Создатель граффити "Минск-Москва": Мы удивлены негативным отношением к России

Стваральнік графіці “Мінск-Масква”: Мы здзіўленыя негатыўным стаўленнем да Расіі

Граффити на жилом доме №32 по улице Могилёвской в Минске несколько дней активно обсуждается. В соцсетях большинство мнений — негативные. Работала над рисунком с мальчиком и девочкой, которые отражают тёплые отношения между Минском и Москвой, российская компания Novatek Art. Их страница в Facebook завалена гневными и оскорбительными высказываниями. Еврорадио разговаривает с директором компании Иваном Пантелеевым о создании картины и его отношении к реакции белорусов.

Еврорадио: Ожидали ли вы такой реакции минчан, когда начинали работу?

Иван Пантелеев: Если вы о реакции в социальных сетях, то, естественно, мы такой реакции не ожидали. Мы работаем с 2011 года, сделали около 700 объектов, входим в Книгу рекордов Гиннеса России за самый большой объект, но такого резонанса ни одна наша работа не вызвала, как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Еврорадио: Под одним из комментариев на своей странице вы написали, что было несколько эскизов, но одобрили только один. Что было на других?

Иван Пантелеев: Мы обычно готовим несколько эскизов для каждого проекта, чтобы был выбор. Заказчик сам принимает решение, какой эскиз выбрать, даёт нам его на доработку, или какие-то ещё комментарии даёт. Поэтому в этом смысле мы ориентируемся на мнение заказчика. Для Минска были подготовлены три комплекта эскизов, они не были похожи друг на друга, они разные были.

Еврорадио: А показать их можете?

Иван Пантелеев: Если вам нужно, чтобы понять, на что мы способны, то у нас есть портфолио. Я не утверждаю, что оно плохое или хорошее. За свою историю мы делали много проектов и по оформлению и арт-проектов, и рекламных проектов. Поэтому то, на что мы способны, покажет портфолио. А насчёт эскизов я комментировать, к сожалению, уже не могу, потому что они уже принадлежат не нам, а заказчику. То есть права на использование эскизов уже перешли московскому правительству, и я не могу с ними что-то делать, или опубликовывать.

Еврорадио: Если ваш заказчик — московское правительство, то именно он и решал, что будет изображено на доме в Минске, да?

Иван Пантелеев: Знаете, не могу сказать. То есть эскизы мы давали московскому правительству, а вот, советовалось ли оно с минской стороной по поводу того, что будет изображено, я не знаю.

Еврорадио: После такого резонанса согласитесь ли ещё раз работать в Минске или хватит и первой попытки?

Иван Пантелеев: Да нет, мы с удовольствием! Смотрите, комментарии в соцсетях были тогда, когда работа была ещё не закончена, художественный процесс ещё шёл, а я считаю, что работу нужно оценивать не во время создания, а когда она окончательно сделана. А так, получается, что кто-то там писал про губы белые и другие подобные вещи. Я бы с удовольствием послушал мнение людей сейчас, когда работа закончена. Я, как профессионал в этом деле, не разделяю общего негативного настроя и художественного несовершенства этой работы. Я не могу принять такие мнения, что это ужасно выглядит, так как на самом деле — довольно достойно.

На самом деле, задачу, которая перед нами стояла, мы решили. Но у меня сложилось такое мнение, что корни негативного отношения к этой работе — в серьёзной степени в каком-то таком негативном отношении к России. Я читал комментарии, и для меня это было удивительно. Среди тех людей, которым не понравилась эта работа, на удивление, было очень много антироссийских комментариев. Такие националистические течения. Этого мы не учитывали, честно говоря. В России наоборот к Беларуси отношение, как к братскому государству, единый Таможенный союз, другие интеграционные процессы... Поэтому мы были, честно говоря, удивлены...

Но мы с удовольствием ещё раз поработаем. Любой проект, особенно художественный проект, — всегда вопрос какого-то собственного вкуса. Даже самый выигрышный проект, который мы делали в России, не обошёлся без негативных комментариев. Всегда найдётся человек, который скажет, что ему не нравятся, например, стихи Лермонтова. А кто-то будет говорить, что ему в принципе граффити не нравится, а нравится голая серая стена, которую он наблюдал 30 лет подряд. Поэтому мы привыкли к такому, это нормально.

Но я видел в интернете какие-то петиции по поводу этой работы, где большинство людей всё же высказалось "за". И я понимаю, что люди, которым что-то не нравится, более активны, их всегда лучше слышно. Если понравилось, то вряд ли он будет что-то в интернете писать, а если не понравилось, то обязательно напишет и подъёме шум.

Еврорадио: Будет жалко, если вашу работу вдруг закрасят?

Иван Пантелеев: Каждый проект нам дорог, это естественно. За всю нашу более чем пятилетнюю историю закрашенные работы можно пересчитать по пальцам одной руки. Всегда это очень печально. Но с другой стороны, уличное искусство не должно быть вечным. Работа появляется, висит несколько лет, потом у неё краска начинает уходить или просто требуется какое-то восстановление... Это естественное развитие уличного искусства. Работа несколько лет повисела, и на её месте появилось что-то другое.

Знаете, я так посмотрел в интернете, почитал, и понял, что в Минске довольно напряжённые отношения с граффити. Много было петиций и насчёт работ, которые положительно общество восприняло, и насчёт работ, которые отрицательно восприняли. Мне очень понравилось, как кто-то написал, мол, давайте примем петицию, чтобы больше не было петиций о граффити. Я так понял, что у вас там своя специфика на этот счёт.

Я ещё читал, что у вас должен работать казанский художник Рустам Кьюбик, может, даже на этой же стене. Я Рустама хорошо знаю, мы с ним делали вместе проекты. Но мы не знали, что он планировал, и знать об этом не могли. Поэтому я допускаю такой момент, что стена была отдана под работу конкретного художника, а потом его сняли и на эту стену пришли работать мы... Наверное, для людей это тоже неприятно. И мне было бы неприятно, если бы я делал проект, а потом пришли другие и перерисовывали. Это такие вещи, которые мы учесть не могли, так как не знали, но на будущее будем глубже погружаться в вашу местную специфику.

Последние новости

Главное

Выбор редакции