Катастрофа под Смоленском: что известно через семь лет после трагедии
В седьмую годовщину авиакатастрофы под Смоленском, которая произошла 10 апреля 2010 года, польская подкомиссия по расследованию инцидента заявила, что самолет с делегацией и президентом Польши начал распадаться на части еще в воздухе, задолго до удара о землю. Об этом сообщил председатель подкомиссии Вацлав Берчинский. Кроме того, комиссия считает, что диспетчеры в Смоленске неправильно вели президентский самолет на посадку.
Почему польские следователи пришли к таким выводам, и что сегодня известно о расследовании - в публикации Громадского.
10 апреля 2010 в Россию отправился самолет с президентом Польши Лехом Качиньским и еще 95 лицами, включая руководителей всех родов войск, Сейма и Сената, канцелярии президента, высшего военного командования, депутатами политических партий, с общественными и религиозными деятелями.
Делегация во главе с президентом планировала посетить Катынское кладбище под Смоленском, где похоронены поляки, расстрелянные органами НКВД СССР в 1940 году. Польский президент планировал произнести речь на военном кладбище в Катыни во время траурных мероприятий, приуроченных к 70-й годовщине трагедии. Но около 11 утра по московскому времени самолет разбился при заходе на посадку, ни один пассажир и член экипажа не выжил.
Фото: Jacek Turczyk / EPA
РОССИЙСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Российская сторона сразу объявила о создании специальной комиссии во главе с тогдашним премьер-министром Владимиром Путиным, которая обязалась установить причины катастрофы самолета Ту-154М.
Глава МЧС Сергей Шойгу сообщил, что оба «черных ящика» были найдены среди обломков самолета через несколько часов после катастрофы. Обработав данные с бортовых самописцев, российская сторона объявила, что авария Ту-154 произошла из-за «снижения самолета ниже минимально допустимой высоты снижения при чрезмерной вертикальной скорости в метеорологических условиях, не позволяющих выйти на визуальный контакт с землей». То есть пилоты приняли неправильное решение сажать самолет в тумане, в результате чего он опустился критически низко, задел левым крылом деревья на высоте 4 метра от уровня земли и разбился на расстоянии 350 - 500 м от начала посадочной полосы аэродрома.
ПОЛЬСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Официальная Варшава инициировала собственное параллельное расследование. Правда оно базировалось только на записях переговоров пилотов и диспетчеров аэродрома и на реконструкции события на основе фото с места катастрофы.
Россия до сих пор не предоставила Польше обломки самолета и записи переговоров пилотов в кабине. В ответ на запросы польского следствия Москва отмалчивается или утверждает, что все, что просили, уже давно передали Польше.
Фото: Sergei Chirikov / EPA
Имея в арсенале достаточно ограниченное количество материалов следствия, польская правительственная комиссия в 2011 году обнародовала свое заключение - ошибки экипажа президентского авиалайнера и неправильные указания со стороны диспетчеров, бессознательно привели к катастрофе самолета Ту-154М.
Брат Леха Качиньского, лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский не верит в эту версию следствия. Почти с самого начала катастрофы он считает основными виновниками экс-премьера Дональда Туска, а также действующего президента России Владимира Путина. Именно при премьере Туске Польша так и не добилась от Москвы обломков самолета, и Качиньский обвиняет в этом бывшего польского главу правительства.
Кроме того, лидер ПиС считает, что Туск намеренно не инициировал международное расследование, предоставив возможность российской стороне действовать самостоятельно.
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СЛЕДСТВИЯ В 2016 ГОДУ
В 2015 году «Право и Справедливость» победила на парламентских выборах. В том же году представитель «ПиС» Дуда одержал победу и на президентских выборах. Одним из обещаний партии было установить реальные причины смоленской авиакатастрофы и наказать виновных в этой трагедии.
В феврале 2016 Варшава возобновила следствие, распоряжение об этом подписал глава польского Минобороны Антони Мацеревич в присутствии родственников погибших.
Сейчас в Польше над этим делом работают сразу два органа: Национальная прокуратура и Правительственная подкомиссия по расследованию причин катастрофы при Минобороны. Свои результаты прокуратура представила во время пресс-конференции в Варшаве 3 апреля.
По словам заместителя генпрокурора, следователи проанализировали 2000 томов материалов следствия, а также результаты эксгумации останков тел. В прокуратуре сообщили о замене двух тел, еще в пяти гробах обнаружили фрагменты тел других людей.
Анализ данных позволил Генпрокуратуре сформулировать новые обвинения против российских диспетчеров воздушного движения, а также третьего лица в башне, приписав им умышленные действия, которые привели к катастрофе.
Генпрокуратура Польши передала просьбу российской стороне предъявить эти обвинения диспетчерам лично. Впрочем, в Москве такой вариант отвергли, сославшись на собственное расследование, которое возлагает вину полностью на польских пилотов.
Фото: Tomasz Gzell / EPA
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОПРОСА
Трагедия самолета под Смоленском давно стала активным внутриполитическим элементом в Польше, снять ответственность с поляков и доказать вину исключительно россиян является целью Ярослава Качиньского. Его сторонники видят в этом борьбу за справедливость, тогда как противники - опасную подпитку для теории заговора, доказательств которой не нашли.
Качиньский обвиняет Дональда Туска, премьера Польши с 2007 по 2014 год, в том, что он не провел полноценное расследование катастрофы, в которой погиб президент от оппозиционной партии. Глава Минобороны Польши Антоний Мацеревич, который также относится к партии «ПиС» подал заявление в прокуратуру на Туска, обвинив его в «дипломатической измене».
Глава Европейского Совета отвергает обвинения и называет их абсурдными. Сначала Дональд Туск связывал их с глубокой печалью за братом, но позже назвал «циничным приемом» и спекуляцией на этой теме в попытке снискать расположение избирателей.
В комментарии Громадскому эксперт Польского института публичных дел Яцек Кухарчик заявил, что «ПиС» трактуют Туска как своего врага:
«В 2007 году, политическая сила Туска «Гражданская платформа» победила на выборах, «Право и Справедливость» тогда проиграла. Конкуренция переросла в персональный конфликт после Смоленской катастрофы в 2010 году, ведь ответственность за катастрофу Качиньский возлагает на Туска».
Польша уже объявила, что привлекает к расследованию международных экспертов из Италии, Испании, Великобритании и Северной Ирландии, которые будут заниматься изучением биологического материала погибших и фрагментов самолета на предмет наличия на них остаточных следов взрывчатки.
Кроме того, в феврале этого года глава Министерства иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что Польша в ближайшее время планирует подать жалобу в Международный Суд в Гааге на российское расследование по делу смоленской катастрофы, ведь Москва до сих пор не реагирует на просьбу предоставить обломки самолета и записи переговоров пилотов ТУ-154М.