Художники уже теряют работу из-за искусственного интеллекта

Художник vs нейросеть

Художник vs нейросеть / @rubanau_collage

Несколько белорусских художников потеряло работу из-за искусственного интеллекта. Об этом Еврорадио рассказал художник Антон Родионов, автор знаменитых "БЧБ-птичек". Но Антон не беспокоится. Вечером, когда заканчивается его работа как 2D-художника, он садится за традиционные краски и полотно — ИИ так не умеет.

А вот наш дизайнер Влад Рубанов переживает. На сайте Еврорадио уже появилось много иллюстраций, выполненных искусственным интеллектом, и Влад пошел к коллегам, чтобы спросить, планируют ли его менять на "Миджорни".

Мы послушали, что художник и дизайнер думают о будущем с искусственным интеллектом. Пока однозначно можно сказать только одно: дизайнера Еврорадио искусственным интеллектом не заменить. В остальном... всё не так однозначно.

 

Художник: "Нужно не забывать, как рисовать руками"

— Здесь многое зависит от образования руководства компании. Да, из каких-то фирм тебя могут уволить. Но тогда ты просто пойдешь в другую компанию, где работа художников оценивается выше. Если руководству важен результат, а не чтобы "пипл хавал", оно обратится к художнику. Люди, которых уволили из-за ИИ, работали в гейм-индустрии, например, в компаниях, которые занимались онлайн-казино. Там художники больше не нужны.

Да, дешевле и проще нанять человека, умеющего работать с искусственным интеллектом, чем платить нескольким художникам. Если художник, например, работает в сфере айти, искусственный интеллект помогает делать быстрые эскизы, не нужно тратить время на выработку концептов.

Но рисунки искусственного интеллекта нужно дорабатывать. Он еще не может нормально делать руки, глаза. Доводить рисунки ИИ до нужного уровня должен художник. И многие воспринимают искусственный интеллект просто как дополнительный инструмент.

Не могу сказать, что я совсем не чувствую угрозы, просто отношусь философски. Наблюдаю, как все развивается, пытаюсь использовать новые технологии в своей работе и не забывать навыки, которые у меня есть, — не забывать, как рисовать руками.

Мастакі ўжо страчваюць працу праз штучны інтэлект
"Новый год", картина из серии "Птицы с народом" / @anton_rodionovart

Я разделяю: есть работа, за которую я получаю деньги, а есть моя творческая работа, мои картины, в которые я вкладываю душу. И поэтому мой день состоит из двух частей: днем я работаю за компьютером как 2D-художник, а вечером берусь за краски и полотно как художник традиционный. И поэтому не могу сказать, что я слишком переживаю из-за искусственного интеллекта, так как традиционное искусство он еще долго не заменит.

Думаю, тот, кто разбирается в искусстве, продолжит покупать картины, созданные творческим мозгом творческого человека, а не искусственным интеллектом. Многое будет зависеть от образования и эрудиции, осведомленности в искусстве заказчика. Человек, имеющий не только деньги, но и образование, будет платить за работу художника.

Лучше не переживать из-за ИИ, а вспомнить времена, когда художники были одновременно и поэтами, и архитекторами, и музыкантами. И я считаю, что сейчас снова наступают времена, когда художник должен быть универсальным человеком.

 

Дизайнер: "Как только человечество начинает клониться в digital, хочется добавить аналога"

— Я долгое время не разделял беспокойства по поводу искусственного интеллекта. Оно появилось только недавно, когда я начал замечать много работы ИИ у нас на сайте.

И когда ты видишь, как какая-то штука за секунду делает то, чему ты учился несколько лет, конечно, возникает тревога. Нужно просто подходить к коллегам и задавать вопрос: стоит ли мне беспокоиться? Я так и сделал. Мне сказали: не стоит, мы ценим тебя за собственный стиль.

Но это стало толчком для рефлексии, для того, чтобы подумать, чем я отличаюсь от нейросети, от робота. Алгоритм на базе анализа большого количества данных может сделать красивый рисунок. Но я понял, что алгоритмы не могут работать с иронией, не могут отреагировать искренне на какое-то событие, так как роботы не общаются с нашим миром, не проживают событий, которые проживаем мы.

Посмотрите на работы Анастасии Рыдлевской — ее стиль машина может достаточно просто повторить, но эмоции и идея, которые за ним стоят, искусственному интеллекту не очень понятны.

Тревога тревогой, но ИИ пока не может нас заменить. С нейросетями время от времени случаются факапы.

Мастакі ўжо страчваюць працу праз штучны інтэлект
Нейросеть так видит / t.me/nejromerezha

Но да, на творческих направлениях скоро будет работать меньше людей — и это не что-то новое, такая "оптимизация" уже происходила.

Например, недавно я прислал моему другу-архитектору изображения домиков, которые сделала нейросеть, с комментарием: "Как хорошо, что ты свалил с архитектуры!" Он отвечает: "Слушай, архитектура — это же не только про рисунки. Нейросеть не заменит архитектора, просто теперь в нашей сфере будет работать меньше людей". И скидывает фотографию, на которой целая толпа людей рисует план здания на полу.

Мастакі ўжо страчваюць працу праз штучны інтэлект
Как раньше работали архитекторы / creative commons

Да, раньше целый этаж мог быть забит такими "миньонами", потому что не было соответствующих компьютерных программ. А как приходили "правки в макет", надо было заново это перерисовывать. Программы заменили многих людей, а теперь нейросети возьмут на себя еще какой-то кусок такой технической работы.

Но хотя нейросеть и научилась работать с формой, с идеями пока может работать только человек. И что меня радует в этой истории, так это то, что люди, которые плохо могут работать с формой, теперь могут донести свои идеи миру благодаря ИИ. Это развяжет руки большому количеству людей.

Пользуюсь ли я ИИ в работе? Да, я пробовал, и у этого есть плюсы: можно сгенерить рисунок и не переживать, что к тебе придут и спросят, почему ты использовал в коллаже чужую работу. Но на то, чтобы объяснить машине, что сделать, уходит много времени.

"Prompt [текстовая фраза, которую бот интерпретирует для создания изображений] этого не делай".

"Prompt и так тоже не делай”.

"Prompt почему снова 6 пальцев?!”

За время этого разговора с машиной можно сделать хороший коллаж.

Поэтому сейчас я нейросети использую нечасто, да и по стилистике они мне не слишком подходят. Меня больше клонит в аналог, в работу со старыми фотографиями, например.

И это понятно: чем больше человечество клонится в digital, тем больше его тянет обратно к аналогу. Когда существовали "Битлы", хотелось сделать музыку более технологичной. А теперь, когда она вся технологичная, думаешь о том, что хочется добавить акустики. То же самое и в дизайне.

 

А что с копирайтом?

Одна из самых спорных тем, связанных с использованием нейросетей в дизайне и искусстве, — авторские права. Нейросети учатся "рисовать" на работах настоящих художников, которые часто не то что не получают от этого "обучения" никакого дохода, так еще даже и согласия своего не дают.

Влад отказывается поднимать тему авторских прав, так как говорит, что он в этом смысле и сам "нейросеть" прошлой версии.

— Это очень спорная тема, и каждый ответит на этот вопрос по-своему. Кто-то вырабатывал свой стиль годами, а потом пришла нейросеть и за секунды овладела этим стилем.

А кто-то скажет как я: даешь digital-анархизм! Давайте откроем доступ ко всему, будем шерить информацию и развиваться через это как общество.

Иллюстрацию для этого текста сделал Влад Рубанов, которого Еврорадио не планирует менять на нейросеть.

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.

Последние новости

Главное

Выбор редакции