"Белкоммунмаш" владеет своим украинским дилером лишь на четверть
Многие украинские города в последние несколько лет решили закупиться белорусскими автобусами и троллейбусами. Деньги под это часто выделяли европейские банки — в том числе для поставок в Ивано-Франковск, Одессу и Львов.
В целом же около 70% всего экспорта "Белкоммунмаша" — большого минского завода, где производится общественный транспорт, — припадает на Украину. Правда, продают технику почему-то через "прокладку", которую контролирует бывший депутат Верховной Рады.
Слабая доля
У "Белкоммунмаша" два официальных дилера в Украине. И уже здесь появляются вопросики. У представительства ОАО "УКХ "БКМ" в Украине и ООО "БКМ-Украина" не только похожие названия, но и офисы рядом. В одном здании: г. Луцк, ул. Ковельская, д. 2.
Представительство, как и положено ему по статусу, выполняет в основном представительские функции. А поставками белорусских автобусов и троллейбусов занимается ООО "БКМ-Украина". Фирма создана в мае 2017 года в Луцке и… "Белкоммунмаша" изначально среди её создателей не было!
Первыми учредителями значились некто Руслан Спирин и компания "ІНТЕР БУД ВЕСТ". Они напрямую связаны с бывшим депутатом Верховной Рады Сергеем Мартыняком — он конечный бенефициар обеих фирм.
Опыт в "одну единицу техники"
Всего через несколько месяцев после создания "БКМ-Украина" смогла выиграть в крупных тендерах на поставки трамваев, автобусов и троллейбусов — и выручить десятки миллионов долларов. Одним из условий для участия в тендерах был опыт поставок. Но с этим фирма справилась элегантно.
Украинские СМИ заметили, что БКМ выиграла тендер на поставку одной единицы техники от одесской мэрии. При этом в тендере проиграла компания, которая сама является производителем трамваев, и некая "Агротехника"… которая также связана с Мартыняком и его группой компаний "Пан Курчак". Спойлер: во многих других тендерах в будущем БКМ также сражалась с "Агротехникой" — и всегда успешно.
Белорусам — четверть
Итак, на начальном этапе "Белкоммунмаш" никак не участвовал в "БКМ-Украина". Сегодня, судя по официальным данным, белорусское предприятие всё же владеет долей в своём дилере — 24,99%. Остальное — у компании "РИСТ-Н", которой владеют Мартыняк и его жена.
Фактически "БКМ-Украина" собирает белорусскую технику из поступающих в Украину комплектующих. Это выгодно: украинские покупатели белорусских автобусов и троллейбусов подчёркивают, что в них есть украинская составляющая. Так проще отвечать на вопросы, почему они предпочли белорусского, а не своего, украинского производителя — ведь транспорт от "БКМ-Украина" тоже немножко свой.
А троллейбусы точно белорусские?
Пик проведения тендеров на закупку транспорта пришёлся на 2017 год. Побеждала в них, конечно, не только "БКМ-Украина". Но похоже, что кусок рынка, который тогда удалось откусить, оказался дилеру "Белкоммунмаша" слегка не по зубам. Например, в Житомире жалуются, что "БКМ-Украина" задерживает поставки троллейбусов — и уже не получается оправдываться даже сложностями, вызванными пандемией.
В 2018 году вопросы у украинцев внезапно возникли не к тому, насколько украинские белорусские троллейбусы, а к тому, насколько они белорусские. Глава парламентского комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк заявил, что у "БКМ-Украина" нет сертификата о происхождении более 50% комплектующих именно из Беларуси. Этот документ необходим, чтобы получать в Украине таможенные преференции.
Впрочем, ходу инициативе Галасюка не дали. Правительство Украины серьёзных мер не приняло. Но к тендерам с участием "Белкоммунмаша" начали внимательнее присматриваться "на местах".
Что за депутат любит продавать белорусскую технику?
Сергей Мартыняк был депутатом Верховной Рады в 2012–2019 годах. Он позиционирует себя как беспартийного, хотя это не помешало ему в январе 2014-го проголосовать за "диктаторские законы", предложенные Виктором Януковичем. Среди них было ужесточение наказания за незаконные митинги, уголовная ответственность за клевету и другие пункты, сегодня знакомые белорусам.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.