В 2016 году к чиновнику можно будет прийти только за результатом услуги
Как будет развиваться Электронное правительство в Беларуси? Какие госорганы переведут свои услуги в онлайн в 2014 году?
Об этом Еврорадио рассказывает директор Республиканского унитарного предприятия “Национальный центр электронных услуг” Андрей Ильин.
Чем занимается НЦЭУ? Вы курируете все электронные услуги в стране?
Андрей Ильин: НЦЭУ — только элемент структуры предоставления электронных услуг. Наше назначение — межведомственное взаимодействие. Чтобы не получилось, что мы в интернете можем получить услугу, но, заказав ее, надо сбегать за угол заплатить.
Как было первое время с покупкой билетов на поезда онлайн?
Андрей Ильин: Да еще море было таких смешных вещей. До появления НЦЭУ у нас развивались электронные услуги, но они носили эпизодический характер, как островки в океане. Что же меняется с появлением нашего предприятия? Сам вид услуги, как видит ее пользователь, может, и не изменится. Изменяется то, что не видно. Если раньше каждый орган должен был решать сам все проблемы взаимодействия от каналов связи до программного обеспечения, то сегодня это решается посредством наших систем. Это снижает финансовые затраты.
Они есть уже, эти механизмы?
Андрей Ильин: Ничто не бывает абсолютно законченным. Любая система живет, пока она развивается, а развивается она постоянно. Создание государственной системы управления открытыми ключами электронной цифровой подписи будет завершено в ближайшее время. Я надеюсь, уже в этом году ситуация позволит нам объявить о начале функционирования корневого удостоверяющего центра. А в следующем году появится механизм идентификации, который можно будет использовать и для физлиц.
Исчезнет психологический барьер, который не позволяет смотреть в экран, а вот “дай мне бумагу и все тут”
Чем еще занимается НЦЭУ?
Андрей Ильин: В нашем ведении единая система контроля выполнения поручений главы государства, электронная почта госорганов и система межведомственного документооборота. Это уже больше 300 тысяч документов в месяц. Сказать, что электронный документооборот прочно вошел в повседневную деятельность органов госуправления, на мой взгляд, несколько преждевременно. Да, системы есть, и они работают, но охват пока недостаточен. В 2014-15 годах электронный документ станет привычным в органах госуправления.
Это будет просто внутренняя система или, как в некоторых странах, любой сможет следить через интернет, как идет работа над каким-то документом или законом?
Андрей Ильин: Если Палата представителей захочет, чтобы какие-то движения рассмотрения законопроектов отображались в интернете, это ее право и ей нужны определенные технологии для реализации.
Для граждан какая польза от этого?
Андрей Ильин: Если увеличивается скорость принятия и формирования управленческого решения — повышается эффективность самого управленческого труда.
Еще экономия бумаги? Теперь все документы будут только в электронном виде?
Андрей Ильин: Если у нас есть хорошо работающая железная дорога, никто не сказал, что нельзя мешок за спину себе закинуть и пойти рядом. Наша задача — создать эффективный механизм.
Но если в каком-то органе госуправления захотят почему-то использовать документы на бумаге или на телячьих шкурах, то мы не можем это запретить.
Органы местной власти будут шире использовать электронный документ. Когда он станет обыденностью, тогда исчезнет психологический барьер, который не позволяет смотреть в экран, а вот “дай мне бумагу и все тут”, — тогда станет несколько веселее.
Уйти от искушения стать монополистом очень трудно
Что мешало развиваться этому механизму?
Андрей Ильин: Были разговоры: давайте сделаем типовую систему, внедрим ее во всех органах и организациях — и нам станет легко и просто. Лично мне всегда такой подход не нравился.
Почему?
Андрей Ильин: По одной простой причине: у нас бы появился один самый умный разработчик. И, на мой взгляд, это естественно убрало бы конкуренцию и, как следствие, привело бы к тому, что мы неизбежно начали отставать от наших соседей в области развития по уровню сервиса и комфортности работы в системе. И в итоге мы бы денег тратили много, а эффективность снижалась бы. Какой бы хороший производитель ни был, от этого искушения трудно уйти.
Мы понимаем, что многие госорганы не имеют в своем штате специалистов IT и многих эти умные слова пугают. В этом нет ничего плохого, это не их род деятельности. Для того чтобы и в этих организациях электронный документооборот стал реальностью, в НЦЭУ вместе с компаниями производителями сформирована соответствующая услуга с использованием так называемых облачных технологий. Это значит, что организациям необязательно покупать оборудование, программы и нанимать специалистов. Пользуясь нашей услугой, они за вменяемую абонплату получают возможность на своих рабочих местах использовать электронный документооборот.
В 2014 году появится много любопытных услуг
В чем основная сложность предоставления онлайн-услуг?
Андрей Ильин: Что такое электронная услуга по своей сути? Это три в одном. Чтоб предоставить вам услугу, надо взять откуда-то информацию, интересующую вас. Вы должны себя идентифицировать. И, наконец, для того, чтобы не ходить за квитанцией об оплате, вы должны уметь заплатить, не отходя от компьютера.
Поэтому для реализации такой услуги потребуется задействовать механизмы удостоверяющего центра, получить необходимую информацию из различных ведомств, и во взаимодействии с банковской системой организовать оплату услуги. При этом важно, чтобы вы, заказав услугу, не заметили сложностей межведомственного взаимодействия.
Я регистрировался на Едином портале электронных услуг. Но он не очень впечатляет. По сути, набор ссылок на разные сайты, некоторые нерабочие.
Андрей Ильин: Вы говорите про общегосударственную автоматизированную информационную систему, или ОАИС — эту аббревиатуру уже знают в стране. Сайт portal.gov.by — ее лицо в интернете. Это единая точка входа, которая со временем должна приобрести очень любопытный характер. Да, действительно так, сегодня не можем похвастаться, что этот портал стал столь привлекательным. Но давайте вспомним про три в одном. Сейчас наша задача создать механизмы, чтобы можно было удобно брать эту информацию из многочисленных ресурсов. Они территориально разнесены, это разная ведомственная принадлежность. Соответственно, разное законодательство, которое оговаривает схемы ведения и наполнения информации.
Скоро у нас появится идентификация. С точки зрения оплаты в режиме онлайн на Едином портале электронных услуг, мы работаем с банковской системой и достаточно скоро обеспечим взаимодействие с ней системы ЕРИП. Таким образом, мы сможем обеспечить возможность в режиме онлайн оплатить услугу. И площадкой будет portal.gov.by.
Вы говорите, что там только ссылки. Действительно, услуг не очень много, но они есть. Сегодня к системе подключено порядка восьми органов госуправления и около десяти информационных ресурсов. Мы работаем над тем, чтобы портал стал привлекательным. Думаю, в 2014 году мы продемонстрируем широкий спектр любопытных услуг.
К 2016 году в госорган можно будет прийти только за результатом услуги
Услугами можно будет пользоваться онлайн. А как быть тем людям, которые не дружат с интернетом?
Андрей Ильин: Мы прекрасно понимаем, что всегда будут люди, которые не умеют, не хотят или не будут принципиально пользоваться современными технологиями. Для них создаем механизм информационных посредников — совсем свежее постановление правительства вышло в октябре 2013 года. Две организации назначены такими посредниками: “Белпочта” и “Белтелеком”. Весной 2014 года в филиалах этих организаций человек, предъявив паспорт, сможет получить электронные услуги, которые госорганы реализуют через ОАИС.
В интернете, пока не будет системы идентификации, это произойдет несколько позже — когда у человека будет механизм, посредством которого он сможет себя уверенно идентифицировать.
Сколько у нас будет сервисов?
Андрей Ильин: Для того чтобы сказать о законченной услуге, необходимо иметь возможность взаимодействия с ресурсами и министерствами. Например, если мы хотим зарегистрировать свой автомобиль удаленно, рано или поздно нам нужно появиться в ГАИ, чтобы получить номера. Но первичные документы мы вполне можем предоставить через интернет. Для этого надо организовать взаимодействие не только с базой ГАИ, но и с другими органами госуправления.
Но это услуга не НЦЭУ, это услуга МВД. Я постоянно отсылаю вас к компетенции НЦЭУ, потому что мы только обеспечиваем механизм. И если ГАИ посчитает возможным эту услугу перевести в электронный вид, то она все равно останется услугой МВД.
Может, есть перечень услуг, который должен быть сформирован?
Андрей Ильин: Сейчас министерства и ведомства формируют перечни электронных услуг. Они согласовываются и будут переводиться в электронный вид. В постановлении правительства есть ежегодные планы, это позволит к 2016 году выйти на широкий спектр услуг.
Какие услуги появятся уже в 2013 году?
Андрей Ильин: Мы активно работаем с Национальным кадастровым агентством. А это Государственный комитет по имуществу — организация, одно из ярких мест в стране, где давно и эффективно переводятся услуги в электронный вид. Уже доступен широкий спектр услуг. Сейчас возможности по их предоставлению расширятся.
Когда мы придем к электронным картам с электронной подписью? В каком году будет последний, пятый, этап развития электронных услуг, когда все можно будет делать через интернет?
Андрей Ильин: Могу сказать: когда мы достигнем четвертого этапа, который предполагает однократное появление в органах госуправления для получения результата услуги. По наиболее значимым услугам стремимся успеть к 2016 году — это наиболее реальная цифра.
Конечно, услуги будут совершенствоваться, будут появляться новые. Сделано главное — проведена железная дорога, а это самый тяжелый этап, когда надо проложить пути.
Для получения кредита не надо будет нести справки
Первым будет кадастровое агентство, можно еще какой-то пример привести?
Андрей Ильин: Сегодня есть около 34 услуг, которые мы предоставляем. Другое дело, что эти услуги не уложены в привычную словесную упаковку. Я, например, не готов сказать, что у нас есть услуга удаленной регистрации брака. Чтобы брак зарегистрировать, надо обеспечить механизмы взаимодействия с органами ЗАГСа, системой МВД для проверки действительности документа, изменить нормативные документы, сами понятия, чтобы сделать возможным доступ к ним через интернет.
Мы сейчас в ситуации, когда инфраструктура есть, но недостаточно информационных ресурсов, которые подключены к этой инфраструктуре. Нормативные документы недостаточно адаптированы к реалиям виртуального мира. Эти недостатки приводят к тому, что на понятном людям языке нам тяжело общаться.
Тем не менее мы уже выходим на характерные для жизненных ситуаций услуги. Но это скорее касается юрлиц. В качестве примера, мы стремимся выйти на услугу “Информационное обеспечение процедуры выдачи кредита” — когда по одному запросу банковский служащий получит всю информацию, необходимую для быстрого принятия решения о возможности выдачи кредита. Это уже осязаемый результат.
Это касается физических лиц?
Андрей Ильин: Косвенно. Вам будет достаточно прийти в банк, и не надо приносить сто справок. Надеюсь, банкиры смогут доверять информации, полученной через ОАИС.
Например, справку о зарплате не нужно будет нести?
Андрей Ильин: Вот это пример взаимодействия с Фондом социальной защиты населения. Им надо будет внести изменения в свою нормативную базу. Человек пишет в банке заявление, что согласен с тем, что банк возьмет информацию о его зарплате. Технически мы к этому готовы сегодня. Но сейчас эта информация законодательно не может быть передана другим лицам. И даже если я согласен предоставить банку информацию о своей зарплате, мне надо нести справку. Это самая трудная часть — внесение изменений в нормативные акты.