Как разрешать школьные конфликты? Объясняет психолог

Готовимся к жизненным испытаниям

Готовимся к жизненным испытаниям / policylab.rutgers.edu

Конфликты — это часть жизни любого школьника. Все дети с этим сталкиваются, и важно научиться их решать, не уходя в крайности.

Чтобы разобраться, как это сделать, Еврорадио побеседовало с психологом одной из белорусских школ. В целях безопасности имя, фамилия и место работы специалиста не раскрываются. 

— Конфликты в школе — насколько это распространенное явление? И какие классы обычно наиболее проблемные: младшие, средние, старшие?

— Конфликты в школе происходят, и это, я считаю, нормально. Самое главное помогать их решать, не отмахиваться от них. 

В начальной школе чаще всего конфликты происходят между одногодками, которые заканчиваются мелкими ссорами и иногда доходят до физических драк. Эти конфликты довольно простые. В начальной школе ребенок сильнее зависит от мнения учителя: что учитель скажет, то дети воспринимают как правильное.

А уже в подростковом возрасте у детей начинается оценка самих себя. Дал списать — значит, друг. Не дал — значит, плохой. 

— Какие конфликты происходят между детьми? 

— В основном борьба за превосходство. Часто одни командуют другими, происходит борьба за лидерство. Подростки не могут с этим смириться, и у мальчиков порой дело доходит до драк в борьбе за превосходство. Другие конфликты межличностные, межгрупповых конфликтов в классе нет.

Здесь ведущая роль у педагога или классного руководителя. Ведь они должны помогать детям понять, где они совершили ошибку, где можно пойти на компромисс, где кому уступить, чтобы проблему закрыть.

 — Есть ощущение, что большинство родителей спихивает решение конфликтных ситуаций своих детей на школу и вовлекаться в их решение не хочет. Насколько это мнение справедливо?

— Чаще всего происходит немножко по другому. Чаще всего малейший конфликт — и родители идут защищать своего ребенка. А дома ребенок рассказал ситуацию так, как ему выгодно. И родители часто занимают его позицию. Часто в конфликтах очень тяжело объяснить взрослым, что ребенок не всегда бывает прав. Чтобы понять, кто проблему создает, нужно выслушать обе стороны. 

Особенно часто такое происходит в начальной школе. Родители приходят к учителю с проблемой, что их ребенка обижают.

— А есть ли проблемы в общении между учителями и школьниками? Ощущается поколенческий разрыв сейчас, особенно с учетом нового поколения, которое выросло в интернете?

 — Меня как педагога больше волнует не разрыв поколений. В наших возрастных учителях я вижу много мудрости. Мне, допустим, легче работать с возрастными учителями и с детьми, потому что они быстрее находят компромисс, идут на сотрудничество. Они понимают, что это ребенок еще не вырос и не обладает тактом, культурой.

У нас немного молодых учителей, но они есть. И часто они говорят, мол вот в наше время таких детей не было, А сейчас они ведут себя иначе, меньше слушаются, больше хулиганят и грубят. 

Но во все времена были похожие дети. Одни вели себя тактично и культурно обращались, а были школьники, которые не владели этими навыками, выросли в семьях, где их по-другому воспитывали. Но это не говорит о том, что раньше были другие, более сознательные и воспитанные дети.  

Не могу сказать, что сейчас поколение другое. Просто сейчас люди больше сидят в гаджетах. У родителей и детей больше времени уходит на общение в телефоне, проставление лайков. Матери или отцу некогда лишний раз с ребенком поговорить, с ним позаниматься. 

Вот эта проблема существует. И ребенок в телефоне, мама в телефоне. Благодать! 

А с ребенком нужно разговаривать. Не просто наезжать, спрашивать с него оценки, а объяснять, помогать, где-то выслушивать. Чтобы школьник пришел домой и рассказал, что с ним произошло в школе. 

Если будет доверие между родителями и детьми, не будет буллинга и травли. Их можно вовремя предотвратить, если ребенок поделился с родителями.  

Сейчас в школах уделяется большое внимание различным проявлениям насилия, особенно случаям суицида и интернет-травли в социальных сетях и мессенджерах. Некоторые родители даже обращаются в суд за защитой. В нашей школе, правда, таких случаев не было.

— И всегда ли нужна медиация со стороны взрослых?

— Медиация не всегда необходима. Если конфликт небольшой, можно что-то подсказать. Допустим, ребенок приходит к тебе “вот он меня там обзывает или подножку подставляет”. Ты разговариваешь с ребенком, он рассказывает, что произошло. 

Родители ведь как учат? Ах, тебя задели, так дай сдачи! А в школе как происходит? Вот проходили мимо ребенка, случайно задели его плечом, и он сразу бьет в ответ. 

Когда тебя начали избивать, и ты защищаешь себя — это правильно. Однако в других ситуациях, если тебя просто толкнули, конфликт можно решить словами. Сказать “мне неприятно, когда ты меня задеваешь”. 

Детей следует учить разговаривать, высказать свое мнение. Можно сказать: “Извини, здесь мое было место, и отойди, пожалуйста. Я здесь сидел и буду сидеть”. Вот если обидчик полезет драться, конечно, необходимо вмешательство взрослых. 

Мы учим детей социальным навыкам: как общаться, договариваться, извиняться и прощать. Не все могут простить, потому что мама сказала не прощать. Мы обсуждаем это с ребятами и тренируем эти навыки.

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.

Последние новости

Главное

Выбор редакции