Хуже моды только нефтянка: белоруска развивает в Берлине “медленный” бренд

Коллекция Алены Штайнке

Коллекция Алены Штайнке / @rubanau_collage

Преподаватели дизайнерки из Беларуси Алены Штайнке говорили о том, как модная индустрия убивает окружающую среду. Поэтому бренд самой Алены продвигает философию slow fashion — “медленной моды”.

— Модная индустрия по уровню вреда для окружающей среды уступает разве что нефтяной промышленности. Помню, как я впервые посмотрела документальный фильм о швейном производстве “Настоящая цена” (True cost). Я увидела горы мусора, горы из обрезков ткани, плавающие в реках азиатских стран.

И поняла, что цена одежды на самом деле отличается от той, которую мы видим на ценниках в магазинах. За одежду мы платим ещё и нашей экологией.

Я училась в Берлине, Киеве и Москве и с первых же месяцев учёбы поняла, что не хочу плодить массы одежды, которые будут выбрасываться через день, я хочу делать другую моду, которая требует вложений, в том числе временных.

Возможно ли быть дизайнером и не навредить природе? И можно ли продвигать философию “слоу фэшн”, одеваясь в масс-маркете? Ответы — да и да.

 

“Я вырезала из ткани слова “Любовь спасёт мир”

Алена закончила Минский лингвистический университет, переехала в Берлин. Поработала переводчиком и преподавателем немецкого языка, но ей хотелось чего-то другого. Уже когда Алене было далеко за тридцать, она поняла, что её настоящая страсть — создавать одежду.

Иняз даёт о себе знать: Алена шьёт одежду из… слов. Свою первую коллекцию Love она посвятила белорусским женщинам, которые участвовали в протестах. Дизайнерка вырезала из ткани слова “Любовь спасёт мир” и шила свои платья из этих букв и лоскутов ткани.

Хуже моды только нефтянка: белоруска развивает в Берлине “медленный” бренд
Коллекция Алены Штайнке / фото собеседницы Еврорадио

— То, что я делаю — в меньшей степени бизнес и в большей — искусство. Я подхожу к моде как к инструменту, который способен воздействовать на сознание людей, — рассказывает Еврорадио дизайнерка. — Работать как дизайнер я начинала в 2021 году и не могла пройти мимо темы белорусских протестов. Мне хотелось обратить внимание европейцев на Беларусь, и я предъявила им свою коллекцию, в которой воплотились моя боль и мои переживания.

Обрезков ткани у Алены практически не остаётся. Она старается работать в рамках философии “zero waste” — то есть никаких отходов. Обрезки превращаются в необычные аксессуары.

— Я работаю на манекене, из этих оставшихся кусочков ткани скульптурным методом создаю ключевые изделия. Когда вещь готова, невозможно понять, как и из чего она сделана. Обычно такие вещи я и выставляю в витрину — они цепляют глаз.

В летней коллекции Алены будет много льна, в зимней была шерсть. В поисках ткани она заходит в “дэдстоки” — это магазины, в которых можно купить остатки тканей, которые заказали, но не использовали крупные бренды.

Хуже моды только нефтянка: белоруска развивает в Берлине “медленный” бренд
Коллекция Алены Штайнке / фото собеседницы Еврорадио

— Стараюсь избегать синтетических тканей, которые долго разлагаются и загрязняют окружающую среду. Иногда покупаю экологичные ткани с сертификатом (их ещё называют “органик” или “био”), но не каждый дизайнер может позволить себе такую ткань. Изделие из неё будет стоить намного дороже того, к чему мы привыкли.

А ещё мне хотелось бы включить в производство конопляные ткани. Я долго изучала эту тему, но пока сложно найти конопляные ткани европейского производства... А когда находишь, оказывается, что они очень дорогие — в несколько раз дороже льна.

 

Продали несколько платьев и перевели деньги политзаключённым женщинам

Посмотреть на платья белоруски можно в шоуруме в Берлине. Там выставляется не только Алена, но и несколько других брендов. Там же дизайнеры работают над коллекциями.

— Мои клиенты необычные, потому что необычная и сама одежда. Нужно быть немножко сумасшедшим или очень творческим человеком, чтобы захотеть её надеть. Часто ко мне приходят художники или люди, как-то связанные с модой.

Кто-то заходит в шоурум, потому что просто идёт мимо и видит в витрине необычную одежду. Кто-то находит меня через инстаграм. Мой бренд участвовал и в неделе моды в Берлине.

Когда вышла первая коллекция, я познакомилась с Белорусским женским фондом и с их помощью устроила акцию распродажи коллекции для сбора денег в помощь белорусским женщинам-политзаключённым. Мы продали несколько платьев, а деньги перевели нашим женщинам.

Свою вторую коллекцию Алена тоже посвятила Беларуси. Вышло само собой.

— Я начала готовить эту коллекцию до начала войны в Украине. В ней было много образов землистых оттенков — болотный зеленый, бордовый красный, цвет воды…

А когда наши белорусские партизаны начали препятствовать движению военных эшелонов в Украину, я поняла, что должна посвятить им эту коллекцию. И назвала её “Beyond the fog” (“В тумане”).

Показ Алены Штайнке

На показе  мы много внимания уделили этой теме, выступала группа Kriwi. В этом показе участвовала и Анна Коновалова (мама доверенного лица Светланы Тихановской Антонины Коноваловой) из Варшавы со своим брендом “Babulя” — я пригласила её, чтобы мы объединили усилия и вместе зазвучали громче. Тогда среди гостей показа были не только белорусы, но и много иностранцев — и немцы, и украинцы.

Показ Алены Штайнке

Как быть модным в Берлине?

Алена любит разглядывать Берлин. Для неё это особенный и особенно модный город. На улицах Берлина можно увидеть что угодно: от масс-маркета до винтажных платьев.

Открыть бизнес в таком городе было несложно — сложно сделать так, чтобы он выжил.

— Чтобы зарегистрировать бренд или магазин, нужно 10 минут. Сделать это можно онлайн, а заплатить нужно 15 евро. Настоящие проблемы начинаются, когда приходится отвечать на вопросы: а где взять инвестиции? а как платить налоги?

Мне трудно развивать бренд в одиночку, без инвестиций. Но я делаю то, что люблю, и уверена, что всё получится, а на каждую вещь найдётся свой покупатель. До этого момента так и было: каждая вещь находила своего клиента.

С кем здесь я конкурирую? Да ни с кем. Моя техника уникальна. Ну кто ещё делает одежду из слов? Это некоммерческая история, я просто делаю то, что мне нравится.

И всё же Алена хотела бы открыть в Берлине собственный магазин и уже ищет будущих сотрудников.

 

Как купить вещь в масс-маркете, чтобы остаться в рамках “слоу фэшн”

Гардероб самой Алены минималистичный, и подход “слоу фэшн” вовсе не значит, что в нём нет вещей из масс-маркета.

— Просто вещи, которые я покупаю, служат мне долго. Я обновляю гардероб нечасто и хорошо ухаживаю за вещами. Для меня неважно, где куплена вещь — важно, сколько она проживёт в гардеробе.

Можно купить её в магазине, который продаёт экологичную одежду, и выбросить через полгода — и такой подход будет далёк от “слоу фэшн”. А можно купить вещь в масс-маркете и носить её 10 лет. И если хотите создать для себя экологичный гардероб, то думайте о том, как долго эта вещь вам прослужит.

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.

Последние новости

Главное

Выбор редакции