"Милиция гоняет всегда. Но они стали очень вежливые"

Фото: Еврорадио
Фото: Еврорадио

В понедельник 29 мая в двенадцати минских переходах официально (на специальных местах и с разрешением) начинают играть уличные музыканты.Послушать их можно с 14 до 17 и с 20 до 22 часов (это будни). Ну или по выходным ― с 14 до 22.

В пятницу и субботу Еврорадио спустилось в переходы города и пообщалось с музыкантами об их цели, заработках и отношении к новым правилам.

 

Площадь Победы, Борис и 10 копеек

Борис окончил музыкальную школу по классу гитары. Работает мастером по материалам в Академии искусств. Выходит играть в переход два-три раза в неделю в течение двух лет. В репертуаре ― школьная программа и гитарная "классика" от Beatles до танго.

"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"

"Для меня игра в переходе ― это прежде всего социокультурный протест, потому что сейчас не очень много музыкантов, которые вообще делают какую-то альтернативную попсе музыку. Конечно, жаль, что у нас нет никакого стрит-музыкального пространства, где действительно собираются люди, которые достойны чего-то большего, чем просто неизвестность... В переходе денег больше, чем на сигареты и еду, не заработаешь. То есть, это миф, что музыканты в переходах хорошо зарабатывают, по крайней мере, я таких не знаю. Наши зарабоки ― не более, чем 25-30 рублей за два часа. Однажды я играл зимой в -17, и какой-то араб мне бросил двадцать долларов. Это была самая большая благодарность. А вообще, стандартная благодарность музыкантам на сегодня, как ни печально это звучит, ― десять копеек. Больше всего я люблю играть на Комаровке. Там обычно никто не играет, потому что у людей нет денег. И они не бросят тебе, пока их не будет действительно трогать... Милиция гоняет всегда. Но, кстати, они стали очень вежливые, и всё обходится без грубости и агрессии. Недавно сказали, что в городе будут особые точки для игры, но сам я этим не интересовался. Играть всегда нужно для простых людей, а играть в месте, которое мне не нравится, я бы не хотел".

Площадь Якуба Коласа, Игорь и 95 долларов

Игорю, страховому агенту по специальности, 27 лет. Последние шесть из них он поёт в переходах Минска и на улицах белорусских городов. Вот и на прошлых выходных парень открыл "белорусский тур" в Могилёве. А вообще, его можно услышать в районе филармонии в Минске в понедельник, среду и пятницу. Исполняет песни классиков русского рока.

"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"

"Переход изначально был для меня средством зарабатывания денег. Но в итоге я почувствовал тонкую границу между выгодой и отдачей части себя буквально в никуда. То есть, когда твой голос растворяется в толпе ― это страшно. Ты стараешься, выкладваешся, всё это тонет в людской пропасти, и только единицы благодарят тебя за музыку. Я никогда не был музыкантом, который собирает вокруг себя толпу. Но с недавнего времени я решил организовать свою деятельность, купил аппаратуру. По будням, если хорошая погода, играю на выходе из метро на улицу. А вообще, стараюсь играть ежедневно . Как-то в 2014 году играл в переходе у гостиницы "Минск". Шёл мужчина абсолютно обычной внешности. Сунул руку в карман, бросил деньги, и ушёл. Я вижу, что валюта, думаю, доллар, два, и играю дальше. Оказалось, 95 долларов. Думаю, ё-моё, может человек ошибся, бросил на автопилоте. Решил ещё часок поиграть на всякий случай, а вдруг вернётся?! Сколько получаю "благодарных" денег за день ― не скажу, плохая примета. Но люди в независимости от кризиса , финансового положения и морального расположения, благодарят одинаково. Как три года назад человек бросал мне доллар по курсу, так и сейчас. Я не пойду на разрешённые площадки, потому что уверен, что эти разрешения ― первый шаг к тому, чтобы одеть ошейник налогоплательщика и на уличных музыкантов. А это я считаю варварварством".

 

Переход у "Столицы", София, Даша и страх

Одиннадцатилетняя София и десятилетняя Даша учатся в одной из минских музыкальных школ. Скрипичный дуэт играет концерт Вивальди и сольные пьесы.В переходе ― в третий раз в жизни. София ― дочь дирижёра, мечтает стать профессиональным музыкантом. А Даша к тому же ― чемпионка Европы по дзюдо. Мечтает о собаке, и ещё не решила, каким путём пойдёт.
 

"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"

"Нас сегодня много гоняли, говорили, что нельзя играть. А один милиционер посоветовал всё же прийти сюда. Час-полтора уже играем. Хотим преодолеть страх, чтобы на сцене было более привычно играть, и чтобы людям было приятно. Преподаватели знают, что мы здесь, они рады, что мы свой талант выносим на публику. Родители тоже отнеслись к идее с интересом, мол, можете попробовать, говорят быть осторожными. Нам нравится здесь акустика. Эхо красивое. А играть перед прохожими не страшно, даже легче, чем на концерте".

Площадь Якуба Коласа, 30 рублей, Юлия и Екатерина

Юлия, студентка музыкального факультета и Екатерина, будущий филолог, играют в переходе недавно. Не чаще, чем раз в месяц, если есть настроение. Поют песни "Арии", "Металлики" и "Тры чарапахі".
 

"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"

"Играть в переходе скорее, позиция, потому что я люблю играть на гитаре, я училась играть на ней самостоятельно, хотя и закончила музыкальный колледж по классу баяна, ― рассказывает Юлия Выходим раз в месяц, если есть настроение, без него люди не получат заряд энергии. Сегодня мало заработали. Самый большой заработок ― это тридцать рублей, но это было перед праздником 8-го марта. Милиция нас пока ни разу не гоняла. Продавщицы вечером как-то предупреждали, мол, могут подойти плохие люди, так что, девочки, осторожно. Было несколько замечаний, но в основном все нормально относятся. Мы играем то, что сами любим, и что может понравиться людям, взрослому поколению, например, "Простыя словы", "Тры чарапахі".

Площадь Якуба Коласа, Evandband и две с лишним тысячи подписчиков

Evandband (скрипач, виолончелист, контрабасист и перкуссионист) третий год уже как звёзды "филармонического" перехода ― четыре дня в неделю вокруг них собирается толпа. Раньше все вместе учились в музыкальном колледже, сейчас ― в академии музыки и университете культуры. Видят себя в будущем на большой сцене.
 

"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"

"Мы таким образом продвигаем свою музыку и зарабатываем деньги. Благодаря переходу, имеем две с лишним тысячи подписчиков. Записываем альбом, уже готовы шесть треков, осталось ещё три. То, что зарабатываем в переходах, тратим на запись, еду, а скрипач и виолончелист учатся платно ― потому распределяем. Играем круглый год, даже при - 30. И процентов девяносто ― на этом месте. Мы отсюда начинали, публика здесь чаще останавливается и слушает, иногда танцует брейкданс, контингент хороший. Потому что филармония рядом? Нет, те, что с рынка ― как раз таки лучше... Как играем, как стараемся, обычно, так и бросают. Во время Чемпионата мира по хоккею за день нас однажды "поблагодарили" на 600. Но мы очень старались. А можно вообще ничего не заработать, если милиция гоняет. Мы вот и сейчас приехали сюда с Площади Победы, прогнали. То, что сейчас придумали места для уличных музыкантов ― это сделано очень грамотно, но не для музыкантов. Во-первых, в этих местах нет людей. Во-вторых, можно играть тогда, когда там нет людей.Наибольший поток людей идёт с пяти до восьми вечера. А там как раз в это время нельзя играть. А для кого тогда играть в 16 часов? Летом поедем в Дюссельдорф и Кёльн. Там нужно брать разрешение, но там всё для музыкантов".

"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"
"Міліцыя ганяе заўсёды. Але яны сталі вельмі ветлівыя"

"Переходные" музыканты дружат с продавцами цветов и хендмейда ― у них абонементы на концерты. Продавщицы рассказывают, что некоторые музыканты им нравятся, они их даже с улицы послушать спускаются, "если есть душа", а некоторых просят покинуть переход, так тяжело слушать. А ещё они предупреждают музыкантов, что скоро придёт "милиционер Серёжа", мол, расчехляться не стоит.

Последние новости

Главное

Выбор редакции