Хуже моды только нефтянка: белоруска развивает в Берлине “медленный” бренд
Коллекция Алены Штайнке
Преподаватели дизайнерки из Беларуси Алены Штайнке говорили о том, как модная индустрия убивает окружающую среду. Поэтому бренд самой Алены продвигает философию slow fashion — “медленной моды”.
— Модная индустрия по уровню вреда для окружающей среды уступает разве что нефтяной промышленности. Помню, как я впервые посмотрела документальный фильм о швейном производстве “Настоящая цена” (True cost). Я увидела горы мусора, горы из обрезков ткани, плавающие в реках азиатских стран.
И поняла, что цена одежды на самом деле отличается от той, которую мы видим на ценниках в магазинах. За одежду мы платим ещё и нашей экологией.
Я училась в Берлине, Киеве и Москве и с первых же месяцев учёбы поняла, что не хочу плодить массы одежды, которые будут выбрасываться через день, я хочу делать другую моду, которая требует вложений, в том числе временных.
Возможно ли быть дизайнером и не навредить природе? И можно ли продвигать философию “слоу фэшн”, одеваясь в масс-маркете? Ответы — да и да.
“Я вырезала из ткани слова “Любовь спасёт мир”
Алена закончила Минский лингвистический университет, переехала в Берлин. Поработала переводчиком и преподавателем немецкого языка, но ей хотелось чего-то другого. Уже когда Алене было далеко за тридцать, она поняла, что её настоящая страсть — создавать одежду.
Иняз даёт о себе знать: Алена шьёт одежду из… слов. Свою первую коллекцию Love она посвятила белорусским женщинам, которые участвовали в протестах. Дизайнерка вырезала из ткани слова “Любовь спасёт мир” и шила свои платья из этих букв и лоскутов ткани.
— То, что я делаю — в меньшей степени бизнес и в большей — искусство. Я подхожу к моде как к инструменту, который способен воздействовать на сознание людей, — рассказывает Еврорадио дизайнерка. — Работать как дизайнер я начинала в 2021 году и не могла пройти мимо темы белорусских протестов. Мне хотелось обратить внимание европейцев на Беларусь, и я предъявила им свою коллекцию, в которой воплотились моя боль и мои переживания.
Обрезков ткани у Алены практически не остаётся. Она старается работать в рамках философии “zero waste” — то есть никаких отходов. Обрезки превращаются в необычные аксессуары.
— Я работаю на манекене, из этих оставшихся кусочков ткани скульптурным методом создаю ключевые изделия. Когда вещь готова, невозможно понять, как и из чего она сделана. Обычно такие вещи я и выставляю в витрину — они цепляют глаз.
В летней коллекции Алены будет много льна, в зимней была шерсть. В поисках ткани она заходит в “дэдстоки” — это магазины, в которых можно купить остатки тканей, которые заказали, но не использовали крупные бренды.
— Стараюсь избегать синтетических тканей, которые долго разлагаются и загрязняют окружающую среду. Иногда покупаю экологичные ткани с сертификатом (их ещё называют “органик” или “био”), но не каждый дизайнер может позволить себе такую ткань. Изделие из неё будет стоить намного дороже того, к чему мы привыкли.
А ещё мне хотелось бы включить в производство конопляные ткани. Я долго изучала эту тему, но пока сложно найти конопляные ткани европейского производства... А когда находишь, оказывается, что они очень дорогие — в несколько раз дороже льна.
Продали несколько платьев и перевели деньги политзаключённым женщинам
Посмотреть на платья белоруски можно в шоуруме в Берлине. Там выставляется не только Алена, но и несколько других брендов. Там же дизайнеры работают над коллекциями.
— Мои клиенты необычные, потому что необычная и сама одежда. Нужно быть немножко сумасшедшим или очень творческим человеком, чтобы захотеть её надеть. Часто ко мне приходят художники или люди, как-то связанные с модой.
Кто-то заходит в шоурум, потому что просто идёт мимо и видит в витрине необычную одежду. Кто-то находит меня через инстаграм. Мой бренд участвовал и в неделе моды в Берлине.
Когда вышла первая коллекция, я познакомилась с Белорусским женским фондом и с их помощью устроила акцию распродажи коллекции для сбора денег в помощь белорусским женщинам-политзаключённым. Мы продали несколько платьев, а деньги перевели нашим женщинам.
Свою вторую коллекцию Алена тоже посвятила Беларуси. Вышло само собой.
— Я начала готовить эту коллекцию до начала войны в Украине. В ней было много образов землистых оттенков — болотный зеленый, бордовый красный, цвет воды…
А когда наши белорусские партизаны начали препятствовать движению военных эшелонов в Украину, я поняла, что должна посвятить им эту коллекцию. И назвала её “Beyond the fog” (“В тумане”).
Легендарная группа "Криви" выступила в Берлине 5.11.21 в платьях из моей коллекции LOVE.
— Alena Steinke (@AlenaSteinke5) November 12, 2021
The legendary band "Krivi" from Belarus performed on November 5th in Berlin in dresses from my LOVE collection. #fashionforfreedom#FreeBelarusWomen#alenasteinke_love#kriwi pic.twitter.com/W8l8BD1yqT
На показе мы много внимания уделили этой теме, выступала группа Kriwi. В этом показе участвовала и Анна Коновалова (мама доверенного лица Светланы Тихановской Антонины Коноваловой) из Варшавы со своим брендом “Babulя” — я пригласила её, чтобы мы объединили усилия и вместе зазвучали громче. Тогда среди гостей показа были не только белорусы, но и много иностранцев — и немцы, и украинцы.
Как быть модным в Берлине?
Алена любит разглядывать Берлин. Для неё это особенный и особенно модный город. На улицах Берлина можно увидеть что угодно: от масс-маркета до винтажных платьев.
Открыть бизнес в таком городе было несложно — сложно сделать так, чтобы он выжил.
— Чтобы зарегистрировать бренд или магазин, нужно 10 минут. Сделать это можно онлайн, а заплатить нужно 15 евро. Настоящие проблемы начинаются, когда приходится отвечать на вопросы: а где взять инвестиции? а как платить налоги?
Мне трудно развивать бренд в одиночку, без инвестиций. Но я делаю то, что люблю, и уверена, что всё получится, а на каждую вещь найдётся свой покупатель. До этого момента так и было: каждая вещь находила своего клиента.
С кем здесь я конкурирую? Да ни с кем. Моя техника уникальна. Ну кто ещё делает одежду из слов? Это некоммерческая история, я просто делаю то, что мне нравится.
И всё же Алена хотела бы открыть в Берлине собственный магазин и уже ищет будущих сотрудников.
Как купить вещь в масс-маркете, чтобы остаться в рамках “слоу фэшн”
Гардероб самой Алены минималистичный, и подход “слоу фэшн” вовсе не значит, что в нём нет вещей из масс-маркета.
— Просто вещи, которые я покупаю, служат мне долго. Я обновляю гардероб нечасто и хорошо ухаживаю за вещами. Для меня неважно, где куплена вещь — важно, сколько она проживёт в гардеробе.
Можно купить её в магазине, который продаёт экологичную одежду, и выбросить через полгода — и такой подход будет далёк от “слоу фэшн”. А можно купить вещь в масс-маркете и носить её 10 лет. И если хотите создать для себя экологичный гардероб, то думайте о том, как долго эта вещь вам прослужит.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.