Ляпис Трубецкой: "Нас интересует искусство, которое заканчивается дракой"
Недавно закончился ваш первый американский тур. Насколько он был для вас успешным и интересным?
Сергей Михалок: У организаторов есть предложение через полгода вернуться в Штаты с концертами. Насколько я понимаю, для организаторов, значит, эти гастроли были успешными.
Со своей точки зрения хочу сказать, что я больше всех беспокоился, что именно эмигрантская среда и люди, которые, живя в Советском союзе, очень злостно ругают всё, что связано с мифологией "совка", как только уезжают за границу, начинают буквально священнодействовать насчёт группы "Ленинград" и шансона.
Слава Богу, 90 % публики — это люди, которые пришли слушать новые песни.
Павел
Булатников:
То есть мы не делали "скидку" для Америки — мы играли ту же программу, которую слышите вы. И никаких реверансов насчёт старых хитов десятилетней давности не было. На удивление публика в Америке состояла в основном из молодых людей "в теме", которые знают, что сейчас представляет собой группа "Ляпис Трубецкой". Было очень приятно, что за океаном...
Евгений Калмыков:.... тоже есть интернет! (смеются)
Когда вас ждать на «Басовище»?
Евгений Калмыков: Мы до сих пор только слышали, как с нами разговаривали насчёт этого фестиваля, но никто с нами не связывался. Вот когда нас позовут — тогда и будем думать.
На фестивале Be2gether вы сыграли три новых песни...
Сергей
Михалок: Мне кажется, что сейчас пришло время возвращаться к истокам, когда на встречах с прекрасным происходили столкновения идей, когда символисты ходили с кастетами...
Маяковский, Гумилев — лично мне это очень нравится и сейчас то время, когда стоит задуматься о роли артиста именно в этом плане.
Можем ли мы будоражить, или, наоборот, будем превращаться в таких артистов, в которых превращается Bono. Очень много каких-то разговоров вокруг него, а на самом деле человек становится другом президента, глыбой, скупающей яхты.
Мне не очень нравятся экивоки и психоделика, мне нравятся группы чистой энергии, такие как Rancid или Dropkick Murphys. Или, например, бунтари — те же "Gogol Bordello".
Вот сейчас мы нашли для себя такой термин — неофутуризм. Нас интересует искусство, которое заканчивается дракой. Иногда мы первые хамим, иногда первыми приходится сбегать.
Если всё это рассматривать в рамках серьёзной художественной игры — а жизнь такой своеобразной игрой и является — становится очень интересно. И самое главное, творческие мускулы — мускулы автора — находятся в постоянной потенции.
Как к вашему творчеству относятся официальные власти?
Павел
Булатников: Здесь находится много белорусских журналистов, которые знают, что нам разрешают проводить большие сольные концерты..
Сергей Михалок: Паша, ты всё время повторяешь рабское слово "разрешают". Мы ни с кем не советуемся!
Павел
Булатников: Я имею в виду, нас не запрещают. Мы не знаем, как к нам относятся власти — вряд ли нас слушают.
Сергей
Михалок: Сейчас мы летели из Москвы компанией "Белавиа". И на борту самолёта нам попался очень "интересный" журнал — "Союзное государство", на обложке которого — президент с пионеркой на руках. Вот такой чистый и светлый образ, в том числе артиста, очень нравится официальным структурам.
Государству никогда не придёт в голову сделать таких исполнителей, как "Ляпис Трубецкой". Мы слишком бурлескные для того, чтобы быть лидерами с официальной точки зрения.
Несмотря на то, что нас знают за пределами Беларуси: мы — самые успешные в коммерческом плане исполнители, самый важный мейнстрим и единственные из белорусских групп, кто в состоянии собрать Дворец спорта. Но мы бурлескные и клоунадные для официального призвания.
Павел Булатников: А новый официальный герой, как мы поняли из этого журнала, — это вездесущий Рыбак. Статья называлась "Белорус из Норвегии выиграл Евровидение в Москве" и ни слова об участии в конкурсе официального представителя Беларуси — это нас очень поразило.
Сергей Михалок: Государство — это своеобразная секта сайентологии, им очень нравится быть вместе с чистыми и светлыми, успешными победителями.
Возвращаясь к Евровидению: видели ли вы "Волшебного кролика"?
Сергей
Михалок: Победители детских конкурсов заканчивают как Бритни Спирз или Майкл Джексон. Дети должны общаться со своими ровесниками, а не чувствовать этот груз ответственности.
Я в своё время тоже жил в маленьком городе, Славгороде, и тоже был ребёнком, которого приводили на День учителя читать стихотворения в школе. Но при этом я не участвовал в конкурсах, а у моих родителей хватало такта и воспитания, чтобы меня не заставлять. Я вообще считаю, что это насилие над детьми. Им не хватает человеческих отношений, они становятся куклами и манекенами.
Она не видела жизни, не знала песен у костра и первой любви. Поэтому она, как бешеная самка, начала бросаться на полностью неудержимых мужчин. Я вообще не знаю, как эту женщину вернуло назад... Поэтому я не очень хорошо отношусь к Бритни Спирз и к конкурсным детям вообще.
Насчёт белорусского детского Евровидения я, пожалуй, не в теме.. А что происходит?
Евгений Калмыков: Из нас троих видел это выступление только я. Шикарный психоделический номер! Будто дети объелись кислоты. Или скорее тот, кто с ними этот номер разучивал.
Вопрос относительно сетевого вирусного маркетинга. Как вы оцениваете своё творчество относительно размещения себя в медиа-визуального пространстве: клипы, музыка?
Сергей
Михалок: Как это ни парадоксально, такой старинный и ретроградный коллектив, как "Ляпис Трубецкой", полностью неожиданно для себя стал лидером вирусного маркетинга. Мы долгое время сталкивались с тем, что всё, что мы производим, — клипы, программы, сайты — всё это у официальных структур и телеканалов вызывает много вопросов насчёт художественной скандальности.
Не цензурной, именно художественной. Я настаиваю на том, что если цензура и касалась нашей группы, то именно с этой точки зрения — можно ли петь про "Золотые яйцы" и т.д.
А интернет-аудитория достаточно циничная — там всё это пришлось к месту. Лично я давно не был в интернете: у меня такая новая аскеза, я почти на 7 месяцев выключился с сети.
В палаточном городке Be2gether по-прежнему пели старые песни "Ляписов". Есть ли надежда, что когда-то мы услышим их вновь на сцене? Или, например, вы не думали сделать на них каверы?
Сергей
Михалок: Я попытаюсь образно ответить: например, тебя что-то убивает. Так вот, старые песни, как это ни парадоксально, загубили группу "Ляпис Трубецкой". Я об этом уже очень много рассказывал, будто я всё время оправдываюсь. Та история закончилась для группы очень печально.
Павел
Булатников:
Да, она отвернула от группы людей, которые до этого относились к нам с юмором. Они вдруг перестали воспринимать группу, и "Ляпис Трубецкой" стал для них шлаком и попсой. Нам нужно некоторое время, чтобы отойти от этого.
Сергей
Михалок: Здесь надо правильно расставлять акценты. Когда 2,5 года назад появился клип "Капитал", несомненно именно он стал тем маяком, на который снова все отреагировали. Мол, неужели это действительно те, кого мы давно похоронили и считали "дерьмом" в квадрате. Я всё это прекрасно понимаю.
Лёша
Техарев (режиссёр клипа "Капитал") дал такой сильный визуальный энергетический посыл, что люди вновь обратили на нас внимание. Мы стали гастролировать, давать билетные концерты. У нас появилась новая, свежая, молодая аудитория — пошёл целиком новый виток. Нам нужно время, чтобы понять, что вообще происходит.
Неофутуризм, о котором я рассказываю, — это прежде всего не оглядываться назад. А ещё существует такое понятие, как утилизация. Вот я считаю, что в современном искусстве есть много вещей, которым необходима утилизация.
Туристы приходят отдохнуть на берег озера, а потом за собой убирают. А в поп-культуре почему-то мы тянем за собой хвост из этих "розовых роз" и песен про "Владимирский централ".
Много гадостей, которые просто надо за собой убирать. В поп-культуре многое делается совсем не на века. Скорее всего эти произведения — однодневки. Надо уметь расставлять акценты и убирать за собой.
Нет ли у вас желания собрать все свои белорусскоязычные произведения, дописать новые и выпустить целиком беларусскоязычную пластинку?
Сергей
Михалок: Мы стараемся говорить на эсперанто — ещё раз повторюсь: для меня это очень важный масштаб. Я не очень хорошо разговариваю на белорусском языке и белорусская поэзия мне тоже даётся тяжело. Хотя я пытаюсь много читать. Мне нравится и сама лексика, и то, как звучит язык, поэтому не хотелось бы его "коверкать".
Есть много песен, которые так и остались лежать в качестве заготовок, потому что я никак не могу найти правильную рифму. А мне всё-таки хочется привнести в наше творчество какую-то текстовую куртуазность, чтобы можно было в этих текстах покопаться и найти там какие-то интересные вещи. А просто нарифмовать белорусских слов — не мой "конёк".
Уважение за спорт и кикбоксинг. Сколько от грудей "жмёте"?
Сергей
Михалок: Я не раскрываю своих спортивных секретов, но ведь я давно говорил — я не увлекаюсь подъёмом тяжести. Мне нравится турник и брусья.
А вообще мой рекорд 20 раз — я 20 раз подтягиваюсь. Вся моя жизнь — это преодоление преград. Все преграды в своей жизни я воспринимаю как тренировки.
"Ляпис Трубецкой" — единственная белорусская группа, которая выступала на Be2gether дважды. Как вы считаете, почему?
Сергей
Михалок: Я думаю, это не тот подвиг, за который внесут в анналы книги рекордов Гиннеса. В этом нет ничего особенного и удивительного. Может быть нас пригласили, потому что у нас больше опыта, чем у многих других белорусских групп. На сегодняшний момент нам есть что показать, как это поднести, чтобы всем было весело. Потому нас и позвали, что мы достаточно праздничная группа.
Под конец пресс-конференции Евгений Калмыков поблагодарил граждан Литвы за поддержку фестиваля Be2gether.
Евгений Калмыков: Поддерживайте этот прекрасный фестиваль! Я думаю, что ещё немножко — и народу будет в 2-3 раза больше.
Сергей
Михалок: Мы не очень последовательные христиане, но это глобальное, огульное всепрощение сейчас шагает по планете.
Очень долгое время все находились в таком постсоветском шоке, когда всё связанное с "совком" приводило в дрожь, ужас и дикое напряжение. Мне кажется, что только сейчас все начинают отходить. Не благодаря группе "Ляпис Трубецкой", а потому, что соседи наконец начинают разговаривать с соседями.