Четыре следователя искали украденный велосипед и не нашли
Возможно ли уберечь свой велосипед от кражи? Жертвы сетуют на бездействие милиции, милиция — на легкомыслие владельцев велосипедов.
"Приехала пара милиционеров, минимально опросили, кого увидели. Завели дело. Сначала один следователь занимался, потом второй, третий, четвертый...", — рассказывает минчанка Екатерина о том, как милиция искала украденный год назад велосипед ее мужа.
Велосипед не нашли, а что стало с заведенным делом — неизвестно. По иронии судьбы о хищениях велосипедов в Минске Екатерина знает довольно много. Когда работала педагогом, приходилось сталкиваться с малолетними преступниками, которые специализируются как раз на кражах двухколесного транспорта. Говорит, что схема хорошо разработана.
"Когда допрашивают несовершеннолетних, то обязательно присутствует педагог. И я несколько раз ездила на такие вызовы. Оказалось, что бизнес этот процветает. Мальчики до 14 ходят по дворам и подъездам, ищут велосипеды. Потом звонят старшим, которые приезжают с инструментами и продают эти велосипеды долларов по 30".
Найти самостоятельно свой украденный велосипед среди сотен других каждый день выезжающих на улицы Минска практически нереально. Единственное, что может помочь, — номер рамы. Его обычно можно увидеть в районе педалей — мелкие цифры в тяжелодоступном месте. Их стоит переписать, чтобы потом было что показывать милиции.
Председатель Минского велосипедного общества Евгений Хоружий рассказывает, что крадут велосипеды с площадок возле университетов, из подъездов и даже из-под камер видеонаблюдения. Помочь сохранить свое имущество может только надежный замок.
"Надо прежде всего пользоваться более надежными замками. Те, которые продаются сейчас в наших магазинах, это, чаще всего, тонкие тросы, которые легко перекусываются. Или даже рвутся".
В Беларуси и правда куда более популярны тонкие тросы. Стоят дешевле (так называемый U-lock стоит до ста евро), и значительно более удобны. Однако бывалые велосипедисты вам скажут: надеяться даже на самый надежный замок тоже не приходится. Полностью от кражи убережет разве что удача.
Еще один вопрос — зачем крадут велосипеды? Неужели чтобы улучшать свое здоровье и активно проводить время? Евгений Хоружий рассказывает, что похищенные велосипеды оставляют себе или перепродают. Даже ходят слухи, что существует целая "велосипедная мафия".
"Всякое может быть. Ходят слухи, что есть перекупщики, которые позднее вывозят украденные велосипеды из Минска, и их невозможно найти".
Статистики по кражам велосипедов за этот год в Минске пока нет. В ГУВД Мингорисполкома Еврорадио рассказали только о "считанных случаях", зарегистрированных весной. В первом полугодии прошлого года в Минске угнали 226 велосипедов, из них нашлось лишь 40. В 2011 году за тот же период — 152.
Пресс-секретарь столичной милиции Александр Ластовский говорит, что в велокражах в основном виновато легкомыслие владельцев велосипедов.
"Проблема краж велосипедов — не самая страшная для Минска. Но на самом деле бывают велосипеды стоимостью 3-5 миллионов рублей. Странно, что люди к ним так легко относятся".
Столичные власти, с одной стороны, активно призывают пользоваться велосипедами на улицах Минска, а с другой — советуют не оставлять их без присмотра. Неизвестно только, что в итоге делать с велосипедом, который довез на работу или учебу. В кармане с собой его точно не заберешь.