Что показывают белорусские кинотеатры в условиях войны и санкций
Зрители в кинозале / unfilter.by
С начала 2020-х годов коммерческий кинопрокат страны пережил сразу две клинических смерти.
Первая произошла в 2020 году из-за пандемии коронавируса, когда люди просто перестали ходить в кино, а голливудские студии массово перенесли премьеры своих фильмов на более позднее время. Вторая — в феврале 2022 года из-за начавшейся войны на Украине и соучастия в ней Беларуси. Тогда все влиятельные американские студии просто перестали работать на рынках стран-агрессоров.
Эти события не убили культуру публичных кинопоказов, но существенно ее переформатировали. Еврорадио рассказывает, чем сейчас живут белорусские кинотеатры и чем интересуются зрители.
Работа почти без сбоев
Сегодня отечественные киносайты, как и российские, существуют в новой реальности.
Их владельцы с осени 2022 года демонстрируют пиратский контент от крупнейших медиакорпораций США: NBCUniversal, Paramount Pictures Corporation, Walt Disney Studios, Sony Pictures.
Причем, в отличие от России, где прокатчики до сих пор работают по серым схемам типа "предсеансное обслуживание" (это когда к короткометражному российскому фильму прикрепляется блокбастер, на который зрители формально покупают билеты), в Беларуси сеансы с "пиратками" идут без дополнительных костылей. Для этого режим принял соответствующий закон, легализующий пиратство и "параллельный импорт" из "недружественных стран".
И это принесло свои плоды — на данный момент логистика поставок нелегального контента полностью выстроена и работает практически без сбоев.
Она выглядит вот так. Пираты-посредники приобретают в странах СНГ цифровые копии кассет с русскоязычным дубляжом. Если релиз не вышел на рынке СНГ, перевод заказывают у российских студий дубляжа. Затем они получают "ключи" (коды доступа для показа на цифровых проекторах) — и отправляют весь контент в кинотеатры для демонстрации.
Техническое качество пиратских копий держится на высоком уровне, но многое зависит от качества оборудования конкретного кинотеатра. Несколько собеседников Еврорадио пожаловались на качество звука и озвучки, однако один из дистрибьютеров убеждает в обратном.
"Глупость это все, белорусам лишь бы пожаловаться. Это может быть проблема в отдельно взятом кинотеатре, где могут быть вопросы к оборудованию. А так [пиратки] выглядят на том же техническом уровне звука и изображения, что и легальный контент. Явных отличий нет", — уверен собеседник.
По актуальности и насыщенности релизов репертуар белорусских кинотеатров почти ничем не уступает европейскому.
Есть как блокбастеры (фантастика "Дюна. Часть вторая", супергеройские кинокомиксы "Мадам Паутина" и "Аквамэн и потерянное королевство", мюзикл "Вонка" и т.д.), так и фестивальные проекты, номинированные на престижные кинопремии ("Бедные-несчастные" Йоргоса Лантимоса, "Мальчик и цапля" Хаяо Миядзаки, "Прошлые жизни" Селин Сон и т.д.).
На глаза попадаются хиты недавнего прошлого, возвращенные в повторный прокат (например, фантастическая мелодрама "Выживут только любовники" Джима Джармуша), но в процентном соотношении относительно свежего контента их не очень много. При этом фильмы категории "B" (обычно это боевики или драмы с небольшим маркетинговым бюджетом) полностью исчезли с экранов страны.
Эксперты, опрошенные Еврорадио, разошлись во мнениях о том, насколько российский контент востребован белорусами. Одни его полностью игнорируют, другие смотрят в сети в пиратском виде. Прокатчики при этом согласны, что количество российского контента действительно выросло, но большого спроса на него нет.
"В среднем из 10 проектов только один или два собирают большие деньги в Беларуси. Работают законы рынка, как и в США, — рассказывает белорусский дистрибьютор. — Действительно успешных шедевров очень мало, большинство контента — обнять и плакать. Но тот же "Лед-3”, "Чебурашка", "Бременские музыканты", "Мастер и Маргарита" хорошие деньги собрали. Если лента хорошая — она собирает деньги, если ни о чем — нет".
Вторая перемена — возросла активность Минкульта по идеологической "обработке" населения с помощью кинотеатров.
В прошлом году "бюджетников" заставляли ходить на историческую драму "На другом берегу", об искусственном зрительском успехе которой наперебой писали госСМИ.
В единый день выборов по всей стране проводили бесплатные показы идеологических фильмов производства "Беларусьфильма". А сейчас Минкульт проводит одновременно две разные патриотические акции с показами советского кино.
На акцию "80 лет освобождения. Беларусь помнит 1944-2024", приуроченную к юбилею Победы в Великой Отечественной, госкинотеатры показывают "лучшее военное кино советского времени".
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.