Каша из топора. Каким получился "Черный замок" по Короткевичу, снятый россиянами
Кадр из фильма "Черный замок"
Сегодня в Минске начнется юбилейный, 30-й, кинофестиваль "Лістапад". Фильмом, который откроет событие, станет приключенческая лента "Черный замок" — свежая экранизация последнего романа "Черный замок Ольшанский" мастера исторического детектива Владимира Короткевича. Широкий показ ленты в Беларуси запланирован на 12 декабря.
Еврорадио благодаря своим источникам уже посмотрело расширенную 140-минутную версию фильма, которую показали госпрессе 12 сентября, и теперь рассказывает, почему "Черный замок" оказался, пусть и с рядом замечаний, нестыдной экранизацией прозы важного для белорусской литературы писателя.
***
Возможно ли снять блокбастер в стране, где четвертый год идут репрессии, творческие кадры уехали за границу, а оставшиеся жестко фильтруются идеологами по принципу лояльности власти? Вопрос, казалось бы, риторический, но у него есть неочевидный ответ: да, можно.
Действительно, сварить кашу из топора не такое сложное дело, если у вас в партнерах сосед с имперскими амбициями и развитым, залитым нефтяными субсидиями кинопроизводством.
"А результат в вашем случае — это кинолента, которая является хитом или блокбастером", — так в марте 2021 года наставлял руководство "Беларусьфильма" премьер-министр Роман Головченко. За три десятилетия существования режима таких "разнарядок на хиты" было много: от "Анастасии Слуцкой" в середине нулевых до "Времени возвращаться" середины 2020-х. Вы их смотрели? Скорее всего нет. Искусственный успех этих проектов гремел только в параллельной реальности, которая транслировалась передовицами государственных СМИ.
Поэтому сначала "Черный замок" — вторая экранизация произведения Короткевича после почти стертого из общественной памяти телефильма 1984 года — выглядел как обязательное ритуальное кино по заказу Минкульта, да еще накануне идеологического праздника — столетия белорусского кино. Плюс творческая составляющая почти вся российская, от кастинга до съемочной команды.
Короче, шикарный повод в очередной раз тихонько распилить госбабло — но вышло неожиданно иначе.
Команде московского постановщика Кирилла Кузина, ответственного за сортирную камедиклабовскую комедию "Самый лучший фильм", удалось снять хорошее и неполитизированное приключенческое кино о поисках сокровищ, тайнах предков и теории заговоров. Намного бодрее, чем более медленная и схематичная версия Михаила Пташука.
Впрочем, сценарист и продюсер проекта Глеб Шпригов заметно переписал первоисточник.
Так, в романе события происходят на территории Беларуси параллельно в трех временных отрезках: в наши дни, в период Нового времени (Великое княжество Литовское и Речь Посполитую здесь напрямую не упоминают, но фигурирует король Жигимонт, говорят о Люблинской унии) и эпизодически во время Второй мировой войны.
Решение отказаться от советского времени, где разворачивались события книги, не испортило историю, которая, наоборот, стала более свежей и динамичной. В ней главный герой Антон Космич в исполнении актера Евгения Шварца превратился в наглого ловеласа, талантливого историка и палеографа, совладельца магазина антикварных вещей.
Молодой парень становится объектом манипуляций со стороны современных потомков Ольшанских — древнего княжеского рода, который во время восстания против короля предал своих союзников и забрал себе их деньги, которые за столетия так никто и не смог найти. Отыскать их можно только разгадав шифр, спрятанный в трех книгах Слуцкого Евангелия XVI века.
Сам Космич, способный решить загадку, периодически теряет сознание, наблюдая в собственных снах историю своего возможного предка — князя Валюжинича, который спас свою любимую княгиню Гордиславу из плена вероломного предателя Витовта Ольшанского.
"Черный замок" сочетает в себе фактически два фильма — приключенческий детектив с историческим колоритом, напоминающий дилогию "Сокровище нации" с Николасом Кейджем и экранизации романов Дэна Брауна с Томом Хэнксом, и костюмный триллер о белорусском средневековье.
Этот сложный симбиоз получился цельным, с учетом перенасыщенности сюжета персонажами и сценарными ходами. Ближе к финалу история становится полностью фэнтезийной — это выбивается из преимущественно приземленного тона ленты, но не портит общего впечатления. Несмотря на предсказуемость интриги, следить за развитием событий в двух временных линиях все равно интересно.
Этому способствует не только аккуратно выстроенная драматургия, но и хороший кастинг, особенно на роли злодеев, которых здесь играют со всем отрицательным шармом и обаянием Евгений Стычкин и Виталий Кищенко. Хорошо выглядит и Виктор Вержбицкий с наклеенной бородой, играя хитрого судью и посланника короля Станкевича.
Из белорусских актеров здесь на первом плане можно заметить только модель и актрису Анастасию Гордиевскую, которая довольно скромно и безэмоционально играет Гордиславу — любовь Валюжинича и Ольшанского.
Актеры Александр Абрамович (Валюжинич-старший), Руслан Чернецкий (князь Слуцкий), Виталий Лойко (король Жигимонт) фигурируют только в ярких эпизодах.
Белорусский язык в фильме также оказался эпизодическим. Он звучит во время чтения средневековых источников, в сценах пира княжеской дружины и во время встречи с черными копателями, которые на природе поют "Мой родны кут" Игоря Лученка на знаменитое стихотворение Якуба Коласа.
При таком культурном недостатке сам образ Беларуси на экране очень привлекателен — как места древних замков, фантастических тайн и исторических трагедий, куда хочется приехать и увидеть все собственными глазами.
Плюсом стало решение снимать кино не только в беларусьфильмовских павильонах, но и на натуре. На экране можно увидеть не только центр Минска, Национальную библиотеку, но и озера летней Браславщины, снятые с квадрокоптера, замки и костелы Мира, Полоцка, Глубокого, Гродно и других городов и сел страны.
Выглядит все достойно и аутентично, несмотря на неидеально сделанные в определенных моментах визуальные эффекты.
Но перечисляя все положительные стороны ленты, не стоит забывать, что перед нами преимущественно российский проект, снятый зарубежными авторами по прозе Короткевича, в белорусских декорациях и на мощностях "Беларусьфильма" за преимущественно белорусские деньги.
Исключительно ресурсная база, творческий вклад незаметен.
И в этом печальном контексте "Черный замок", с помощью которого Минкульт празднует юбилей отечественного кино, рифмуется с "Лесной былью" Юрия Тарича — первым советским фильмом, снятым в БССР. Его тоже снимали в Прилуках и Минске в 1926 году, под контролем российских кинематографистов.
Как видим, почти за сто лет ситуация коренным образом не изменилась — без "большого брата" белорусская власть не может самостоятельно справиться с кинопроизводством. Здесь следовало бы пересмотреть свою политику и приоритеты, но рефлексия — точно не сильная сторона сегодняшнего режима.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.