Рост цен и ещё повод поругаться с Россией: ретейлу меняют правила игры
Новый указ МАРТа приведёт к росту цен, серой торговле и падению выручки торговых сетей. А ещё у России появится повод поругаться из-за недобросовестной конкуренции на белорусском рынке.
МАРТ вынес на общественное обсуждение проект указа “О мерах по совершенствованию государственного регулирования потребительского рынка”. Основные предложения — сильно ограничить размер бонусов, которые могут получать торговые сети от производителей. Исключение только для Белкоопсоюза. Также проект предлагает обязать магазины повысить долю продовольственных белорусских товаров в обороте до 85%. За нарушение норм указа грозит штраф — от 100 до 500 базовых величин.
Обсуждение проходит по 8 ноября.
Указ должен поддержать белорусских производителей и “создать условия для обеспечения национальной продовольственной безопасности”, говорится в проекте. Еврорадио поговорило с экспертом и узнало, почему ничего не получится.
Больше белорусского покупать не станут
Обеспечивать долю продаж белорусских товаров на уровне 85% нереально. Покупатель просто уйдёт за нужным товаром в другой магазин или расцветут нелегальные каналы продажи зарубежных товаров, считает менеджер по развитию бизнеса Satio CIVITTA Group, экс-руководитель по работе с розничными сетями в Nielsen Валентин Соколовский.
— Производители теряют долю рынка по совершенно естественным причинам. Покупатель хочет разных вещей. И если белорусский производитель не может дать необходимое, никто не отдаст свои деньги. А любые попытки ограничить рост цен, долю полки, пропагандировать белорусские товары ни к чему не приводят, а только усложняют жизнь розничным сетям.
Кроме того, такой мерой по стимулированию продаж белорусских товаров могут возмутиться партнёры по ЕАЭС, особенно Россия.
— Это приведёт только к тому, что Беларусь опять получит оплеуху от России в рамках ЕЭК. Ведь в основном в пользу российских товаров теряют белорусские производители.
Это явно не рыночные меры конкуренции и нарушение антимонопольного законодательства. Это ошибка, ведь мы ничего не получаем, кроме ещё одного повода для России предъявить нам претензии о неджентльменском поведении.
Рост цен и бартер с партнёрами
Цены с введением указа вырастут, так как белорусские производители не будут чувствовать давления со стороны импорта.
— Если ты понимаешь, что тебя должны в административном порядке поставить на полку и плевать, продашься ты там или нет, то нет смысла снижать цены. У тебя есть гарантированный сбыт.
Эксперт подчёркивает, что в Беларуси постоянно ведутся попытки нерыночными методами продвигать отечественных производителей. Был даже “региональный протекционизм”.
— Например, в магазины в Гомельской области не пускали продукцию из Бреста или Гродно. Это привело к тому, что практически все локальные мясокомбинаты оказались глубоко убыточны. Их спасали административным способом.
Потом половина из комбинатов обанкротилась, зато, например, Брестский, Минский и ещё некоторые мясокомбинаты, которые действительно умели продавать, начали успешно работать в других областях Беларуси. Это привело к тому, что цены упали, а покупатель стал довольнее.
Белорусы всё равно будут искать нужные товары, например российский шоколад, у бабушек в переходах, ларьках или магазинах у дома, которые будут торговать им нелегально, уверен Валентин Соколовский. Тогда магазины будут терять из-за того, что белорусский товар “зависнет” на полках.
— Если доводить схему до абсурда, это приведёт ещё и к расцвету бартерных схем. Потому что у сети нет денег, но есть белорусский шоколад. Соответственно, когда придут энергетики, им скажут: “Берите две фуры шоколада и списывайте нам долги или банкротьте нас”.
Бонусы давят на производителей или мешают неэффективным?
Производители платят бонусы сетям за более выгодное размещение товара в зале. Для сетей это дополнительный источник заработка.
Если указ будет принят, то бонусы сети смогут получать за логистические услуги и услуги по продвижению. Размер вознаграждения не должен будет превышать 5% от цены поставляемых товаров.
— На белорусском рынке розничный бизнес стал не такой уж прибыльный. Поэтому сети очень активно выжимали из поставщиков такого рода бонусы. Если у производителя задача нарастить не прибыль, а оборот, то можно продавать товары дешевле, чем конкурент, и компенсировать сети недополученные деньги.
При этом надо понимать, что компании, как, например, “Нестле”, имеют возможность платить большие бонусы розничным сетям, чем белорусские производители шоколада, — рассказывает Валентин Соколовский.
Ограничение по бонусам не повлияет на предпочтения покупателей, поэтому и производителям не сильно поможет, уверяет Валентин Соколовский.
Бизнес найдёт выход, а Белкоопсоюз не спасти
Чтобы обойти меры указа, сети будут придумывать новые услуги, без которых не будут принимать товары. Деньги от поставщиков будут поступать не за бонусы, а вещи, не прописанные в указе.
А насчёт доли белорусских товаров магазины будут писать отписки в МАРТ о том, что стараются выполнить показатели, или платить штрафы, отмечает эксперт. Правда, штрафы не слишком велики по меркам крупных торговых сетей. Небольшим сетям или отдельным магазинам придётся сложнее.
— В любом случае бизнес найдёт способ обойти эти меры. А Белкоопсоюз, для которого сделали исключение, это не спасёт. Если он понимает, что долги спишут, а если не спишут, то пролонгируют, повесят на банки или выпустят облигации местных органов власти, которые эти долги как бы покроют, то зачем им заниматься эффективностью? Они просто будут работать как работали, — резюмирует эксперт.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.