Срыв поставок, пожары, поломки. Приключения белорусского транспорта в России
В России горят белорусские автобусы, которые ещё и поставляются с опозданием
Случаев, когда белорусские автобусы загорались прямо на маршруте в разных российских городах уже так много, что это выглядит, как спланированная диверсия. МАЗ поставляет автобусы почти во все российские регионы: от Ямала до Урала. Новости о горящих автобусах приходили из Санкт-Петербурга, где всё ещё не отказались от идеи обновить транспорт МАЗами, из Самары, Екатеринбурга…
Еврорадио посмотрело, как Беларусь справляется с поставками общественного транспорта в Россию, что говорят российские чиновники и даже Лукашенко, который вынужден был комментировать неприятные моменты. И причём тут угроза со стороны... Китая.
"В условиях санкционного давления"
Мы не знаем, о чём завод и заказчик, или чиновники обеих стран говорили кулуарно, но публично решили обвинить в возгораниях... западные санкции! Летом 2023-го после двух пожаров подряд вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков сделал заявление.
"В условиях санкционного давления и нарушения логистических цепочек при поставках комплектов гидропривода могла произойти замена проверенных фланцев на другие, аналогичные по техническим характеристикам, но не имеющие проверенных референций. Осмотр автобусов, проведенный сотрудниками завода в Колпинском парке, подтверждает эту вероятность", — объяснил он.
Тем же летом МАЗ отрапортовал, что доработал автобусы так, чтобы они больше не загорались на ходу. Автобусы вернули на маршруты — и вот это случилось опять. В конце прошлого года автобусы горели в Самаре, в январе этого — снова в Санкт-Петербурге. Так это и есть то знаменитое белорусское качество, о котором не устают при любом случае вещать чиновники?
"Сами виноваты"
Защитить белорусского производителя перед россиянами пытался Александр Лукашенко, известный эксперт по всем вопросам. Он просто обвинил партнёров в том, что они, мол, неправильно обслуживали белорусские автобусы — вот они и начали гореть. И вообще, не то, чтобы они горели — вам показалось, это СМИ раздули пожар.
"Почему в Питере горят? Потому что какая-то частная компания, люди, которые никогда не видели автобусов, взяли на себя обслуживание. Что такое обслуживание, вы знаете: это нужно не только в своё время гайку закрутить — осмотр перед выездом должен быть постоянно. А этого не было. Естественно, где-то утечки, протечки и так далее. Что-то где-то задымилось, а в СМИ сразу: "Ах, загорелось!", — говорил он.
Санкт-Петербург тогда мгновенно отреагировал на безосновательные обвинения. "Пассажиравтотранс", компания, занимающаяся общественным транспортом в Петербурге, заявила, что они — государственное предприятие, и самостоятельно обслуживают транспорт согласно регламенту.
Белорусская стабильность: снова и снова нарушать договоры
Кроме поставки бракованных транспортных средств, Беларусь срывает сроки договоров. Например, государство брало на себя обязанность до ноября 2023 года отправить в Новосибирск 120 троллейбусов. Доехали только 95. С авралом МАЗ намерен расправиться к марту 2024 года — и за месяц выдать все комплекты, которых не хватает.
Тут нужно добавить, что для Новосибирска белорусский производитель производит специальные кузовы троллейбусов, которые бы соответствовали суровому климату. То есть снять с линии троллейбусы, которые бы предназначались для Беларуси, и отдать их россиянам, вряд ли получится.
Есть вопросы и по трамваям. Беларусь обещала поставить в Новосибирск к 10 апреля 10 вагонов трамвая. Время ещё как будто есть, но не факт, что предприятие успеет. Пока что прибыло 6 вагонов, и ещё один в пути. Новый дедлайн — до марта этого года.
Интересно, что осенью 2022-го власти Новосибирска говорили, что троллейбусный парк у них изношен на 98,8% процентов. Белорусские троллейбусы должны были покрыть недостаток на 40%.
На белорусов уже не хватает терпения
Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов жаловался на "Белкоммунмаш". Город ждал троллейбусов в качестве подарка к Новому году — и не дождался. И здесь Беларусь сорвала сроки уже второй раз. Первое нарушение в начале 2023-го списали на санкции — якобы "Белкоммунмаш" не получил импортные комплектующие. В чем дело теперь?
Мэр обращался даже к министру промышленности Беларуси, чтобы тот приказал "Белкоммунмашу" работать в три смены, раз они не справляются.
Такая же ситуация и в Самаре. Власти угрожают вообще разорвать контракт с Беларусью, не дождавшись от "Белкоммунмаша" 12 трамваев. Которые к тому же ещё горят и ломаются.
— Белорусские поставщики нас сильно подвели, сорвали все сроки по поставке 12 вагонов. Сейчас поставлено только девять вагонов, из них один сгорел и ещё у одного лопнула рама. К счастью, оба случая попадают под гарантию. Кроме того, у многих полученных из Беларуси вагонов не работает программное обеспечение. И всё потому, что там установлено санкционное обеспечение. Мы выставляем штрафы белорусам и рассматриваем вопрос о разрыве с этим поставщиком контракта в пользу другого производителя, — так на заседании городского совета Самары говорил чиновник от транспорта.
Россия ждёт белорусские машины не только потому, что в их мегаполисах остались одни развалюхи. Закупки чаще всего осуществляются на субсидии, которые регионам выделяет Москва. Если деньги не освоены в положенный срок, их надо будет вернуть. И встает вопрос: как потом платить за троллейбусы, пришедшие с опозданием?
Складывается впечатление, что белорусские производители настолько успешны, что могут себе позволить не заботиться о том, чтобы поскорее получить деньги на свой счёт.
Рынок может перехватить Китай
Что любопытно, в то же время, пока Беларусь явно не справляется с уже набранными заказами, она продолжает красиво рапортовать о "сотрудничестве и укреплении связей" с российскими регионами — и подписывать новые договоры.
Неизвестно, по какой причине белорусские производители срывают сроки поставок, но выглядит это как: "Вы всё равно без нас проблему обновления транспорта не решите, поэтому будете ждать, сколько надо". И такая самонадеянность может дорого стоить.
Если белорусы не реабилитируются и не убедят Россию в своей надёжности и конкурентоспособности, то дружба и налаживание связей скоро пойдут коту под хвост. Ведь "Белкоммунмаш" и МТЗ рискуют проиграть Китаю.
Тем более, что по некоторым параметрам китайцы уже сейчас обгоняют белорусов: они производят дешевый и современный транспорт. Например, туристические автобусы, приспособленные для людей с ограниченными возможностями, и электробусы. К тому же китайцы очень активно ведут экономическую экспансию и рекламируют себя на различных выставках.
Ленинградская область в конце прошлого года уже проводила переговоры с представителями китайской компании Yutong, и даже предварительно договорились о 450 единицах транспорта среднего и большого класса для маломобильных категорий пассажиров. Закупку планируют к 2025 году.
Кроме этого в России есть свое производство транспорта. Здесь белорусы тоже задействованы, но кто знает, не переориентируется ли Россия на Китай и здесь?
МАЗ поставляет в Россию детали и механизмы для изготовления трамваев и троллейбусов. Например, в 2023-м на уфимский завод МАЗ поставил 120 комплектов для троллейбусов. Из них соберут машины, которые выйдут на линию в Новосибирске.
Белорусско-российское производство трамваев есть и в Нижнем Новгороде. К 2024 году здесь планировали выпустить 176 вагонов, которые бы ходили как в Беларуси, так и в России. Удалось ли выполнить этот план — снова открытый вопрос.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.