Back to USSR. Что о СССР думают родившиеся в год его развала
Советский Союз прекратил своё существование 8 декабря 1991 года, причём зафиксировано на бумаге это было именно в Беларуси, в Беловежской пуще. Изящная формулировка из соглашения: СССР прекратил своё существование "как субъект международного права и геополитическая реальность". Как будто подписавшие документ Ельцин, Кравчук и Шушкевич ещё тогда знали, что Советский Союз на долгие годы останется реальностью для миллионов людей. Останется в их быту, культуре и мировоззрении.
"Заповедник СССР", — так нередко говорят о Беларуси, причём как граждане страны, так и приезжие. Одни произносят эти слова с теплотой, другие — с сарказмом. Не всем нравится, что сегодня республика выглядит самой "советской" из всех постсоветских стран. Говорят так и те, кто никогда не жил в Советском Союзе.
Еврорадио поговорило об СССР с ровесниками его распада. Рождённые в 1990-е ностальгируют по стране, о которой знают по рассказам родителей и из кино? Они буквально хотят назад в Советский Союз, считают себя его гражданами. И рядом в этом же поколении — противоположные мнения от тех, кто считает СССР реликтом, от традиций которого стоит отказаться как можно скорее.
Были более тяжёлые времена, но не было более подлых
Алексею 30 лет, себя он называет "одним из последних граждан Советского Союза" и добавляет, что к развалу относится как к "очередной трагедии нашего народа".
Спрашиваем, что Алексей подразумевает под "нашим народом". Он улыбается и отвечает:
— Мы славяне. Но впоследствии, в результате Великой Октябрьской социалистической революции, у нас образовался советский народ. Это народ с идеей интернационализма. Все люди равны, — поясняет он.
Сегодня, по мнению Алексея, все народы разделены, а "единым народом" остаются те, кто застал СССР и жил там в сознательном возрасте. Как так получилось, что сам Алексей, который фактически не жил в Советском Союзе, тоже относит себя к "советскому народу"?
— Понимание, что я всё-таки себя считаю советским человеком, ко мне пришло в старших классах школы. Когда начал детально изучать историю, особенно период Великой Отечественной, когда смотрел советские фильмы, читал советскую литературу… Оно тебя воспитывает. Ты не можешь сказать, что ты не советский человек, если ты проникся этим.
О достижениях Советского Союза Алексей говорит с удовольствием и, видно, подготовленно: сказывается увлечение историей. Интересный факт: своим альтер-эго в социальных сетях он выбрал советского снайпера Василия Зайцева.
— До революции у нас около 80% населения были безграмотными, а к развалу СССР мы были одной из самых читающих наций мира. Как заметно вырос уровень жизни! Последний голод у нас был в 1946 году, да и то потому, что была сорвана посевная кампания из-за того, что не успели демобилизовать часть армии и вернуть обратно в хозяйство. А в Российской империи голод был стабильно раз в три года, — перечисляет он.
Алексей на минуту задумывается и добавляет: "Мне кажется, что общество тогда было более справедливым. Я как-то видел фотографию митингов 90-х, там стоял пенсионер с плакатом "У нас были более тяжёлые времена, но не было более подлых".
Он согласен с тем, что Беларусь сегодня — самая советская из всех республик бывшего СССР. Что из хорошего сохранилось с тех времён? По версии Алексея, в список входят доступ к медицине, стратегические предприятия в госсобственности, образование.
За что ещё нужно быть благодарными советскому наследию? Алексей уверен, что белорусы в целом обязаны Владимиру Ильичу Ленину.
— У нас почему-то представители либерально-демократической общественности Ленина не любят. А именно Ленин дал нациям право на самоопределение, и у нас появился свой государственный, официально оформленный язык. Нас признали отдельным народом, дав нам фактически свою страну.
Были ли минусы? Алексей признаёт: "перегибы" были, но и в вопросе сталинских репрессий он осторожен. Говорит, например, что не видел документов по Куропатам и говорить, расстреливал ли там неугодных СССР, не может.
— Те, кто придерживается мнения, что Советский Союз — это хорошо, а товарищ Сталин не самый плохой в мире человек, — они не отрицают, что перегибы были, были и невинно репрессированные, — отвечает Алексей. И с улыбкой добавляет, что побывать в СССР эпохи репрессий не хотел бы — но вообще пожил бы в этой стране с радостью.
— Было бы интересно прожить от начала до конца Советского Союза и посмотреть своими глазами, как происходили все эти изменения. И даже в них поучаствовать, если бы выдалась такая возможность... При товарище Сталине, когда были репрессии и перегибы, по-моему, ни один нормальный человек не хотел бы жить. Хочется ли жить во время Великой Отечественной войны — нет, не хочется, это страшно, это жутко. Самым лучшим и хорошим периодом я считаю, конечно, период брежневской стабильности, который сейчас называют застоем. Это самое спокойное время.
Меньше нужно было думать самому
Елена Живоглод не из тех, кто выступает резко против СССР и считает всё связанное с советской эпохой плохим. Но взгляды у неё при этом противоположные позиции Алексея.
— Я отношусь к Советскому Союзу как к прошлому. Как к государству, принципы построения и функционирования которого предполагают, на мой взгляд, сдерживание развития личности и экономики, человеческого потенциала, уровня грамотности и образованности. Где суверенитет республик носил весьма формальный характер.
Что ещё было “не так” в Советском Союзе? Елена с ходу вспоминает Сталина, плановую экономику, цензуру, недоверие людей друг к другу. Жить в этой стране она бы не хотела.
— Часто со своими друзьями практикую этот вопрос: в какую бы эпоху отправилась? Точно не в Советский Союз. Наверное, я очень много знаю понаслышке от родителей, поэтому нет, не хотелось ни в какую эпоху [СССР].
Скепсис Елены к Советскому Союзу не связан с какими-то личными историями. Никто из её семьи не попал под репрессии. Она говорит, что размышляет рационально, не на основе "страшных историй, которые формируют отношение".
В Беларуси образца 2021 года и СССР Елена видит много общего. Увы, не в позитивном ключе.
— Сейчас мы все проводим параллель со Сталиным в первую очередь. Я не считаю популизмом говорить и о железном занавесе. Те страшные истории о 1937-м — близкая параллель с текущим положением дел в Беларуси. К сожалению, всё, что касается цензуры, репрессий, исчезновений людей, просто страха, в котором живут люди, и перспектив, которые ждут страну вместе с Лукашенко, — это то, с чем советским я провожу параллели.
При этом и до 2020-го Беларусь оставалась "советской", говорит Елена. Но страна, уверена она, медленно двигалась к выходу из "этого синдрома".
— Это касается, наверное, в первую очередь экономики, закрытости страны… Я думаю, что Беларусь достаточно медленно проходит этот путь становления как самостоятельная республика. Медленнее, чем хотелось бы.
В отличие от Алексея Елена не считает доступ к медицине или образованию позитивным наследием СССР. И вот почему:
— Мне кажется, в обществе вообще витает внушённое режимом Лукашенко в том числе ощущение того, что забота о человеке, о гражданине со стороны государства — такая... повышенная. Бесплатная медицина, образование. Вот это, мне кажется, люди связывают с Советским Союзом. Я не отношусь к их числу. Власть воспитывает тем самым в белорусах ощущение обязанности государству за то, что такие возможности предоставлены. Что абсолютно не соответствует моим принципам и пониманию, что такое гражданское общество и как должен строиться диалог между структурами власти и гражданином.
Положительные ассоциации между современной Беларусью и СССР у Елены скорее "открыточные":
— Когда я была в Беларуси, приводила друзей-иностранцев в ГУМ посмотреть. Та же бумага, в которую оборачиваются покупки, — вот это наследие у меня не вызывает какого-то отторжения. Это приятный момент, что можно в буквальном смысле "пощупать" Советский Союз. Или универсам "Центральный" со своим кафетерием. Это вообще такой символ города, как и кинотеатр "Победа".
Почему люди, не заставшие СССР, его любят и даже ностальгируют по нему? Елена думает, что это может быть связано с "красивой картинкой", которая идёт из советского кинематографа, литературы. Перекликается это с тем, что говорил о причинах своего интереса к эпохе Алексей.
— Этакая стабильность и благополучие. Когда в том числе из-за недостатка информации всё казалось гладким, ровным и стабильным… Ностальгия по Советскому Союзу — тоска по времени, когда государство предоставляло какие-то блага, заботилось о тебе. Может быть, я утрирую. Но думаю, что это о том, что меньше нужно было думать самому, меньше было самостоятельности.
При поддержке "Медиасети"
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.