Анна Мария Ёпек: Я полька. И это хорошо. Ведь в мире много чего, а полек ма
Знаменитая польская певица о работе с Патом Метани, своём выступлении на "Славянском базаре" 20 лет назад и собственном развитии.
Анна Мария Ёпек — одна из самых известных польских певиц. За время своей музыкальной карьеры, а ей всего 44, Анна Мария выпустила 9 золотых и 7 платиновых дисков. И засветилась в ярких дуэтах. Прежде всего, со всемирно известным гитаристом Патом Метани, мастером босса-новы Оскаром Кастро-Нэвесом, джазменом Бобби Макферином.
"Очень трудно говорить, кто больше всего повлиял на меня, ведь каждый музыкант приходил в мою жизнь в соответствующий момент, — говорит певица на пресс-конференции перед концертом в Белорусской государственной филармонии. — Когда умер мой папа, ко мне приехал Оскар Кастро-Нэвес, великий музыкант босса-новы. И его музыкальность, доброта и поддержка спасли тогда мою жизнь.
Но если говорить о том, что сработало лучше, чем все школы, это было сотрудничество с Патом Метани во время записи диска "Upojenie". Это абсолютно гениальный человек, который всего себя посвящает служению музыке. Мы были в студии неделю. Спали по 4 часа, а остальных 20 часов были полностью сконцентрированы на звуковом материале. Как будто мир вообще не существовал, и нас не касались ни голод, ни усталость. И я поняла тогда, в чём заключается гений этого человека. Он получил потрясающий талант, но при этом у него к себе очень высокие требования. Не было ни одной ноты, которую он взял бы бессознательно. Лица, которым дано так много, казалось бы, могли бы жить легко, но они работают гораздо больше, чем каждый ремесленник, и являются для нас лучшим примером того, как нужно относиться к музыке".
В Беларусь Анна Мария Ёпек приехала во второй раз. А в первый — это было 20 лет назад. Тогда ещё никому не известная девушка, студентка-пианистка варшавской Академии музыки решила попробовать себя на "Славянском базаре-1994" в Витебске.
"Тогда я не играла концертов, но у меня была большая мечта, — вспоминает Анна. — И я пела в Витебске с оркестром! Это действительно фантастически, что конкурс для начинающих был в таком оформлении! Я спела две песни и, к моему удивлению, была высоко отмечена Мишелем Леграном, который был тогда шефом жюри. И это был первый момент в моей жизни, когда я подумала, что хочу профессионально заниматься пением. Я тогда поняла, что мои мечты могут реализоваться. Да, действительно мои крылья развернулись здесь, в Беларуси. Поэтому прекрасно сюда вернуться через 20 лет. И меня радует, что на этот раз у меня болит живот из-за такого хорошего волнения, потому что я очень люблю выступать. И это круто, играть для вас через столько лет, за время которых сбылись мои мечты".
Во время пресс-конференции музыкальный журналист Дмитрий Подберезский напоминает Анне Марии, что с призом от Мишеля Леграна в 1994 году она получила ещё приз от прессы — "Соломенная шляпка".
"Это правда! — Анна растрогана. И даже бросается на шею Дмитрию! — Это правда! Шляпа не уцелела — должна быть искренней. С течением времени столько вещей потерялось. Но моё сердце осталось здесь. Потому что это был для меня, неуверенной дебютантки, прекрасный момент старта. Диплом у меня тоже не сохранился. Но я храню его здесь, в сердце".
Анна Мария выступает на различных площадках. Ей покорились Carnegie Hall, Hollywood Bowl и другие крупные площадки мира. Но лучше всего певица чувствует себя в родной Польше. И в... Японии.
"Артист должен уметь слушать публику, — убеждена Анна Мария. — И я надеюсь, что научилась это делать. И каждый вечер, уходя со сцены, я чувствую, что что-то произошло между мной и зрителями.
Есть два места на свете, где мне легко выступать. Первое — это, естественно, Польша, где публика меня очень любит, где я ещё ничего не спела, а люди уже счастливы. Но это очень раскрепощает. Считаю, что если бы я выступала только перед такой публикой, я бы была разнузданной и плохой. Поэтому я должна ездить к людям, которые меня никогда не видели. И мне интересно наблюдать, как ближе к пятому произведению зрители начинают принимать меня. И я, как импровизатор, должна всегда находить такую музыку, которая может помочь в этой коммуникации. Но всё же для противовеса я должен иметь такое место, как Польша. Второе место, где мне легко выступать — это Япония. Японцы обладают умением концентрироваться, и уже с первого такта полностью отдаваться тому, что происходит на сцене. Соответственно, с первого такта нужно быть на высоте своих возможностей. Это два места, где, наверное, мне легко выступается. Но в жизни всегда нас развивают более сложные вещи".
Недавно Анна Мария заинтересовалась деятельностью знаменитого своими новаторскими находками "Театра Песен Козла" ("Teatr Piesn Kozla") Гжегожа Браля. И попросила режиссёра привести её на мастер-класс.
"Мне нравится делать то, чего я ещё не умею, — объясняет свой шаг Анна Мария. — А если уж что-то умею, то меня это перестаёт интересовать, и я берусь за то другое. Например, я люблю вокальную музыку и люблю её создавать. Но когда я услышала про "Театр Песен Козла" и их музыку, то захотела пойти поучиться у них. То есть, я поняла, что они знают больше, чем я, и мне не терпелось попробовать их правды. "Театр Песен Козла" — это международный театр, и люди, которые в нём работают, не имеют конкретной специализации. Они являются и певцами, и танцорами, и акробатами. И их ничего не ограничивает: ни искусство, ни тело, ни возможности. Гжегож Браль сказал мне, что жаль тратить время на мастер-классы, и предложил сразу приехать к ним работать на целый месяц. Как раз были каникулы, и я знала, что мои дети будут заняты, поэтому согласилась на предложение Гжегожа. Я попала в необычные условия. Это была жизнь в коммуне в съёмной квартире в Эдинбурге, где нам приходилось записываться в очередь в душ. Гжегож репетировал с нами по 12 часов. Этот опыт вернул меня обратно в студенчество. Но это было очень интересно. Мы работали с шотландскими песнями, пели на первозданном гэльском языке. А Матвей Рыхлый написал феноменальную полифоническую музыку на 12 голосов к этим песням, и я должна была выучить наизусть полуторачасовую партитуру для странствующего голоса. Работа в проекте стала для меня большой акцией смирения и очень хорошим опытом, после которого я очень ценю то, что сегодня могу здесь петь соло и ни к кому не должна приспосабливаться".
Анна Мария Ёпек приехала в Минск вместе с тремя музыкантами. О них певица может рассказывать часами.
"Это выдающиеся польские музыканты, которые к тому же занимаются своими собственными проектами. Я всегда с удовольствием работаю с артистами, у которых помимо моего мира, есть свой мир, так как люди, которые имеют богатую жизнь, с радостью отдают что-то другим".
Кшиштоф Хэрдин
Сегодня со мной работает выдающийся аранжировщик, пианист, композитор, мультиинструменталист Кшиштоф Хэрдин. Он записал 200 дисков. Среди них великолепные произведения для большого симфонического оркестра. Это большой талант. И я всегда с завистью смотрю, как он в бусе раскладывает свой айпэд и пишет из головы партитуру для большого состава оркестра. Ещё фантастическое в Кшиштофе то, что он играет на всех инструментах и хорошо знает специфику каждого из них. Например, специально для нашего проекта Кшиштоф научился играть на нескольких инструментах. И это не проблема для него. Есть инструменты, которые он покупает ночью в интернете, в следующую ночь читает, как на них играть, затем в течение дня учится играть и играет потом так, словно учился этому несколько лет.
Роберт Кубишын
Другой мой коллега, Роберт Кубишин, один из лучших басистов в Польше. Это всесторонний музыкант, который гениально играет на контрабасе и басу, и к тому же, отличный звукорежиссёр. Он делает поистине фантастическую продукцию в очень разных музыкальных жанрах. Также Роберт является мастером технологий. У нас на сцене есть несколько современных устройств, которые звучат так, как будто мы летим в космос. Я в этом не разбираюсь. И если покупаю себе какое-то устройство, например, войс-лайф, с которым иногда пою, и который мультипликует мой голос, Роберт его всегда программирует. Я только нажимаю. У Роберта есть свои сольные диски. И я очень советую их послушать.
Пётр Назарук
Пётр Назарук — создатель необычного хора "Три часа дня", который исполняет музыку госпел. Пётр управляет этой формацией, очень известной и любимой в Польше. Кроме того, Пётр, пишет много музыки для театра. Он родом из Белостока, и преподаёт в местной театральной академии. Но я полагаю, что только в моём проекте Пётр Назарук поёт и играет. Потому что в остальных проектах он выступает больше как преподаватель и дирижёр. Я чувствую личную ответственность за то, что дала ему простор в этой программе, чтобы его музыкальность и талант могли засветиться. И чтобы все увидели неизвестную сторону этого человека. Пётр очень скромный, и необычайно талантливый. Оказалось, что он ещё и мультиинструменталист".
А ещё Анна Мария говорит о себе так:
"Я очень чувствую себя полькой. И я считаю, что это хорошо. Ведь в мире есть много всего, а полек мало".
Фото с концерта Александра Горбаша, а также Мартина Кудрыньского, Изы Урбаняк и Мартына Гумулы.