Не только люксовые авто. Белорусы зарабатывают, продавая в РФ тягачи из Европы
Белорусы продают европейские тягачи в Россию.
Польша, Литва и Латвия перестали пропускать через границы с Беларусью люксовые авто, на торговлю которыми с Россией наложены санкции. Но журналисты-расследователи выяснили, что контрабандный рынок автомобилей живет не только за счет Porsche и Lexus.
Белорусские фирмы-прослойки поднимают миллионы, продавая в Россию европейские тягачи: Volvo, Scania, Mercedes-Benz, DAF, MAN, Renault. В 2023-м через Беларусь на российские дороги попало более 600 таких автомобилей на $60 млн.
Схемы перепродажи раскрывает белорусское "Бюро" в партнерстве с российской "Вёрсткой". Расследованию помогали "Киберпартизаны" и литовцы из Siena.
Чистая прибыль — 1 млн долларов
Компания "НМП Логистик" была зарегистрирована вскоре после введения санкций Евросоюза. За год бизнес увеличил выручку в 10 раз, до 7 миллионов долларов. Чистая прибыль составила 47 тысяч долларов — в 5 раз больше, чем год назад.
Еще один белорусский посредник — компания "Автобай Лизинг". За прошлый год ее выручка выросла в 6 раз, до 15 млн долларов, чистая прибыль составила 1 млн долларов — в 22 раза больше, чем в прошлом году.
Фирмой владеет Сергей Лытко, гражданин Беларуси родом из Крыма. За год Лытко напродавал в Россию тягачей на 5,8 млн долларов. Покупатель — компания "Автобай", которой владеет белорус, бывший спортсмен Игорь Дятко.
Наибольшего успеха в поставках европейских грузовиков в Россию добилась белорусская компания "Белшинторгсервис". Фирма более 30 лет продает шины, диски, аккумуляторы, автомобили и спецтехнику, автозапчасти и т.д. После 2020-го осуществляла поставки силовым ведомствам.
За 2023 год компания увеличила выручку в 5 раз, до 46 млн долларов. Чистая прибыль выросла в 24 раза и составила 390 тысяч долларов. Зарабатывает на этом белорус Владимир Сержанович.
"У меня в компании работает 200 человек, у меня кредиты и тому подобное. Расскажите, как мне платить зарплаты, кормить этих людей. Что мне, закрыться и вообще не торговать ничем?! Что мне, умереть?! Мы не работаем с Евросоюзом. Мы работаем внутри Евразийского экономического союза. Там эти машины перемещаются свободно, там нет ограничений. А как они туда [в ЕАЭС] въехали? Хрен его знает", — утверждает Сержанович.
Из Германии в Россию через Литву и Беларусь
Журналисты нашли ответ на вопрос, который озвучил бизнесмен. Согласно VIN-номерам грузовиков, въехавших в РФ через "Белшингторгсервис", перед этим они побывали в Литве, а потом — в Казахстане.
Казахстан — уже классическая схема обхода санкций, но не единственная. В цепочке перепродаж европейских автомобилей в Россию кроме собственно российских и белорусских фирм задействованы компании из Германии и Литвы.
Вот пример. Российская компания "Автобай" покупает "Тойоту" у белорусской компании "Автобай Лизинг". Те в свою очередь импортируют ее из Литвы. А литовская компания приобретает ее в автосалоне в Германии.
На пути из Германии в Россию "Тойота" подорожала на 3600 евро. "Автобай Лизинг" за посредничество взял 63 евро.
Ну и что тут такого?
Дело, конечно, не в 63 евро. И даже не в грузовиках как таковых. А в том, что среди товаров, которые нельзя экспортировать в Россию, почти 3 тысячи наименований, которые спокойно можно продавать в Беларусь.
Например, внедорожники, которые Россия может использовать в войне против Украины. Изучением этих данных занимается норвежская консалтинговая организация Corisk.
"Чтобы экспортный контроль был эффективным, санкции в отношении Беларуси должны быть зеркальным отражением санкций в отношении России. Сегодня белорусская брешь достаточно велика, чтобы армада грузовиков, легковушек и других товаров могла пройти с Запада в Россию и, возможно, дальше — на поля боя в Украине", — подытоживает старший советник Норвежского Хельсинкского комитета Оге Боркгревинк.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.