Андрей Старцев: Чтобы прожить, на лето Re:Public берёт кредиты в банке
Директор минского клуба отвечает на вопросы о дорогом пиве, жёсткой охране и туалете, рассказывает о конкуренции и проблемах белорусских музыкантов.
Еврорадио: Клубу Re: Public три года. За это время вы провели 550 концертов. Когда Вы открывали клуб, предполагали, что он станет главной рок-площадкой города?
Андрей Старцев: Да, мы для этого его и открывали.
Еврорадио: Если не секрет, сколько тоит открыть клуб в Минске?
Андрей Старцев: Это секрет. Мы договорились с партнёрами никому не рассказывать об этом. Но это немало. Клуб в полном смысле этого слова мы не сделали, так как не удалось получить в аренду помещение, где находятся туалеты и фойе. То, что мы получили, эту коробочку, мы сделали, и она устраивает и артистов, и зрителей.
Еврорадио: Вы имеете в виду собственно зал. То есть, претензии к туалетам и фойе, постоянно звучащие, должны быть адресованы не Вам?
Андрей Старцев: Нам, естественно. Но пока наше финансовое состояние не позволяет ремонтировать чужую территорию.
Еврорадио: Сколько концертов нужно проводить в месяц, чтобы окупать аренду клуба и другие расходы?
Андрей Старцев: Ежемесячно нужно проводить 15-20 концертов, чтобы нормально жить, платить аренду, коммунальные, которые очень велики. Они за 3 года выросли ни в 2-3 раза, а в 10 раз!
Еврорадио: Но у Вас всё получается?
Андрей Старцев: Да, всё получается. Единственное, что летом, когда музыканты отдыхают, мы пока берём кредиты у банка, чтобы прожить, потому что аренда и коммуналка такая же. Государство не волнует, сезон — не сезон — надо платить по полной.
Еврорадио: Многие жалуются на завышенные цены на пиво в вашем клубе. Мол, самое дешёвое стоит 50 тысяч. А в клубах Западной Европы оно продаётся на наши деньги по 20-30 тысяч за бокал. С чем связана такая цена?
Андрей Старцев: Мы снижали цены до 30 тысяч. Но это никак не сказывается ни на проходимости пива, ни на количестве, которое выпивают. Пиво и алкоголь в целом — это такие товары, которые должны стоить дорого. У нас дешёвое мороженое, чай и кофе.
Еврорадио: Так а почему пиво должно стоить дорого?
Андрей Старцев: Это рассчитано на то, чтобы мероприятия окупались. По-другому мы не можем.
Еврорадио: Вы подсчитывали, сколько в среднем за концерт выпивают пива посетители клуба?
Андрей Старцев: Это зависит от публики. Концерты же разные! Есть концерт для эстетов, например, группа The Retuses, есть для панков — Neuro Dubel. Публика разная. Панки выпивают по 5 бокалов пива, эстеты — один бокал, и то, не все. Поэтому в среднем невозможно подсчитать.
Еврорадио: Во время последнего концерта "Дай Дарогу!" и "Ломоносова" многие из присутствующих жаловались на жёсткое отношение охранников. Есть ли у клуба какие-то правила, которых должна придерживаться охрана?
Андрей Старцев: Есть правила. К сожалению, охранники тоже люди и не все выдерживают психологическое давление в течение 2-3 часов, пока идёт концерт. Полчаса он себя ведёт нормально, помнит все инструкции, но через час, просто из-за своих субъективных качеств он забывается и начинает вести себя так, как подсказывает его подсознание. С первого взгляда сложно определить, подойдёт охранник или нет. Мы всегда учитываем все замечания по охране, меняем охрану. Но это люди, это не машины. Их не настроишь на двоечку или троечку, чтобы он мог постоянно хорошо работать. К сожалению, такова реальность.
Еврорадио: Что такое идеальный концерт, и проходят ли такие в клубе Re: Public?
Андрей Старцев: Идеальные концерты — это когда выступает хорошая группа, когда много народу, когда людям нравится то, что продаётся на баре, на кухне, когда публика ведёт себя адекватно. Такими бывают, как ни странно, концерты таких безумных групп, как "Дай Дарогу!", Neuro Dubel, Валентин Стрыкало, Noize MC. Есть концерты, которые нам не подходят, хотя они собирают много людей. Например, концерт Веры Полозковой собрал много народу. Тишина, все включены. Но для Веры всё же нужен сидячий зал, так всем показалось.
Еврорадио: А как выглядят плохие концерты?
Андрей Старцев: Плохие концерты — это когда мало народу. Но тут дело не в публике и артисте, а в организаторе. Что такое организовать концерт? Это запустить рекламу, потом в день концерта организовать саунд-чек, начать концерт вовремя, своевременно рассчитаться с музыкантами и звукорежиссёрами. Задержка концерта ведёт к тому, что он не закончится в 22.00, как оно должно быть по регламенту. Из-за этого мы постоянно спорим с недобросовестными организаторами. Если концерт идёт — не выгонишь же артистов со сцены! А организаторы не говорят музыкантам, что они виноваты, что задержали концерт, а сваливают всё на дирекцию клуба, мол, сейчас вам выключат свет. Есть концерты, за которые просто стыдно.
Еврорадио: Есть ли какие-то критерии, по которым вы выбираете организаторов, с которыми работаете?
Андрей Старцев: Критерий только один: чтобы артиста, которого они хотят представить, знали люди и захотели на него прийти. А какие-то личные качества, мы не учитываем. Организаторы все разные, все со странностями. К каждому приходится приспосабливаться.
Еврорадио: Как обычно выглядят райдеры музыкантов, которые к вам приезжают?
Андрей Старцев: В них всё самое необходимое — напитки, еда. Нужно учитывать, что эти люди все в туре. Они дома не бывают месяцами, и, естественно, обращают внимание на качество еды и обслуживания. Поэтому мы стараемся них не злить и выполнять райдеры. Артисты пишут райдеры и, чтобы убедиться, что их читают, обязательно вставляют в райдер что-нибудь необычное. Например, помидоры черри. Мы все райдеры читаем. И в таких случаях просто нужно спрашивать, обязательно ли, чтобы были такие помидоры. Они говорят, что нет. Но зато знают, что мы в курсе их райдера.
Еврорадио: Был ли в вашей практике райдер от музыкантов, который вас смутил?
Андрей Старцев: Такого не было. Есть разные мелочи. Например, американские, английские или мексиканские группы могут попросить продукты, которые у нас просто не продаются. Но всё решалось в рабочем порядке.
Еврорадио: Бывают ли у вас какие-то конфликтные ситуации с музыкантами? Какого характера?
Андрей Старцев: Обычно музыканты конфликтуют с организаторами. Это может касаться райдера или каких-то технических моментов. У нас таких конфликтов не возникает.
Еврорадио: У Вас есть любимые артисты, которые регулярно играют в вашем клубе?
Андрей Старцев: Я всегда получаю удовольствие от общения с музыкантами с большим опытом работы. Всегда приятно работать с группами, которые приезжают с опытным звукорежиссёром, и которые не жалуются на звук, на технику, а могут выстроить звук сами и так, как надо. Приятно работать с музыкантами, которые понимают все тонкости организации и с которыми находишь общий язык чисто в человеческом плане. Мы очень любим, когда у нас играют "Дай Дарогу!", J: Морс, "Без Билета", иностранцы Валентин Стрыкало, Noize MC. В общем, мне больше всего нравятся концерты наших белорусских групп, когда даже берёт гордость за то, как их любят люди. Когда выступают иностранцы, люди на них приходят, платят большие деньги, но эти концерты не бывают настолько душевными. Например, на фолк-концертах, где выступают белорусскоязычные группы, публика собирается трезвая, они танцуют белорусские танцы и вызывают очень хорошие чувства.
Еврорадио: Много ли музыкальных открытий Вы сделали во время своего директорства в "Репаблике"?
Андрей Старцев: Да, есть. Например, мы первыми привезли в Минск группу The Retuses. Правда, к сожалению, они распались. Но концерт стал поистине событием для эстетов. Хочется больше концертов делать для эстетов. Валентина Стрыкало мы привезли в то время, когда здесь в него никто не верил и все смеялись над фамилией. Что касается белорусских групп, то за время моего директорства в нашей музыке случилось одно открытие — Макс Корж. Но он прошёл мимо нас и пошёл выступать сразу на стадионы. В этом году будут ещё открытия, я имею в виду тех, кого мы впервые представляем на белорусском рынке. Например, 6 ноября у нас выступит знаменитая грузинская группа "Мгзаврэби". Советую не пропустить.
Еврорадио: Вот вы говорите, что хотите устраивать больше концертов для эстетов. Почему?
Андрей Старцев: Возможно потому, что я сам эстет. Хочется слушать красивую музыку. Мне нравится, когда люди приходят не только оторваться и выпустить пар, а послушать музыку. Таких концертов, к сожалению, у нас мало.
Еврорадио: Ещё полтора года назад вы говорили, что в Минске есть только два клуба — Re: Public и "Граффити". Но за это время открылись "Пираты", "ДК", Prime Hall. Сейчас можно говорить о конкуренции?
Андрей Старцев: Нет. О конкуренции можно будет говорить тогда, когда в Минске откроется такой же клуб, как Re: Public, директором будет такой же человек, как я, и в концертном отделе будут работать такие же люди, которые работают у нас. Вот тогда будет конкуренция. Нам очень повезло с площадкой. Такой больше нет. Здесь большую роль играет субъективный фактор, то есть люди, которые работают. У клуба должен быть характер. У нашего клуба характер сформирован, мне так кажется. Ну, меня знают, как человека, с которым всегда можно договориться. В концертном отделе у меня работают профессионалы высшего класса. И конкурента на данный момент у "Репаблика" нет. И он, в принципе, не нужен, и не появится. Потому что умный человек, зная, что есть такой клуб, не будет открывать аналогичный клуб в этом маленьком городе. Смысла нет. Ну, разве что вытеснить наш клуб с рынка — только с этой целью можно открыть такой же клуб. Поэтому открываются клубы, но другого формата. И "Пираты" и Prime Hall сравнивать с "Репабликом" нельзя. Это то же самое, как сравнивать "Минск-Арену" и Дворец спорта. В общем, таких площадок с характером, уютных, повторюсь, в Минске только две.
Еврорадио: В каком состоянии сейчас находится клубная культура Минска и Беларуси вообще?
Андрей Старцев: У нас есть то, что есть, всё это видно, настоящих клубов только два. То есть, это площадки, у которых есть постоянный репертуар, представляющих артистам и зрителям услуги в полном объёме, чтобы наслаждаться концертами. Другие площадки клубами нельзя назвать.
Еврорадио: Почему?
Андрей Старцев: Потому что клубный концерт — это возможность посмотреть на артиста и с одного метра, и с 10-ти, поговорить с артистом, походить по клубу, выпить, закусить, что называется, оторваться и перегрузиться — такая демократичная обстановка. Это можно сделать только в этих двух клубах.
Еврорадио: Что нужно сделать, чтобы клубная культура развилась так, как это есть у наших соседей? Чтобы в Минске было не два клуба, а 102, и на разный вкус и с разным характером?
Андрей Старцев: Для этого нужны люди с идеями и деньгами. А клубы — это такая сфера, куда вкладывать деньги никто не хочет. И я бы уже не вкладывал, потому что доходность оказалась не такая, которую мы планировали. Оказалось, что в этом бизнесе вообще ничего нельзя планировать.
Еврорадио: То есть, если бы вы начинали сначала, вы бы не брались за Re:Public?
Андрей Старцев: Брался бы. Но немного по-другому бы себя вёл — у меня же не было опыта организации концертного клуба! А с тем опытом, который есть сейчас, я бы уже знал, как и что сделать, чтобы избежать потерь, которые мы пережили.
Еврорадио: Как вы оцениваете состояние белорусской музыки, учитывая то, что находитесь, можно сказать, внутри этого процесса?
Андрей Старцев: Я знаком с большинством белорусских групп, работающих в клубах. Могу сказать только, чего им не хватает. А не хватает им продюсеров с опытом и деньгами. Из-за того, что таких людей не хватает, музыкантам приходится вариться в собственном маленьком котле белорусского базарчика. Там можно проварится 2-3 месяца и начать разлагаться. А для того, чтобы развиваться, нужно выходить на другие рынки. Не у всех это получается, но все стремятся. И это главная беда — белорусы почему-то не могут выйти на украинский и российский рынки, или на западный. Кто-то, естественно, вырывается. Например, "Тубсы" уехали, нашли своё место, и слава Богу. Так хотят все группы, но не у всех получается. А талантов у нас море. Другое дело, что условий для развития в пределах этого маленького рынка мало. У нас есть "продюсеры". Их все знают. Но они занимаются своими артистами. И их 3 человека. А групп у нас 150!
Еврорадио: Вы же, кстати, сами пытались продвигать группу "Мутнаевока".
Андрей Старцев: Да, но у меня не получилось. Я не знал, что делать (улыбается). Теперь я примерно знаю, что делать и сколько денег для этого нужно, но поздно. Я сейчас занимаюсь другим проектом. А ребята нормально развиваются. У них ещё есть время. Они стали взрослыми. И с ними работают адекватные люди.
Еврорадио: Клубу 3 года. Распланировали ли вы следующие 3 года? Чего нового ждать от клуба в ближайшее время?
Андрей Старцев: В первую очередь мы займёмся совершенствованием технического оснащения. Сконцентрируемся на световом и звуковом оборудовании.
Еврорадио: То есть, плохой звук, на который все жалуются, станет лучше?
Андрей Старцев: У нас нет плохого звука, есть плохие звукорежиссёры. На одном и том же аппарате, который у нас висит, сегодня может быть звук хороший, а завтра плохой. Звук свой мы не покупали, мы его арендуем. Не покупали, потому что это отдельная тема, отдельный бизнес, хотя мне и предлагали на него деньги. Но я понял, что не смогу его обслужить. К тому же мы займёмся совершенствованием бара, займёмся мебелью.
Еврорадио: Короче, посетителям станет ещё комфортнее.
Андрей Старцев: Да. Кстати, когда хороший концерт, в отзывах никто не пишет про туалеты, стены, гардероб. А если плохой концерт, пишут обо всех недостатках. Подчеркну, что Re:Public — это концертная клубная площадка. И к нам люди не ходят отдыхать и любоваться интерьером, они ходят на артиста. Техническое оснащение — это одна сторона. Самая главная головная боль — это составление репертуара. Будет хороший репертуар, хорошие группы — всё будет в порядке.
Фото: Еврорадио, Ультра-Мьюзик и из социальных сетей.