Депутаты о законности Декрета №3: Всё нормально
Юристы БХК получили ответ Палаты представителей на свой запрос по поводу соответствия скандального документа Конституции.
Юристы Белорусского Хельсинкского комитета послали запрос в Палату представителей через неделю после подписания Декрета №3 руководителем страны. Среди прочего в запросе юристов говорилось о сомнительности Декрета. Мол, он и нашей Конституции не соответствует, и международным нормам. Депутаты юристам ответили через месяц, письмо из Палаты представителей в БХК получили как раз в день голосования по Декрету.
Публикуем замечания юристов и ответы депутатов.
Юристы: Конституция предусматривает только право белорусов на работу, а не обязанность. Вдобавок Беларусь ратифицировала Международную конвенцию о принудительном труде №29, которая не позволяет никого принуждать к работе.
Депутаты: Учитывая то, что Декрет не содержит нормативных предписаний, обязывающих граждан заниматься трудовой деятельностью, доводы о введении в Республике Беларусь принудительного труда, по нашему мнению, являются необоснованными.
Юристы: Декрет №3 не соответствует Конституции, его соответствие основному закону страны должен проверить Конституционный суд.
Депутаты: Правовые отношения, предусмотренные Декретом №3, формируются впервые, и только практика применения позволит выявить проблемы по его реализации, которые в дальнейшем могут быть урегулированы путем внесения руководителем государства изменений и дополнений в Декрет.
Юристы: Статья 67 Закона "О нормативных правовых актах" запрещает руководителю государства принимать декреты и указы с обратной силой.
Депутаты: Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах" допускает придание нормативному правовому акту обратной силы в случае, если это прямо предусмотрено в самом правовом акте или в акте о введении его в силу.
Закон: "Статья 67. Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли за собой указанную ответственность или более мягкую ответственность".