правозащитников".
В книге содержится полная информационная база по уголовным и административным процессам. В том числе, 350 часов аудиозаписей всех 14 процессов над "декабристами" и более тысячи страниц стенограмм и опросов. Но даже такой объем не вместил всей информации. Тонкачева рассказывает, что в декабре 2010 года правозащитники смогли осветить около 70% процессов, узнали о 780 задержанных, а после их освобождения опросили 350 человек.
Можно лишь догадываться, какой неожиданностью все это стало для самих правозащитников. Татьяна Ревяко рассказывает, что в "Весне" еще за час до завершения голосования вечером 19 декабря все были убеждены в мирном развитии событий.
"Мы до последнего, пока не получили информацию об избиении Некляева, верили в мирное развитие событий".
Еще большей неожиданностью стала ночная атака на самих правозащитников. В 3 часа ночи к офису "Весны" подъехали крепкие парни и "повязали" всех 12 человек, уцелевших после "разгона" демонстрации на площади Независимости. Людей вскоре отпустили, а вот технику оставили себе — правозащитникам приходилось буквально вручную составлять и переписывать списки задержанных. Ревяко рассказывает, что первое время даже поспать было некогда.
"Были дни, когда мы спали по несколько часов. Помню, что когда я готовила список всех наказанных административно, то не спала 26 часов подряд".
Не обошлось и без курьезов. В то время правозащитников часто путали с правоохранителями. Родные задержанных даже звонили и угрожали, обвиняя правозащитников в фашизме. Объяснить им, что к чему, стоило немалых усилий. И это в то время, когда телефоны разрывались от звонков почти ежеминутно.
К тайнам Площади-2010 можно смело относить число задержанных. Если вначале правозащитники смело назвали цифру в 725 человек, затем она выросла до 280 — то через несколько недель уже никто не знал точного количества. Дарья Катковская, которая организовала сбор передач для всех, кто попал за решетку на Окрестина, Скорины и в Жодино, рассказывает, что значительное число задержанных и арестованных даже не пыталось обращаться за помощью.
"Они говорили, что не будут обращаться в правозащитникам. Эти люди даже не участвовали в мирном собрании. Часто они были обычными прохожими... Поэтому думаю, что эта цифра (780 задержанных по данным правозащитникам. — прим. Еврорадио) должна быть большей. Я уверена, что эта цифра большая".
Дарья Катковская называет даже 1000 человек. И добавляет, что точного числа мы уже никогда не узнаем. Тем временем, спустя два года после событий, в неволе еще находятся пять человек, чьи дела связаны с Площадью: экс-кандидат Николай Статкевич, руководитель штаба Виталия Рымашевского Павел Северинец, члены "Молодого фронта" Дмитрий Дашкевич и Эдуард Лобов, а также Василий Парфенков, который был помилован Александром Лукашенко и попал за решетку повторно за нарушение правил превентивного надзора.